На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Возникновение стресса, его особенности и психофизиологическая характеристика
Возникновение стресса, его особенности и психофизиологическая характеристика
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Цель: изучить механизм возникновения стресса как эмоционального состояния организма при воздействии экстремальных условий, психофизиологические особенности стресса, влияние личностных и индивидуальных особенностей человека на развитие стресса.
В настоящее время увеличивается количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера, таких как: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, захват заложников, террористические акции, которые могут создавать серьезную угрозу для благополучия людей, в связи с этим наиболее актуальной становится проблема сохранения здоровья и работоспособности в условиях воздействия экстремальных ситуаций.

В жизни каждого человека так же могут возникать экстремальные ситуации, но будут ли они оказывать на психику травмирующее воздействие, зависит от оценки того или иного события, знаний и умений в сфере психологической безопасности. Бытовые условия (семейные ссоры, конфликты, грубость, недопонимание) могут стать причиной возникновения экстремальных ситуаций, но чаще подобные ситуации возникают в области профессиональной деятельности. Стресс, относится к психическим состояниям, возникающим в экстремальных ситуациях. Знание закономерностей психического реагирования на стрессовую ситуацию повышает толерантность организма к воздействию стресса.

1. Понятие «стресс», виды стрессов, приспособительные механизмы, развивающиеся в организме при воздействии стрессовых раздражителей


В литературных источниках отмечается, что понятие «стресс» применяется с целью описания эмоционально-психологических состояний человека в экстремальных условиях.
Стресс - особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный раздражитель.
М. Кордуэлл (1999) приводит несколько определений стресса:
-стресс, это состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства;
-стресс, это отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой, когда человек не справляется с предъявляемыми требованиями;
-стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, конфликтные отношения на работе и т. п.).
Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907-82). Им были опубликованы наблюдения о больных, которые страдали расстройствами различных систем организма. Результаты исследований показали, что больные с симптомами определенных заболеваний, имели однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников, истощение лимфоидной ткани. Для определения неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма Ганс Селье ввел понятие «стресс».
Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, помогающий ему приспособиться к изменяющимся условиям.
Стресс - неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.
Это физиологическая реакция, которая характеризуется мобилизацией резервных возможностей организма. Эта реакция называется неспецифической, так как она возникает в ответ на любые неблагоприятные воздействия - холод, боль, жажду, печаль и т.д.
В научной литературе отмечается, что слово «стресс» в переводе с английского означает давление, натяжение, усилие.
Любой стрессовый фактор, оказывающий влияние на организм, способствует образованию адаптационных (приспособительных) реакций организма специфического характера (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифического характера (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ).
Стрессовая реакция может наблюдаться при воздействии на организм положительных событий, сопровождающаяся положительными эмоциональными переживаниями. В этом случае говорят об айстрессе.
Айстресс (настоящий, положительный) - стрессовая активация при положительных эмоциях.
Айстресс - это заряд бодрости, который помогает нам справляться с делами в срок.
Стрессовая реакция, сопровождающаяся отрицательными эмоциональными переживаниями, называется дистресс.
Дистресс - эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие деструктивную силу.
Выделяют стресс биологический (физиологический), при котором наблюдается ослабление информационных связей между функциональными системами организма, что приводит к нарушению механизмов саморегуляции определенной функциональной системы, и изменению функций: например, повышение артериального давления, ослабление иммунитета и. т. д.
Важными факторами для развития психологического (эмоционального) стресса являются восприятие и оценка сложившейся ситуации, как угрожающей, представляющей опасность, которые тесно связаны с когнитивными процессами, индивидуальными особенностями личности (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.).
Эмоциональные переживания по поводу возникшей угрозы, вызывают физиологические изменения в организме, как ответную реакцию на стрессовые воздействия. Сильный физиологический стресс, в свою очередь, может повлиять на эмоциональное состояние.
Какие изменения происходят в организме при воздействии стресса?
В своей научной работе «Стресс жизни» Г анс Селье отметил, что любые стрессовые факторы (холод, жара, боль, тоска и даже счастье) вызывают в организме одинаковые физиологические изменения. Все приспособительные механизмы, включающиеся в организме при воздействии стресса, Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом» и в его развитии выделил 3 стадии.


Общий адаптационный синдром - приспособительные механизмы, возникающие в организме при развитии стресса. В его развитии выделяют 3 стадии.
1. Стадия тревоги.
2. Стадия сопротивления (резистентности).
3. Стадия истощения.
Формирование фаз реакции на стрессовый раздражитель представлены на рис. 1.

стресс фактор



Рис. 1. Схематическое представление о формировании фаз реакции на стрессовый раздражитель (по Г. Селье); А - изменения общего энергетического уровня на протяжении фаз; Б - характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития фаз стресса (По: Физиология человека / Под. ред.
Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. СПб.: СОТИС, 2000. С. 155).

1. Стадия тревоги. Под влиянием стресса изменяется функционирование висцеральных систем организма: кровообращения и дыхания, управляемые центральной нервной системой с привлечением гормонов мозгового вещества надпочечников (катехоламинов). Активация симпатико-адреналиновой системы приводит к обеспечению организма энергией, необходимой в будущем. На этом этапе наблюдается максимальная мобилизация адаптационных ресурсов организма.
2. Стадия сопротивления (резистентности). На этом этапе происходит адаптация к изменяющимся условиям, проявляющаяся в снижении общей возбудимости центральной нервной системы, активности систем и органов, первоначально вовлеченных в реакцию. Наряду с изменением гормонального фона, усиливается влияние гормонов коры надпочечников. Все ресурсы расходуются оптимально, организм готов к выполнению длительной и напряженной работы.
3. Стадия истощения. Эта стадия наступает при длительном или сильном воздействии стрессора, приводящее к дезадаптивным нарушениям, постепенному истощению защитных сил организма. Нарастающие признаки дистресса, сопровождающиеся реактивными состояниями, могут спровоцировать возникновение эндогенных заболеваний. В литературных источниках отмечается, что под влиянием хронического стресса, возникают депрессивные, тревожные состояния личности с риском развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения.


2. Психофизиологические особенности стресса


В литературных источниках приводится описание действия стресса на психофизиологическом уровне (Д. Гринберг, 2004).
Сильное эмоциональное возбуждение вызывает активацию высших вегетативных центров, ядер гипоталамуса. Импульсы от которых, усиливают деятельность эндокринной системы и вегетативной нервной системы. Для активации эндокринной системы, в передней части гипоталамуса вырабатывается кортикотропный рилизинг- гормон (КРГ), который начинает оказывать воздействие на гипофиз. В результате этого воздействия, гипофиз начинает вырабатывать адренокорти- котропный гормон (АКТГ). Адренокортикотропный гормон активирует кору надпочечников, которые начинают вырабатывать кортикоид- ные гормоны. Для активации вегетативной нервной системы нервный импульс посылается из задних ядер гипоталамуса к мозговому веществу надпочечников. В передней части гипоталамуса образуется ти- реотропный рилизинг-гормон, который оказывает воздействие на гипофиз, стимулируя его к формированию тиреотропного гормона (ТТГ). Тиреотропный гормон оказывает воздействие на щитовидную железу, которая начинает вырабатывать гормон тироксин. Задняя часть гипоталамуса посылает нервные импульсы к ядрам гипофиза, где начинают образовываться окситоцин и вазопрессин (АДГ). Нервные импульсы от гипоталамуса и гипофиза поступают к коре надпочечников, где начинают вырабатываться глюкокортикоиды и минералокор- тикоиды. Важное значение из глюкокортикоидов в образовании стрессовой реакции имеет кортизол, а из минералокортикоидов - альдосте- рон, что представлено на рис. 2.

стресс фактор



Рис. 2. Стресс и пути стрессовой реакции

В мозговом веществе надпочечников, под влиянием импульсов, поступающих из гипоталамуса, вырабатываются катехоламины - эпинерфин и норэпинерфин. При возникновении стресс- реакции гормоны надпочечников вызывают различные физиологические изменения в организме:
-увеличение частоты сердечных сокращений;
-расширение коронарных артерий;
-расширение бронхиальных путей;
-повышение артериального давления;
-увеличение объема потребляемого кислорода;
-увеличение содержания сахара в крови.
Гормоны щитовидной железы и гипофиза также участвуют в реакциях организма борьбы со стрессом.
Вегетативная нервная система состоит из двух отделов: симпатической нервной системы, которая отвечает за расход энергии во время стресса, и парасимпатической нервной системы, благодаря которой, происходит сохранение энергии во время расслабления организма.
Отмечается, что во время стресса могут наблюдаться негативные реакции организма:
-уменьшение выработки слюны во время стресса создает ощущение «тряпки во рту»;
-затрудняется процесс глотания, в результате непроизвольного сокращения глотки;
-развитие язвы желудка может быть спровоцировано усиленной секрецией соляной кислоты;
-наблюдаемое во время стресса сильное сокращение скелетных мышц, может стать причиной сильных головных болей, болей в спине, ощущений усталости;
-гипертония может развиться в результате сокращения гладкой мускулатуры стенок кровеносных сосудов;
-стресс влияет на электрическую активность кожи и ее температуру.


Симптомы стресса на психологическом уровне представлены на рис. 3:


-потеря интереса к другим людям;
-раздражительность в общении;
-ощущение собственной неполноценности, враждебности к себе; -постоянное ожидание неудачи;
-постоянное чувство гнева;
-страх перед будущим;
-неспособность завершить начатое дело;
-затрудненное принятие решений;
-пониженная способность к концентрации;
-страх заболеть;
-безразличие к работе, домашним делам, собственной внешности;
-подавленное, тревожное состояние;
-чувство, что никому нельзя доверять.


—► Раздражительность в общении
Потеря интереса к жизни
—► Затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы
Постоянное ожидание неудачи
—► Затрудненное принятие решений
Постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть
—► Ощущение собственной неполноценности, ненависть к самому себе
—► Потеря интереса к другим людям
Ощущение враждебности со стороны окружающих
Постоянное чувство едва сдерживаемого гнева
Безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим)
—► Утрата чувства юмора и способности смеяться
Неспособность завершить начатое дело, не приступив к другому
—► Пониженная способность к концентрации
—► Боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах
—► Чувство, что никому нельзя доверять
—► Страх перед будущим
—► Страх открытого (замкнутого) пространства или страх перед уединением


Рис. 3. Симптомы стресса психологического уровня


Любая жизненная ситуация для человека становится стрессовой, если он ее субъективно оценивает как источник угрозы, вызывая страх, панику, гнев, беспокойство, тревогу. Информированность о сложившейся ситуации, знания, умения и навыки решения возникшей проблемы, снижают ее субъективное стрессовое значение для человека.


3. Реакции организма на стресс


В литературных источниках приводится схема реакций организма на стрессовые воздействия, которая отражена на рис. 4.

Реакции на стресс

стресс реакции



Рис. 4. Уровни реакций на стресс

Потенциально стрессовые объективные события. В качестве примера можно привести любую жизненную ситуацию, которая может произойти с каждым из нас: ответственное выступление, экзамен, зачет, свидание, развод и т. д.
Субъективная когнитивная оценка события.
Ситуация для человека становится источником стресса только в том случае, если субъективно оценивается им как стрессовая. Например, сдача сложного экзамена. Студент, который хорошо подготовлен по данному предмету, воспринимает экзамен как ответственное и важное событие в его жизни, оказывающее на него незначительное стрессовое воздействие, скорее даже позитивное. Для студента со слабой подготовкой по предмету, предстоящий экзамен является ситуацией, которая вызывает сильную стрессовую реакцию, боязнь не сдать экзамен и остаться без стипендии.
Эмоциональная реакция.
Эмоции имеют важное значение в жизни человека и отражают личную значимость происходящего для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В научной литературе по психологии дается следующее определение эмоциям.
Эмоции - это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Взаимодействуя с окружающим миром, человек в виде эмоций выражает положительное или отрицательное отношение к происходящему, например, проявляя радость, грусть, печаль, страх, гнев, восторг. Большим вкладом в изучение эмоций и их физиологических механизмов являются работы, проведенные в конце XIX века, американским психологом Уильям Джеймсом. Характеризуя значение эмоций в жизни человека, он пишет: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить себе этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным... Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все то чистый продукт созерцающей личности».
Физиологической основой эмоций являются процессы, протекающие в вегетативной нервной системе, в подкорковых центрах и в коре головного мозга. Лимбическая система образована наиболее важными подкорковыми мозговыми структурами и связана с эмоциями. Нервные сигналы от всех органов чувств проходят через лимбическую систему и только потом в кору головного мозга, где осуществляется анализ поступившей информации. На основании этого лимбическую систему можно охарактеризовать как подкорковый центр эмоций.
Как правило, стрессовые ситуации вызывают сильные эмоциональные переживания, которые могут быть негативные и позитивные. Эмоциональные реакции разделяются на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев, страх, паника, агрессия, бегство) и астенические (апатия, печаль, грусть, оцепенение). Стенические эмоциональные реакции характеризуются способностью к стимулированию той или иной деятельности, в момент их проявления человек способен к активным, быстрым действиям, принятию правильных решений в опасных ситуациях. Астенические эмоциональные реакции формируют скованность и слабость, в момент их проявления человек не способен к оценке ситуации и осуществлению действий. Одна и та же эмоция, может быть стенической и астенической. Например, стенический страх позволяет мобилизоваться, сконцентрироваться и найти решение в сложной ситуации, а астенический страх можно охарактеризовать пословицами: «у страха глаза велики», «от страха ноги вросли в землю» и встречается при упадке сил и не способности противостоять обстоятельствам.
Физиологическая реакция. Скоординированная работа симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, которая позволяет адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды.
Поведенческая реакция. Поведенческая реакция включает в себя действия, направленные на преодоление и борьбу со стрессом. В литературных источниках отмечается, что преодоление стресса - это действия, направленные на противостояние воздействиям, которые вызывают стресс.
Поведенческие реакции разделяют на два вида: реакция бегства (как правило, бессознательная) и реакция борьбы (как правило, осознанная), к которой относятся копинг-механизмы. Копинг-механизмы определяют характер адаптации человека к новой, сложной обстановке и охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческу сферы функционирования личности.
1. В когнитивной (познавательной) сфере:
- возможность не думать о плохом, переключать мысли на другие
темы;
-снижение значимости создавшейся ситуации;
-возможность проанализировать ситуацию и продумать дальнейшие действия;
-осознание факта, что кто-то находится в более худшем положении.
2. В эмоциональной сфере:
- сдерживание отрицательных эмоций, с сохранением самоконтроля и самообладания;
- проявление отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме.
3. В поведенческой сфере:
- отвлечение - переключение на какую-либо деятельность;
- проявление альтруизма -забота о других;
- активная защита - действия, направленные на изменение ситуации;
- активный поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным.
Механизмы психологической защиты относятся к бессознательным реакциям и направлены на уход от преодоления стрессовой ситуации. Эти механизмы направлены на снижение травмирующего воздействия стресса. В басне И. Крылова «Лиса и виноград» автор описывает ситуацию, когда лиса никак не могла достать аппетитный виноград. Лиса назвала виноград незрелым, боясь признаться даже себе, что не смогла достать его.
В литературных источниках, направленных на изучение защитных механизмов личности, даются определения понятий: «психологическая защита», «защитные механизмы личности».
Психологическая защита - нормальное предохранение личности, направленное на предупреждение расстройства поведения.
Защитные механизмы личности - это механизмы, сохраняющие баланс между внешними (социальными силами), действующими на человека, и внутренними (бессознательными).
Механизмы психологической защиты:
- вытеснение - невозможность вспомнить или воспринять информацию травмирующего характера;
- отрицание - не восприятие или отрицание информации, которая может представлять угрозу;
- проекция - неосознанное наделение другого человека собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого, человек не видит в себе того, что кажется ярким и очевидным в других;
- регрессия - проявление менее адекватного поведения, механизм перевода поведения на более ранние, детские ступени развития;
- рационализация - применение моральных и логичных обоснований для оправдания недопустимых форм поведения, придумываются объяснения для своих неудач, которые в действительности основаны на других причинах;
- сублимация - направление энергии на социально одобряемые, творческие сферы деятельности;
- подавление - изгнание из памяти событий, травмирующего характера.
Способы защиты, различающиеся в механизмах проявления, способствуют уменьшению травматического воздействия на человека стрессовых ситуаций, снижению уровня личностной тревожности, сохранению уверенности в себе и своих способностях, таким образом, сохранению психического здоровья.


4. Влияние личностных и индивидуальных особенностей человека на возникновение и развитие стресса


В нашей жизни мы часто попадаем в ситуации, которые вызывают у нас сильные эмоциональные волнения и переживания, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье. Многочисленные исследования в области психологии показали, что уровень стрессоустойчивости зависит от личностных характеристик и физиологических особенностей человека, к которым можно отнести тип нервного реагирования, темперамент, гормональные особенности, уровень самооценки и субъективного контроля, уровень личностной тревожности, баланс мотивации достижения и избегания. На стрессовые нагрузки разные люди реагируют неодинаково.
У некоторых людей при воздействии стрессовых нагрузок эффективность их деятельности продолжает расти до определенного предела, такой тип реагирования называется «стресс льва». Другие, оказавшись в трудной ситуации, теряются, эффективность их деятельности падает сразу, это «стресс кролика».
Тип нервного реагирования и темперамент. Если понаблюдать за людьми в обычной жизни, то сразу же бросается в глаза тот факт, что все они ведут себя по -разному: у одних,
движения быстрые, импульсивные, при решении каких-либо проблем, склонны к бурным эмоциональным реакциям, у других, движения медлительные, неторопливые, в знаковых ситуациях способны сохранять самообладание и самоконтроль. Различия в характере поведения объясняются темпераментом, который присущ нам с рождения.
Показано, что основоположником учения о темпераменте являетс древнеримский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который указывал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов были даны по названию жидкостей: холерический происходит от слова желчь, сангвинический- от слова кровь, флегматический - от слова слизь, меланхолический - черная желчь. Выраженность определенного типа темперамента Гиппократ объяснял преобладанием той или иной жидкости.
Показано, что термином «темперамент» в современной психологии обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов.
В основе темперамента лежат основные свойства нервной системы человека и прослеживается взаимосвязь со строением тела (конституцией). Свойства темперамента плохо поддаются изменениям, так как они являются наследственными.
В литературных источниках по психологии отмечается, что темперамент обладает рядом характеристик:
активность - степень взаимодействия с окружающим миром; реактивность- сила и длительность реакции после прекращения действия стимула;
темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи, ходьбы, движений и др.; эмоциональность; тревожность;
чувствительность - тонкость восприятия внешнего мира; регидность-пластичность - способность к быстрой перестройке в деятельности;
экстраверсия - обращенность вовне; интроверия - обращенность внутрь, на себя; подчиненность- доминантность - склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим;
нейротизм - неуравновешенность, нестабильность.
Многие исследователи в области психологии придерживаются следующего определения понятия «темперамент»:
Темперамент - это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность.
Выделяют 4 типа темперамента, которые представлены на рисунке 5.


Основные свойства:
сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный); флегматик (сильный, уравновешенный, инертный); холерик (сильный, неуравновешенный); меланхолик (слабый).
Для демонстрации психологических различий в типах темперамента, в литературных источниках приводится такой пример. Четыре друга - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в данной ситуации? Холерик всеми способами попытается проникнуть в зрительный зал, временами проявляя даже агрессивное поведение, доказывая свою точку зрения по поводу опоздания. Сангвиник не будет проявлять особого беспокойства, оценит ситуацию, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус. Флегматик будет вести себя спокойно, без лишних волнений примет для себя правильное решение пойти в буфет, съесть мороженое, а потом досмотреть спектакль в своем бархатном кресле. Особо расстроится в данной ситуации меланхолик и скажет себе: «Мне конечно, в очередной раз не повезло», заплачет и пойдет домой.

тип внд

Рис. 5. Соотношение типов ВНД и темперамента


Отмечается, что в нашей стране, научный период изучения темперамента начался с работ И.П. Павлова, в которых он выделил ряд свойств нервной системы и описал типы: сангвиник - сильный тип нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенный (т.е. нервные процессы уравновешены и сбалансированы), подвижный (возбуждение легко сменяется торможением, и наоборот). Холерический темперамент характеризуется силой нервных процессов и их неуравновешенностью (процессы возбуждения преобладают над торможением). Флегматический темперамент характеризуется силой нервных процессов, их уравновешенностью и инертностью. Меланхолический темперамент - это слабый, неуравновешенный тип нервной системы.
Классификация И. П. Павлова представляет собой большую ценность, позволяя выделить в темпераменте черты, обусловленные свойствами нервной системы, и черты характера.
Описание типов темперамента.
Сангвиник - для него характерна высокая активность, эмоциональность, выразительность поведения, выносливость, умение справляться со стрессом и работать в экстремальных условиях.
Холерик - характерна высокая активность с преобладанием процессов возбуждения, подвижность выражается в быстрой смене настроения, возбудимость - во вспыльчивости, бурном выражении эмоциональных состояний, агрессии. Способны бороться со стрессом.
Флегматик - обладают выносливостью, высокой работоспособностью, но трудно побудить к действию, необходима мотивация и заинтересованность к предстоящей деятельности, для них характерны - спокойствие, умение управлять собой, выдержка, преданность, высокая стрессоустойчивость.
Меланхолик - слабая нервная система не позволяет справляться с большими нагрузками, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки, способен к сопереживанию, сочувствию, характерна эмоциональная ранимость.
Определенные психологические принципы характерны для каждого типа темперамента, которые необходимо учитывать при работе с представителями каждого из них.
1. «Ни минуты покоя». Это принцип для работы с холериками. Учитывая особенности темперамента, холерик все время должен быть занят делом.
2. «Доверяй, но проверяй». При всех плюсах сангвиника, ему характерны такие качества как: легкомыслие, общительность, ненадежность, поэтому необходимо контролировать, выполнил ли он обещанное.
3. «Не торопи». Это принцип для работы с флегматиком. Главное не торопить, флегматик любит работать в индивидуальном режиме. В спокойном режиме достигают значительных результатов.
4. «Не навреди». При всей доброжелательности, которая характерна меланхоликам, у них низкая работоспособность и такие качества как мнительность, застенчивость, ранимость. Нельзя кричать на меланхолика, делать резкие замечания, перегружать.
Личностные и индивидуальные особенности, влияющие на стрессоустойчивость.
1. Гормональные особенности. Показано, что низкий уровень кортизола в крови свидетельствует о повышенном уровне стрессоустойчивости. Многочисленные исследования выявили предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям или раку при повышенном уровне этого гормона. Велика вероятность также депрессивного настроения.
2. Уровень самооценки. Важной составляющей самопознания человека является самооценка. Самооценка включает в себя оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, что формирует эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценка может быть заниженной, завышенной и нормальной. Установлено, что чем выше уровень самооценки, тем больше стрессоустойчивость.
3. Уровень субъективного контроля. Представлен в литературных источниках как характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении собственных целей. В зависимости от степени ответственности за свои поступки, выделяют интерналов и экстерналов.
Интерналы считают, что могут влиять на сложившуюся ситуацию и их действия направлены на решение конкретной проблемы. Беря все в свои руки, они обладают высокой срессоустойчивостью.
Экстерналы начнут искать виноватых в сложившихся обстоятельствах и считаются более подверженными стрессовым воздействиям.
4. Уровень личностной тревожности. Характеризуется принятием большого количества ситуаций как угрожающие, сопровождающиеся чувством повышенной тревожности. Для поддержания инстинкта самосохранения необходим определенный уровень тревожности. Низкий уровень личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.
5. Баланс мотивации достижения и избегания. В литературных источниках отмечается, что люди, мотивированные на достижение какой-либо цели, более стрессоустойчивы по сравнению с теми, кто мотивирован на избегание неудач. Исследователи стресса, в зависимости от особенностей поведения, выделяют личностей типа А, личностей типа В, личностей типа Т.
Личности типа А. К этой группе относятся личности, которые работают 24 часа в сутки. Они активны, способны одновременно выполнять несколько дел. В ситуациях ожидания нетерпеливы, раздражительны, могут бурно выражать свои эмоции. По мнению ученых, особую опасность для здоровья представляет напряженная деятельность в сочетании с враждебным отношением к окружающему миру, повышая риск развития сердечно-сосудистых и других заболеваний. Отмечается, что тип А подразделяется на тип А Враждебный и тип А Усердный. К группе тип А Враждебный, относятся личности, с негативным, враждебным отношением ко всему, что их окружает, и состояние стресса представляет для них значительную угрозу. Личности второго типа, попадая в нестандартные условия, воспринимают их не как угрозу, а как вызов, что позволяет им самим управлять своей жизнью.
Личности типа В. Отличаются спокойствием и уравновешенностью, в значимой ситуации не теряют самоконтроль, самообладание, и не создают себе лишнего стресса. Здоровье этих людей вне опасности.
Личности типа Т. Исследователи стресса включили в эту группу личностей, которые не представляют своей жизни без каждодневного риска и называются «вечно рискующие». К этой группе можно отнести любителей экстремальных видов спорта. Прыжки с парашютом, полеты на дельтаплане, все это увлечения для личностей, легко умеющих работать в экстремальных условиях и справляться со стрессом.
Показано, что воспитание в себе необходимых качеств способствует формированию устойчивости к стрессу.

5. Состояние психической напряженности

В нестандартных ситуациях, таких как экзамены, соревнования, выполнение работы в условиях ограниченного времени, недостатка информации, возникает состояние психической напряженности. Состояние психической напряженности влияет на эффективность выполняемой работы. Умеренное психическое напряжение необходимо для повседневной жизнедеятельности и характеризуется активностью, хорошим самочувствием, успешным выполнением определенной деятельности с мотивацией на достижение высоких результатов. В ситуациях повышенной ответственности возникает чувство дискомфорта, неуверенности, растерянности, что характеризует повышенное напряжение. В литературных источниках показано, что впервые определенная закономерность между уровнем психической напряженности и эффективностью деятельности была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 году. Проведенные исследования выявили зависимость скорости научения от силы мотивации. Установлено, что при умеренной мотивации, происходит наиболее успешное научение. Время научения увеличивается при слабой и слишком сильной мотивации. В научных работах отечественных психологов (В.Л. Марищук, Е.А. Ми- лерян, К.К. Платонов и др.) отмечается, что на поведение и эффективность деятельности влияет не только уровень психической напряженности, но и индивидуальные различия. Выделяют четыре формы поведения в экстремальных ситуациях.
1. Напряженный тип поведения. Люди с этим типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов) проявляют заторможенность, скованность. напряженность.
2. Тормозной тип поведения. В ответственных, неожиданных, экстремальных ситуациях проявляют почти полную заторможенность.
3. Прогрессивный тип поведения характерен для людей, способных в экстремальных ситуациях сконцентрироваться, мобилизоваться, принять правильное решение.
Психологи выделяют три основных способа для профилактики повышения психической напряженности:
-люди, собирающиеся работать в экстремальных условиях, должны проходить психологический отбор;
-воспитание эмоциональных, моральных, волевых качеств личности, способных оказывать влияние на психические состояния;
-создание благоприятного психологического климата.

Практическая работа № 1

СТРЕСС. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ

Цель работы: с помощью теста Спилбергера-Ханина оценить уровень тревожности на момент выполнения задания и уровень тревожности, характерный для вас обычно. 
РТ - уровень тревожности на момент заполнения вопросника;
ЛТ - уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние.

Вот тут тест Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина



Особого внимания требуют результаты, имеющие значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31-45 баллов). Если показатели тревожности высокий, то даются следующие рекомендации: сконцентрировать свое внимание на содержании деятельности, ее практической значимости и не бояться допустить какие-то ошибки, неточности в своей работе, что обязательно поможет уменьшить чувство тревоги за результат.
Если показатели тревожности низкие, в данном случае все должно быть направлено на пробуждение активности личности, заинтересованности и чувства ответственности.

Практическая работа № 2


Психологическая характеристика темперамента. понятия экстраверсии и интроверсии


Цель работы: исследование экстраверсии, интроверсии, нейротизма и типов темперамента личности с помощью адаптированного варианта опросника Г. Айзенка.

Тест тут Методика Айзенка по определению темперамента




Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятию «стресс».
2. Всегда ли стресс вызывает негативные изменения в организме?
3. Какие виды стрессов вы можете назвать? Дать краткую характеристику.
4. Каковы проявления биологического (физиологического) стресса?
5. Каковы проявления психологического (эмоционального) стресса?
6. Назовите основные стадии в развитии «общего адаптационного синдрома».
7. Каковы реакции организма на воздействие стресса?
8. В чем заключается субъективная когнитивная оценка события?
9. На какие типы разделяются эмоциональные реакции организма при стрессе?
10. Каков механизм физиологической реакции организма?
11. Назовите основные виды поведенческих реакций.
12. На что направлены механизмы психологической защиты?
13. Дайте определения понятиям «психологическая защита», «защитные механизмы личности».
14. Охарактеризуйте влияние стресса на психофизиологическом уровне.
15. Влияют ли личностные особенности человека на степень его стрессоустойчивости?
16. Каковы основные свойства темперамента?
17. Влияет ли темперамент на особенности поведения в нестандартных ситуациях?
18. Как соотносятся между собой типы ВНД и темперамента?
19. Какие психологические принципы необходимо учитывать при работе с представителями разных типов темперамента?
20. Во время стресса в организме резко увеличивается выработка глюкозы в печени. В чем заключается физиологический смысл этого явления?
21. Каково значение гормонов адреналина и норадреналина на начальных этапах стресс-реакции?
22. Люди с каким типом темперамента наиболее подвержены стрессу?
23. Дайте определения понятиям «экстраверсия», «интроверсия», «нейротизм».
24. Какие ситуации могут вызвать состояние психической напряженности? Приведите примеры.
25. Назовите четыре формы поведения в экстремальных условиях.
26. Какие способы применяются для профилактики повышения психической напряженности?


Контрольные тестовые задания


1. Стресс это:
а) неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование;
б) специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование;
в) ответная реакция организма на воздействие факторов среды.


2. Выбирете из предложенных вариантов те, которые относятся к симптомам стресса
на психологическом уровне:
а) хорошее самочувствие и приподнятое настроение;
б) постоянное ожидание неудачи;
в) потеря интереса к другим людям;
г) доброжелательность, позитивный настрой;
д) затрудненное принятие решений.


3. Приреакции стресса, какие гормоны вырабатываются в коре надпочечников:
а) глюкокортикоиды;
б) кортикотропный рилизинг-гормон;
в) адренокортикотропный гормон;
г) минералкортикоиды;
д) адреналин, норадреналин.


4. Установите соответствие между этапами развития общего адаптационного синдрома и процессами, характерными для них:

а.Стадия тревоги.

б.Стадия сопротивления

в.Стадия истощения

А. Развиваются дезадаптивные нарушения приводящие к постепенному истощению защитных сил организма. защитных сил организма.
Б. Активация симпатико- адреналиновой системы, способствующая обеспечению организма энергией.
В. Наблюдается изменение гормонального фона, возрастает роль гормонов коры надпочечников.


2. При реакции стресса, какие гормоны вырабатываются в мозговом веществе надпочечников:
а) норадреналин и адреналин;
б) катехоламины;
в) тироксин;
г) окситоцин и вазопрессин;
д) глюкокортикоиды.


3. Что определяют копинг-механизмы:
а) скоординированную работу симпатического и парасимпатического отделов
вегетативной нервной системы;
б) субъективную когнитивную оценку происходящего события;
в) характер адаптации к новой, сложной обстановке.


4. Какие сферы функционирования личности охватывают ко- пинг-механизмы:
а) когнитивную и эмоциональную;
б) эмоциональную и поведенческую;
в) когнитивную, эмоциональную и поведенческую.


5. Вытеснение - как механизм психологической защиты - означает:
а) невозможность вспомнить или воспринять информацию
травмирующего характера;
б) изгнание из памяти событий, травмирующего характера;
в) не восприятие или отрицание информации, которая представляет угрозу.


6. Рационализация - как механизм психологической защиты - означает:
а) проявление менее адекватного поведения;
б) направление энергии на социально одобряемые творческие сферы
деятельности;
в) придумывание объяснений для своих неудач;
г) применение различных обоснований для оправдания недопустимых
форм поведения.


7. Установите соответствие между типами темперамента и свойствами, характерными для них:
A. Слабая нервная система не позволяет справляться с нагрузками, с трудом работает в условиях стресса.
Б. Характерна высокая активность, выразительность поведения, эмоциональность, умение справляться со стрессом.
B. Характерна высокая работоспособность, необходимость мотивации к действиям, спокойствие и высокая стрессоустойчивость.
Г. Характерна высокая активность, возбудимость, вспыльчивость, умение справляться со стрессом.


8. Какие психологические принципы необходимо учитывать при работе с холериками:
а) «ни минуты покоя»;
б) «не торопи»;
в) «не навреди»;
г) «доверяй, но проверяй».


9. Какие психологические принципы необходимо учитывать при работе с меланхоликами:
а) «не навреди»;
б) «не торопи»;
в) «ни минуты покоя»;
г) «доверяй, но проверяй».


10. Каковы проявления напряженного типа поведения в экстремальной ситуации:

  1. Сангвиник.
  2. Холерик.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

A. Слабая нервная система не позволяет справляться с нагрузками, с трудом работает в условиях стресса. Б. Характерна высокая активность, выразительность поведения, эмоциональность, умение справляться со стрессом.
B. Характерна высокая работоспособность, необходимость мотивации к действиям, спокойствие и высокая стрессоустойчивость.
Г. Характерна высокая активность, возбудимость, вспыльчивость, умение справляться со стрессом.

11. Какие психологические принципы необходимо учитывать при работе с холериками:
а) «ни минуты покоя»;
б) «не торопи»;
в) «не навреди»;
г) «доверяй, но проверяй».
12. Какие психологические принципы необходимо учитывать при работе с меланхоликами:
а) «не навреди»;
б) «не торопи»;
в) «ни минуты покоя»;
г) «доверяй, но проверяй».


13. Каковы проявления напряженного типа поведения в экстремальной ситуации:
а) проявление заторможенности, скованности, напряженности;
б) проявление решительности, умения принимать решения;
в) проявление полной заторможенности.


Темы рефератов
1. Стресс. Виды стрессов. Способы борьбы со стрессом.
2. Предупреждение неблагоприятных эмоциональных состояний у школьников.
3. Эмоциональный стресс. Влияние на здоровье.
4.Основоположники учения о стрессе.
5. Механизмы психологической защиты.
6. Влияние личностных характеристик и физиологических особенностей человека на стрессоустойчивость.
7. Психологические особенности поведения в экстремальной ситуации.
8. Темперамент и его виды.
9. Профилактика психической напряженности.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.