На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Образование - всеобщая форма развития личности и общения
Образование - всеобщая форма развития личности и общения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1 Образование как система и процесс

Образование - социальный институт, через который осуществляется передача культурного наследия. Образование может рассматриваться в различных плоскостях.
Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее и постдипломное образование)
Образование как процесс предполагает протяжность во времени, разницу между исходными и конечными состоянием участников этого процесса технологичность, обеспечивающую изменения, преобразование.

Образование как результат свидетельствует об окончании заведения и удостоверения этого факта документом.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитание человека в интересах личности, общества и государства, сопровождающейся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.
Дошкольное образование - образование, полученное воспитанником в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.
Общее образование - образование, включающее три ступени, соответствующих уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Дополнительное образование - образование, полученное в музыкальных или художественных школах или по программам, выходящим за пределы государственных образовательных стандартов.
Среднее профессиональное образование - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средне-специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего профиля и уровня удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемое в высших учебных заведениях.
Под образованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, умений и навыков и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных процессов, а также в теоретической и практической подготовке человека. Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношения к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития и совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Образование - не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир и, с другой поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.
Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.


2. Основные принципы образования


Принципы образования - это основные идеи, следование которым помогает эффективным способом достигать поставленной цели.
Автономность образования - один из основных принципов государственной политики в области образования, возможность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).
Адаптивность образования - один из основных принципов государственной политики в сфере образования: приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Демократизация образования один из основных принципов государственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, где личность, общество и государство, полноправные партнеры.
Единство культурного и образовательного пространства - один из основных принципов государственной политики в области образования, обеспечивающий связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровнисоциально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.


3. Содержание образования


Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как отдельных людей, общества. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс содержания образования. Процесс, в свою очередь, включается в программы различных учебных заведений. Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во-первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во-вторых - наличие принципа научности. Содержание образования призвано отражать созданную человеком культуру.
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения: учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
В содержании образования теория должна соединяться с практикой, а обучение - с производительным трудом.
Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственноэстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда. Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.
Содержанием образования принято называть систему знаний, навыков и умений. Их научное приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни. Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и также посредством программ и учебников. Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития, как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.
Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляется школьниками на базе полученных знаний. Отличительным признаком является то, что определенные действия можно выполнить и при изменении первоначальных условий. Например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т.п. Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного закрепления изученного материала на практике.
Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.


4 Качество образования


Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Поскольку мнения по этому вопросу заметно расходятся, расходятся и трактовки термина.
В целом качество современного образования определяет ряд факторов, обусловливающих его социальную эффективность:
- содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности;
- высокая компетентность педагогических работников и других образователей;
- новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность;
- гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.
Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы, организационно-управленческого финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения: родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей; качество для учителей может означать наличие для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом; для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников; для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения: оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования). Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях их деятельности.
Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: установление стандарта и операционализация: определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах (измеряемых величинах); установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов; сбор данных; оценка результатов; действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг). При формировании образовательных стандартов целесообразно руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения «процесса» образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т. д.
Изменения в единой государственной системе обучения, во многих давно устоявшихся традициях и введение новых (тестирование при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т. д.) выводит проблему качества образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем. Проблема качества образования рассматривается как проблема контроля и оценки образовательной деятельности.
В настоящее время выработаны основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках реформы образования. Проводится работа по определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом в области образования и контроля его качества как составной части.
Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образования, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Образование предполагается оценивать в качестве результата и процесса деятельности каждого учебного заведения как со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Однако в целом еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения программ обучения значительно расширяется, а с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства. Качество образования определяется:
- степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
- соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и целостных ориентаций).
- степенью соответствия творческих знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.
Качество образования необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования. Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.


Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «образование»
2. Раскройте смысл основных принципов образования
3. Охарактеризуйте содержание образования
4. Назовите основные элементы содержания образования
5. Сформулируйте цели образования


Темы для рефератов
1. Влияние различных теорий образования на педагогический процесс
2. Уровни формирования содержания образования
3. Образование как система и процесс
4. Современное мировое образовательное пространство

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.