Богомаз С.Л., Зорина Т.Ф.
Во всей своей жизни человек ориентирован на будущее. Активное отношение, в частности, проявляется в том, как человек реализует характерную для него способность предвидения и осмысленного планирования своей деятельности. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей и планов на будущее важна для любого человека и в любом возрасте. Но действительно определяющим становится период юности. Обычно в подростковом или раннем юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть. На формирование жизненных планов оказывают влияние многие факторы. Одними из наиболее значимых являются ценности и ценностные ориентации.
Нестабильность экономики, непоследовательность и противоречивость экономических реформ, проводимых в нашей республике, оказывают влияние на формирование системы ценностей юношей и девушек, в результате чего молодежь оказывается расколотой между прошлым и будущим. Отсутствие четко структурированных нормативных моделей ставит взрослеющего человека в ситуацию, когда оказавшись на традиционном возрастном «перекрестке» множественных социальных выборов и самоопределений, он обнаруживает, что установленные на нем общественные «светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Проведенное нами исследование ценностных ориентаций старшеклассников при помощи методики М. Рокича «Ценностные ориентации», основанной на традиционном сопоставлении терминальных и инструментальных ценностей, осуществлялось на базе Бочейковской средней школы Бешенковичского района. В исследовании принимало участие 102 учащихся одиннадцатых классов.
Из полученных результатов видно, что наиболее высокие показатели (ранги) набрали такие ценности, как: «здоровье» - 1 ранг; «индивидуальная работа» - 2 ранг; «любовь» - 3 ранг; «наличие хороших и верных друзей» - 4 ранг; «материально обеспеченная жизнь» - 5 ранг; «счастливая семейная жизнь» - 6 ранг.
Такая ценность, как «здоровье», устойчиво занимает первые места в исследовании ценностных ориентаций. Молодые люди ценят свое здоровье не только как условие всестороннего развития, но и считают здоровье важным фактором производства, естественным условием его осуществления. Второе место такой ценности, как «интересная работа», является важным показателем направленности старшеклассников на содержание будущей деятельности. Однако, в сегодняшних условиях есть все основания думать, что критерием оценки «интересности работы» является не столько собственный интерес к ней, а ее социальная востребованность и уровень заработной платы. Отсюда неудивительным является и высокое место такой ценности, как «материально обеспеченная жизнь», что подтверждает изменившийся приоритет в современном обществе, крен в сторону материальных, экономических ценностей, а не духовных. Настораживает факт, что такая область, как «творчество», заняла 17 место. Понятие «творчество» для современных старшеклассников размыто. Оно утратило свое значение, как сознание чего-то нового, не стереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусства и культуры. В нижнюю иерархическую структуру попала такая ценность, как «активная деятельностная жизнь». Подтверждением этого является то, что на сегодняшний день пассивная жизненная позиция, характерная не только для юношей и девушек, но и для многих взрослых проявляется в нежелании предпринимать активные усилия для изменения ситуации. Исследование «познания» показало, что данная ценность занимает только 12 место. И это среди учащихся выпускных 11-х классов - 50 % из которых собираются получать высшее образование! Возникает вопрос: все ли хотят поступать в вузы для дальнейшего расширения своего образования и интеллектуального развития или же преследуют другие цели. Исследования инструментальных ценностей современных старшеклассников показали, что для решения своих целей, в первую очередь, они выбирают: 1 ранг - «образованность»; 2 ранг - «воспитанность»; 3 ранг - «ответственность»; 4 ранг - «аккуратность»; 5 ранг - «твердая воля»; 6 ранг - «самоконтроль». Данные ценности-средства вполне помогут молодым людям адаптироваться в новых социальных условиях. Много об этих новых условиях говорит и то, что в самый низ иерархической структуры попали: «высокие запросы» - 17 место; «чуткость» - 16 место; «исполнительность» - 15 место; «терпимость ко взглядам и мнению других» - 13 место; «честность» - 9 место. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена для терминальных ценностей Rs = 0,95, для инструментальных ценностей Rs = 0,93. Интересным в исследовании оказалось и то, что распределение ценностей не зависит от пола (это различие в целом незначимо). Нет никаких различий в сравнении таких ценностей, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», что свидетельствует об их равной значимости и важности для юношей и девушек. В то же время проявляются различия по таким ценностям, как «любовь», «самостоятельность» и «уверенность в себе». Большая ценность любви у девушек (2 ранг) не кажется неожиданной, поскольку соответствует принятым в обществе нормативам: для женщин важнее любовь и семья, для мужчин - работа. «Интересная работа» как раз и имеет у юношей 2 ранг по значимости. Такие ценности, как «самостоятельность» (14 место - юноши, 12 место - девушки) и «уверенность в себе» (8 место - юноши, 6 место - девушки), вызывают особый интерес. Девушки все чаще осознают необходимость повышения уверенности в себе, умения принимать самостоятельное решение, что является изменением положения женщин в традиционном обществе, результатом изменившейся социальной реальности. Провозглашаемые и воспринимаемые школой ценности: «творчество», «равенство», «познание», «переживание чувства прекрасного» - фактически не представлены в реальном сознании современных юношей и девушек как высоко значимые. В то же время ясно обозначен ряд ценностей, традиционно не культивируемых в школьной жизни. В связи с этим необходимо пересмотреть отношение педагога и психолога, вообще, школы, к работе с ценностными ориентациями. Ее задачей должна быть подготовка школьника к работе в современных объединениях, которые функционируют на основе разных форм собственности на принципах цивилизованных рыночных отношений, а также к жизни в обществе с приоритетом общечеловеческих ценностей. Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003
|