На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Ценностные ориентации и их роль в развитии личности старшеклассников на современном этапе
Ценностные ориентации и их роль в развитии личности старшеклассников на современном этапе
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Богомаз С.Л., Зорина Т.Ф.

Во всей своей жизни человек ориентирован на будущее. Активное отношение, в частности, проявляется в том, как человек реализует характерную для него способность предвидения и осмысленного планирования своей деятельности. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей и планов на будущее важна для любого человека и в любом возрасте. Но действительно определяющим становится период юности. Обычно в подростковом или раннем юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть. На формирование жизненных планов оказывают влияние многие факторы. Одними из наиболее значимых являются ценности и ценностные ориентации.

Нестабильность экономики, непоследовательность и противоречивость экономических реформ, проводимых в нашей республике, оказывают влияние на формирование системы ценностей юношей и девушек, в результате чего молодежь оказывается расколотой между прошлым и будущим.
Отсутствие четко структурированных нормативных моделей ставит взрослеющего человека в ситуацию, когда оказавшись на традиционном возрастном «перекрестке» множественных социальных выборов и самоопределений, он обнаруживает, что установленные на нем общественные «светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе.
Проведенное нами исследование ценностных ориентаций старшеклассников при помощи методики М. Рокича «Ценностные ориентации», основанной на традиционном сопоставлении терминальных и инструментальных ценностей, осуществлялось на базе Бочейковской средней школы Бешенковичского района. В исследовании принимало участие 102 учащихся одиннадцатых классов.


Из полученных результатов видно, что наиболее высокие показатели (ранги) набрали такие ценности, как:
«здоровье» - 1 ранг;
«индивидуальная работа» - 2 ранг;
«любовь» - 3 ранг;
«наличие хороших и верных друзей» - 4 ранг;
«материально обеспеченная жизнь» - 5 ранг;
«счастливая семейная жизнь» - 6 ранг.


Такая ценность, как «здоровье», устойчиво занимает первые места в исследовании ценностных ориентаций. Молодые люди ценят свое здоровье не только как условие всестороннего развития, но и считают здоровье важным фактором производства, естественным условием его осуществления. Второе место такой ценности, как «интересная работа», является важным показателем направленности старшеклассников на содержание будущей деятельности. Однако, в сегодняшних условиях есть все основания думать, что критерием оценки «интересности работы» является не столько собственный интерес к ней, а ее социальная востребованность и уровень заработной платы. Отсюда неудивительным является и высокое место такой ценности, как «материально обеспеченная жизнь», что подтверждает изменившийся приоритет в современном обществе, крен в сторону материальных, экономических ценностей, а не духовных.
Настораживает факт, что такая область, как «творчество», заняла 17 место. Понятие «творчество» для современных старшеклассников размыто. Оно утратило свое значение, как сознание чего-то нового, не стереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусства и культуры.
В нижнюю иерархическую структуру попала такая ценность, как «активная деятельностная жизнь». Подтверждением этого является то, что на сегодняшний день пассивная жизненная позиция, характерная не только для юношей и девушек, но и для многих взрослых проявляется в нежелании предпринимать активные усилия для изменения ситуации.
Исследование «познания» показало, что данная ценность занимает только 12 место. И это среди учащихся выпускных 11-х классов - 50 % из которых собираются получать высшее образование! Возникает вопрос: все ли хотят поступать в вузы для дальнейшего расширения своего образования и интеллектуального развития или же преследуют другие цели.
Исследования инструментальных ценностей современных старшеклассников показали, что для решения своих целей, в первую очередь, они выбирают:
1 ранг - «образованность»;
2 ранг - «воспитанность»;
3 ранг - «ответственность»;
4 ранг - «аккуратность»;
5 ранг - «твердая воля»;
6 ранг - «самоконтроль».
Данные ценности-средства вполне помогут молодым людям адаптироваться в новых социальных условиях.
Много об этих новых условиях говорит и то, что в самый низ иерархической структуры попали:
«высокие запросы» - 17 место;
«чуткость» - 16 место;
«исполнительность» - 15 место;
«терпимость ко взглядам и мнению других» - 13 место;
«честность» - 9 место.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена для терминальных ценностей Rs = 0,95, для инструментальных ценностей Rs = 0,93.
Интересным в исследовании оказалось и то, что распределение ценностей не зависит от пола (это различие в целом незначимо). Нет никаких различий в сравнении таких ценностей, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», что свидетельствует об их равной значимости и важности для юношей и девушек. В то же время проявляются различия по таким ценностям, как «любовь», «самостоятельность» и «уверенность в себе». Большая ценность любви у девушек (2 ранг) не кажется неожиданной, поскольку соответствует принятым в обществе нормативам: для женщин важнее любовь и семья, для мужчин - работа. «Интересная работа» как раз и имеет у юношей 2 ранг по значимости. Такие ценности, как «самостоятельность» (14 место - юноши, 12 место - девушки) и «уверенность в себе» (8 место - юноши, 6 место - девушки), вызывают особый интерес.
Девушки все чаще осознают необходимость повышения уверенности в себе, умения принимать самостоятельное решение, что является изменением положения женщин в традиционном обществе, результатом изменившейся социальной реальности. Провозглашаемые и воспринимаемые школой ценности: «творчество», «равенство», «познание», «переживание чувства прекрасного» - фактически не представлены в реальном сознании современных юношей и девушек как высоко значимые.
В то же время ясно обозначен ряд ценностей, традиционно не культивируемых в школьной жизни. В связи с этим необходимо пересмотреть отношение педагога и психолога, вообще, школы, к работе с ценностными ориентациями. Ее задачей должна быть подготовка школьника к работе в современных объединениях, которые функционируют на основе разных форм собственности на принципах цивилизованных рыночных отношений, а также к жизни в обществе с приоритетом общечеловеческих ценностей.
Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.