Лекция Эмоционально-волевая сфера личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Определение эмоций и чувств

Удовлетворение потребностей и проявление активности связано у человека с различными эмоциональными переживаниями. Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает определенные эмоции и чувства.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, самому себе, называют чувствами и эмоциями.


Понятия «чувства» и «эмоции» - означают два разных, хотя и взаимосвязанных явления эмоциональной сферы личности.
Эмоциями считают более простые непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на каждое внешние проявление.
Чувства - это более сложное, чем эмоции, постоянное, установившееся отношение человека (чувство долга, ответственности, совести и т. д.).
Общими для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизни человека.
Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимические (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (бледность лица, покраснение и т. д.) и выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Регулятивная функция эмоций и чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия.
Коммуникативная функция чувств и эмоций заключается в том, что способы их выражения несут информацию о психике и физическом состоянии человека и позволяют лучше понимать друг друга.
Защитная функция эмоций и чувств выражается в том, что она может защитить человека от опасностей из-за быстрой реакции организма на воздействие внешней среды.
Жизненный опыт помогает человеку приобретать определенные умения, управлять внешним проявлением эмоций. Поэтому для определения эмоций, переживаемых человеком в данной момент, необходимо наблюдать за проявлением эмоций в различных ситуациях.
Основными эмоциями являются:
Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность удовлетворения которой до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения очень важной для субъекта потребности.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения объекта чувств.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания о внешних проявлениях очень велик для эмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Г нев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх - от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоции он испытывает и почему она возникает.
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.


2 Общее представление о воле


Человек выполняет различные виды деятельности, включающие разнообразные действия (моторные, мыслительные).
Каждое действие определяется побуждением, чувством долга. Не все эти побуждения осознаются человеком одинаково, а действия неодинаково контролируются сознанием. Однако все действия человека могут быть поделены на две категории:
- непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений, они имеют импульсивный характер, лишены цели;
- произвольные действие предполагает осознание цели, представление тех операций, которые обеспечивают достижение цели. Они совершаются сознательно и имеют цель. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных усилий, но чаще достижение цели связано с преодолением трудностей, такие действия называются волевыми.
Воля - психический процесс сознательного управлния деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к поставленной цели.
Волевое усилие - особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические,
интеллектуальные и моральные силы человека. Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели.
Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:
- необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;
- несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;
- на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
В качестве основных функций воли выделяют:
- выбор мотивов и целей;
- регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
- организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;
- мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.


3. Структура волевого действия


Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.
К простым волевым действиям относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему понятно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнить действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1. Осознание цели и стремление достичь ее.
2. Осознание возможностей достичь цель.
3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.
4. Борьба мотивов и выбор.
5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.
6. Осуществление принятого решения.
7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.


Этап «осознания цели и стремление ее достичь» не всегда сопровождается борьбой мотивов. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то остается только осознать ее, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда человек может выбрать цели, или по крайней мере, очередность их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это идеально мыслимое человеком содержание потребности. Желать чего-либо - значит знать содержание побудительного стимула.
Поскольку желания человека различны и одновременное их удовлетворение объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления к ее достижению она разрешается выбором цели действия, после чего напряжение ослабевает.
Этап «осознания возможностей достичь цели» - это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого. После этого устанавливаются причинно-следственные отношения между способом выполнения и возможными результатами.
На следующем этапе вероятные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Каждый из потенциальных способов рассматривается на соответствие ценностям конкретного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и при выборе цели, возможна конфликтная ситуация. Она связана с тем, что человек осознает возможность легкого пути (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время из-за своих моральных чувств или принципов не может принять его. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), зато следование им больше соответствует системе ценностей.
Результатом расширения такой ситуации является следующий этап - принятие одного из вариантов в качестве решения. Эта фаза характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. происходит уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного.
Этап осуществления принятого решения не освобождает, однако, человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе целей действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление вновь сопряжено с преодолением препятствий, внешние трудности могут быть столь значительны, что только наличие сильной воли помогает человеку «не опускать руки», не отказываться от выполнения принятого решения и достижения необходимого результата.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия. Первое - это достижение конкретной цели, второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов и затраченных усилий.


Контрольные вопросы
1. Чем отличаются эмоции от чувств человека?
2. Каковы функции эмоций и чувств?
3. Назовите основные признаки воли.
4. Сравните содержание простого волевого действия и сложного волевого действия.


Темы для рефератов
1. Развитие эмоциональной сферы у человека.
2. Виды и роль эмоций в жизни человека
3. Становление волевой регуляции у человека

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.