Общение в психическом развитии человека
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Общение как социально-психологическое явление

Общение является необходимым условием жизнедеятельности человека и представляет собой специфический способ существования, несет в себе воплощение принципов нравственности и толерантности. В современной науке существует более ста определений понятия «общение», среди которых следующие:
- общение - сторона предметной деятельности индивида;
- общение - один из видов социальных деятельностей личности;

- общение и деятельность - две стороны общественного бытия человека, представляющих одно целое;
- общение - совокупность различных видов психологических контактов между людьми;
- общение - есть сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять собеседника;
- общение - взаимодействие двух или нескольких людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата;


Общение - сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией, значимой для участников общения (мнениями, настроениями, желаниями и т. д.). Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, спор о политике, сообщение о погоде, решение деловых вопросов с партнерами. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами. При этом необходимо учитывать отношения между партнерами, их установки, цели, намерения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми и представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Общение как взаимодействие зачастую рассматривают с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием продуктивнее взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении, а также с необходимостью достижения взаимной удовлетворенности.
Перцептивная сторона общения обозначает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимоотношения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким субъектом познания являются другие люди).
Единство трех сторон общения является важным условием оптимизации совместной деятельности, общения людей и их отношений.


Основные задачи общения:
- информативная задача (передача информации партнерами, лучше взаимообмен информацией);
- задача построения взаимоотношений;
- задача раскрытия резервов участников общения, осознание условий решения каждым участником общения своих проблем;
- задача взаиморегуляции;
- задача удовлетворенности общением каждым партнером, появление чувства положительного опыта и тона.


К основным параметрам общения относятся: стиль, тон, техника и такт.
Под стилем общения понимают определенную систему способов психологическо-эмоционального взаимодействия между людьми, которая характеризуется параметрами экспрессивной направленности (общительность, властность, гибкость) и элементами коммуникативного действия (просьба, угроза, распоряжение). Различают следующие виды стилей общения:
- прагматический стиль общения, направленный на достижение практического результата;
- подавляющий стиль общения, имеющий специфику властного принуждения;
- педантичный стиль общения, предполагающий детализированный контроль исполнения просьб, указаний;
- дистантный, подчеркивающий соблюдение субординации в отношениях;
- мягкий, отличающийся гуманизацией отношений;
- понимающий, направленный на чуткое отношение к позиции собеседника.
По тональности общение бывает сердечным, уступчивым, агрессивным, наглым и т. д. Тональность, техника и такт общения порождаются психическими особенностями собеседников, которые приводят либо к соперничеству, либо к сотрудничеству.
Группы воздействия общения:
1) организующие воздействие (инструктирование, совет, предупреждение, распоряжение, наставление и т. д.);
2) оценивание воздействия (похвала, нотация, насмешка, осуждение и т. д.);
3) дисциплинирующее воздействие (повышение интонации, замечание и т. д.).
В процессе общения выделяются следующие этапы:

- потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. д.) побуждает партнеров постоянно вступать в контакт;
- ориентировка в целях общения в ситуации общения;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения: собеседник представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
- выбор собеседником бессознательно (иногда сознательно) конкретного средства, речевую фразу, которыми будет пользоваться, принятие решения, как говорить, как себя вести;
- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения.
Общение имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми, вырабатывающими решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

 


2 Вербальные средства общения


Общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми и реализуется с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. Характерными особенностями структурных компонентов общения выступает специфика этих выразительных средств.
Вербальные средства общения. Речь, как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную (или словесную) форму. Общение голосом имеет специфические выразительные возможности: речевое общение, паралингвистика и экстралингвистика.
К речевым звуковым качествам относятся:
- диапазон голоса - широкий, узкий;
- тональность голоса - высокая, низкая;
- ритм - равномерный, прерывистый;
- тембр - хриплый, раскатистый, скрипучий.
К паралингвистике, которая изучает свойства речи и голоса относятся:
- дикция - четкая, с нарушением произнесения звуков;
- интонация (имеющая особые характеристики) - слабая, говорящая о подчиненности человека; повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру;
- темп речи - быстрый, средний, замедленный;
- модуляция высоты голоса - плавная, резкая.
К экстралингвистике, которая исследует разделительные речевые звуки, относятся:
- специфические звуки - шепот, вздохи, смех, плач;
- разделительные звуки - кашель, сопение;
- звуки назализации - «хм-мм», «э-э-э»;
- нулевые звуки - паузы.
Речевые звуковые явления голоса позволяют передавать информацию, а также представляют существенный индикатор психического состояния человека.
Среди основных структурных элементов речи выделяют: говорение, слушание, чтение и письмо. Слушание и чтение выполняют функции приема информации, говорение и письмо - передачи информации партнеру. Объединяющим началом всех четырех компонентов служит внутренняя речь. При передаче информации необходимо возникшую идею, мысль сначала словестно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т. е. высказать. Сформулированное высказывание непременно должно быть услышано и понято собеседником. В процессе общения происходит потеря информации, ее искажение и, как следствие, возникает проблема непонимания между собеседниками. Максимальное понимание между передающими и принимающими информацию собеседниками возможно при условии срабатывания обратной связи. Речь в общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и объединить усилия для решения актуальной проблемы с целью достижения желаемого результата. Определяя место речи в процессе общения людей, следует подчеркнуть, что она лишь в том случае будет играть оптимизирующую роль в деятельности любого человека и способствовать взаимопониманию, когда достигнет высокого уровня развития и станет культурной речью.
Культура речевого общения означает свободное владение языком, использование всех средств и выразительных возможностей языка. Структурными элементами культуры речи являются:
- лексическая культура речи отражает уровень владения словом и проявляется в таких показателях, как точность употребления слова, его выразительность и доступность;
- грамматическая культура речи демонстрирует правильность построения фразы и ее доходчивость;
- фонетическая культура речи заключается в правильном произношении, выразительность интонации, четкость дикции.
Каждому человеку следует помнить, что его речь целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. Интеллект говорящего оценивается логичностью высказываний и богатством лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах, легкость продуцирования мыслей являются индикатором развитого интеллекта. Речь собеседников играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образования, культуры и интеллигентности.


3. Невербальные средства общения


Невербальный (неречевой) контекст общения составляет важное звено в цепи достижения взаимопонимания между людьми. Невербальные средства общения, по сравнению с вербальными позволяют получить намного больше информации. Это объясняется тем, что на основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения. Многообразие выразительных средств невербального общения позволяет остановиться только на основных средствах, к которым относятся:
- проксемика - пространственная организация общения;
- кинесика - зрительно воспринимаемые движения другого человека: выразительные движения мышц лица (мимика), многообразная гамма жестовых движений (жестика), моторика всего тела человека (пантомимика);
- такесика - тактильное воздействие в процессе общения.
Проксемика изучает расположение людей в пространстве
(дистанция, расположение, ориентация). К праксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На праксемические характеристики общения оказывают влияние культурные и национальные факторы. Американский антрополог Э. Холл описал
нормы приближения человека к человеку, определил четыре зоны межличностного пространства человека.
1) Интимное расстояние (15-45 см.) - общение самых близких, хорошо знакомых людей. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, а также тактильный контакт (прикосновение).
2) Персональное расстояние (45-120 см.). Эта зона характерна для обыденной беседы с друзьями и коллегами, и предполагает лишь визуальный контакт между партнерами, поддерживающими беседу.
3) Социальное расстояние (120-400 см.). Особенность этой зоны в том, что она предпочтительна при общении во время формальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях с чужими людьми
4) Публичное расстояние (400-750 см.). Эта зона подразумевает общение с большой группой людей перед различными аудиториями.
Следует подчеркнуть, что нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Кинесика исследует выразительные движения мышц лица (мимику), многообразие жестовых движений (жестику), моторику всего тела (пантомимику).
Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние и предоставляющее информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения содержат, по мнению ученых, более 70 % информации. Поэтому лицо человека является главным источником психической информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем произносимые слова. С мимикой тесно связан взгляд или визуальный контакт.
Взгляд или визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если глаза собеседника встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, то он пытается скрыть свою информацию (или лжет); если же более 2/3 времени разговора, то он более правдив и искренен.
Информацию содержат также такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
Поза - положение человеческого тела, типичное для определенной культуры. Культурные традиции каждого народа могут запрещать (либо закреплять) некоторые позы. Поза позволяет определить, как тот или иной человек воспринимает свой статус по отношению к статусу партнеров по общению. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные поза по сравнению с лицами, имеющими низкий статус. Содержание позы раскрывается в размещении партнером своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению:
1) «Закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики - человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок.
2) «Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности - стоя: руки раскрыты, ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты.
Жесты в общении позволяют получить достаточно много информации. В языке жестов есть слова, предложения, знаки препинания. Богатейший «алфавит» жестовых движений человека можно объединить в пять основных групп:
1) Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («указующий перст») ; пиктографы, т. е. образные картинные изображения («вот такого размера и конфигурации») ; кинектографы, т. е. движения тела; жесты-отмашки; идеографы т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2) Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3) Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».
4) Жесты-адапторы - это специфические привычки человека как правило, эти жесты связаны с движением рук. Специалисты сводят их в три группы: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касание, пошлепывание партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица, и т. д.).
5) Жесты-аффекторы - это жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека (или желающего быть таковым) крайне важно приобрести умение понимать ложные (притворные) жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем:
- они преувеличивают слабые волнения (демонстрация, усиления, движений руками и корпуса);
- подавляют сильные волнения (благодаря ограничению этих движений);
- ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.
Важную смысловую нагрузку в невербальном общении человека несут жестовые движения отдельных частей тела:
- жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и хождение в разные стороны, др.;
- жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
- жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна из них при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
- жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты-отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные ноги; дотрагивание до кончика носа и др.;
- жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.
Умение понимать язык популярных жестов (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и т. д.) является не только необходимым в деятельности и общении, но и обязательным, поскольку оно способно помочь любому человеку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях и в совершенстве разбираться в людях.
Походка человека позволяет распознать его эмоциональное состояние. По походке можно определить различные эмоции - радость, страдание, гнев, гордость, счастье и т. д. Самая тяжелая походка наблюдается при гневе, самая легкая - при радости, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина шага при гордости.
Такесика характеризует прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование собеседниками в общении динамических прикосновений определяется многими факторами, среди них: возраст, пол, степень знакомства, статус партнеров.
Рукопожатия делятся на три типа:
- доминирующее - рука сверху, ладонь развернута вниз;
- покорное - рука снизу, ладонь развернута вверх;
- похлопывание по плечу как элемент такесики возможен при условии близких отношений, равенства социального статуса партнера.
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символ степени близости партнеров. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Знание невербальных средств общения способно существенно
помочь в овладении искусством быть проницательным и коммуникабельным, а так же открыть возможности человеку добиться такого уровня взаимоотношений с людьми, который помогал бы ему свободно и ясно понимать все неречевые проявления эмоций и чувств своих партнеров по общению.


4. Совершенствование культуры общения


Культура общения любого человека определяется степенью развития его коммуникативных качеств, позволяет компетентно устанавливать взаимоотношения между людьми в процессе деятельности. Уровень развития культуры общения во многом зависит от сформированности таких коммуникативных качеств как внимательность, доброжелательность, дипломатичность, справедливость, доступность и т. д. Повышение уровня развития культуры общения позволит найти пути к взаимопониманию и сотрудничеству в различных ситуациях общения.
Важнейшим условием успешности общения являются умение слушать и слышать, умение говорить и понимать собеседника.
Умение слушать является значимым критерием коммуникабельности человека. По манере слушания всех людей можно разделить на три категории: внимательных, пассивных, агрессивных. Среди них больше всего пассивных и меньше всего внимательных.
Основными слагаемыми умениями слушать являются:
- умение внимательно молчать и быть, когда это необходимо, пассивным собеседником;
- умение активно слушать, т. е. подчинить свой разговор раскрытию собеседника (задавать вопросы для снятия напряжения, старание понять не только смысл, но и чувствовать собеседника, резюмировать и подводить итог общения.);
- умение оценивать сложившуюся ситуацию общения.
Слушать собеседника предполагает необходимость учитывать следующие рекомендации:
1) Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать: или уточняющими вопросами, или переформулировать сказанное с просьбой поправить вас.
2) Будьте физически внимательным, т. е. слушайте собеседника всем телом. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваши поза и действия свидетельствуют о том, что вы внимательно слушаете. Определите удобное для обоих расстояние. Помните, что говорящий хочет общаться с мыслящим и чувствующим собеседником, а не с каменной стеной.
3) Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределе только нескольких минут.
4) Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувствовать собеседника. Декодируйте эмоциональные оттенки сообщений. Наблюдайте за невербальными сигналами собеседника. (Проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов, и поз. Следите за тем, как собеседник поддерживает в сами визуальный контакт. Следите за тоном голоса, скоростью речи и т. д.).
5) Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Чем больше собеседник чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Отрицательная установка вызывает излишнюю напряженность или, наоборот, неуверенность и вялость.
6) Старайтесь выразить понимание. Вчувствуйтесь в психодинамику речевого поведения собеседника, чтобы понять, что он переживает и что пытается сказать. Эмоциональное одобрение помогает собеседнику точнее понять сообщение.
Слушайте самого себя - это обеспечивает готовность слушать других. Если вы озабочены или раздражены и ведете внутренний диалог, вы не способны слышать, что говорят другие.
Слушая собеседника, никогда не делайте следующего:
1) Не притворяйтесь слушающим. Вас быстро разоблачат: отсутствие интересов проявляется в мимике и жестах. Притворство рассматривается собеседником как оскорбление. Гораздо лучше, откровенно признаться, что в данный момент вы не можете слушать, сославшись на недомогание, занятость и т. д.
2) Не перебивайте без надобности. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. (Руководители чаще перебивают подчиненных, мужчины - женщин.) Если вы кого- либо перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.
3) Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию.
4) Не делайте поспешных возражений, если вы мысленно не соглашаетесь с каким-либо доводом (иначе вы тут же начнете формулировать возражение и перестанете слушать собеседника). Выслушайте оппонента до конца, а затем излагайте возражения.
5) Не задавайте собеседнику слишком много вопросов одновременно. Это сбивает собеседника, отнимает инициативу и вынуждает занять оборонительную позицию.
6) Не претендуйте на эмоциональную проницательность (Я прекрасно понимаю ваши чувства). Это снижает доверие к вам. Свидетельством внимания к собеседнику будут замечания «Вы чем-то разочарованы?», «Это очень неприятно».
7) Не давайте непрошеных советов. Такие советы обычно дают люди, неспособные оказать реальную помощь. Необходимо установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную информацию.
Умение говорить предполагает точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в сообщении на реакцию собеседника.
Типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые затрудняют передачу мысли собеседнику:
- не организуем свои мысли перед тем, как их высказать, а говорим спонтанно, надеясь, а точнее требуя, чтобы другие «поспели» за нами;
- из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
- говорим слишком длинно и хотим сказать слишком много в одной фразе, так что каждая последующая информация «забивает» предыдущую, и слушатель к концу уже не помнит, что было в начале;
- говорим, не обращая внимание на содержание высказывания собеседника;
- продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель, или нет.
Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потери информации при монологическом общении может достигнуть 50 % и в некоторых случаях 80 % от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной техникой общения, наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к вербальным и невербальным сигналам, способность отличить искренние ответы от уклончивых.
Советы для совершенствования культуры общения:
- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства человека;
- обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме;
- прежде чем критиковать другого, расскажите о своих собственных ошибках;
- задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания;
- дайте человеку возможность сохранить репутацию;
- хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы;
- создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним;
- пользуйтесь поощрением - сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым;
- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Достигнуть высокой культуры общения невозможно без совершенствования культуры речи, причем на всех уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом, а также без развития техники и приемов общения.


Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «общение».
2. Назовите основные задачи общения и группы воздействия общения.
3. Раскройте вербальные и невербальные средства общения.
4. Обозначьте основные пути развития общения.
Темы для рефератов
1. Отличие общения человека от общения животных.
2. Роль общения в психическом развитии человека.
3. Восприятие и понимание в процессе общения

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.