Вопросы для обсуждения
1. Учебная деятельность, ее структура. 2. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение. 3. Становление самоконтроля в учебной деятельности. 4. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности. 5. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности. 6. Технологии формирующего оценивания.
Список литературы 1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08576-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 2. Курдюков, Н. А. Психологические аспекты педагогического оценивания : учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 120 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-53413212-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций : учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249. 4. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академическо- гобакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академиче-ский курс). - ISBN 978-5-53401565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 5. Сарычев, С. В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
Практические задания Задание 1 Обсудите преимущества и недостатки безотметочной системы оценивания, приведите примеры форм осуществления безотметочного оценивания, которые встречались в вашей практике. Задание 2 Некоторые учителя начальной школы, работающие по системе развивающего обучения В. В. Давыдова, используют следующий прием - трижды за время прохождения большой темы - в начале, в середине и в конце - дают ученикам примерно одну и ту же по уровню сложности и содержанию самостоятельную работу. К какому виду контроля относится данный прием? Объясните использование данного приема с точки зрения становления самооценки школьников. Задание 3 Какие шаги воспитательного воздействия следует реализовать для эффективного: А) положительного оценивания (поощрения), а какие избегать в рамках неэффективного? Заполните таблицу А. Б) отрицательного оценивания (наказания), а какие избегать в рамках неэффективного? Заполните таблицу Б.
Таблица А
Эффективное положительное оценивание (поощрение)
|
Неэффективное положительное оценивание (поощрение)
|
1. (пример) Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов
|
1. (пример) Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование
|
Таблица Б
Эффективное положительное оценивание (поощрение)
|
Неэффективное положительное оценивание (поощрение)
|
1. (пример) Реализуется своевременно (по принципу «здесь и сейчас)
|
1. (пример) Реализуется от случая к случаю
|
Задание 4 Назовите внешние проявления поведения учащегося, возникающие на фоне частого положительного оценивания учителем личности деятельности ученика. Задание 5 Назовите особенности поведения учащегося, которые могут развиваться при: а) частом внешнем контроле со стороны учителя? б) редком внешнем контроле со стороны учителя? Задание 6 Задание на моделирование ситуации. Продумайте стратегии эффективного и неэффективного оценивания учителем поведения и деятельности учащегося в следующих ситуациях. A. Учащийся списывает задание на уроке. Б. Учащийся нагрубил учителю. B. Учащийся подрался с одноклассником. Задание 7 Задание на моделирование ситуации. Продумайте линии эффективного и неэффективного оценивающего и контролирующего воздействия педагога при работе со следующими категориями учащихся. А. Учащийся с неуверенным поведением. Б. Учащийся с агрессивным поведением. Задание 8 Прочтите пример из школьной практики и ответьте на вопросы: 1. Как связан своевременный контроль изакрепление знаний? 2. Каким образом при правильной организации контроля у ученика происходит реализация самоконтроля? Пример из школьной практики. Закончился диктант. Почти у каждого ученика класса есть потребность узнать, правильно ли он написал затруднительное для него слово, правильно ли поставил запятую. Но у учительницы нет времени, и она не может ответить на волнующие ребят вопросы. А как важно ответить сейчас, именно сейчас. Если ученик получит возможность проконтролировать себя в тот момент, когда у него в этом большая потребность, то эффект от этого контроля огромен - ученик навсегда запомнит правильное написание затруднительного слова. Но учитель не смог этого сделать. На следующем уроке ребята еще с нетерпением ждут своих тетрадок, их волнует качество своей работы. Но учитель не проверил диктанты, чем вызвал еще одно разочарование у ребят. Но вот, наконец, через несколько дней ученики получают свои тетради. Они видят свои ошибки, но эмоциональный накал уже прошел, на первый план выходит полученная оценка. Без всякого энтузиазма они начинают работу над ошибками. И нередко, выполняя эту работу, они заново повторяют те же самые ошибки.
Задание 9 Психологический анализ контрольно-оценочных действий учителя на уроке. Выполните психологический анализ контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке, используя стенограмму урока по предложенной схеме. Схема психологического анализа контрольно-оценочных действий учителя на уроке: 1. Место урока в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся: • Постановка на уроке проблемы, учебной задачи; • Задействование в решении проблемы субъективного опыта учащихся; преобразование его; стимуляция учащихся к самостоятельному выбору использованию наиболее значимых для него способов переработки учебного материла; • Обеспечение контроля и оценки результата и процесса учения; • Организация самоконтроля, самооценки, вовлечение школьников в процесс оценивания; • Формирование мотивации (с указанием вида мотивации); • Работа с первоисточниками; • Предоставление ученику свободы выбрать способы выполнения учебных заданий (указать вид учебного действия, с помощью которого решается учебная задача - например: учебное действие аналитического характера или учебное действие - операция анализ) • Внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы школьника, ее организации и оценке наиболее продуктивных; • Возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения; • Организация сотрудничества с учащимися; использование неправильных ответов в дискуссии; • организация пространства в классе как способ влияния на учебную деятельность школьников: работа учащихся у доски, за партами, в группах, выбор пособий, наглядного материала. Оформите результаты работы в виде таблицы:
Протокол урока
|
Психологический анализ контрольно-оценочных действий учителя на уроке
|
Учитель
|
Учащиеся
|
|
|
|
Студенты могут просматривать онлайн-уроки и делать анализ. Примеры уроков на ютюб: Урок математики Урок истории Урок технологии Урок физкультуры Задание 10 Обоснуйте в чем достоинства формирующего оценивания в учебной деятельности. Разработайте пример одной из техник формирующего оценивания по своему предмету. Задание 11 Работа в группах. Студенты делятся на 4 группы по видам контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый. Текущий контроль - подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Периодический контроль - проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Итоговый контроль - производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения. Каждая группы готовит ответы на вопросы: Что должно проверяться? Кто должен опрашиваться? Какие задания могут применяться (привести примеры)? Какой ожидается эффект от проведения проверки? Какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки? Задание 12 Согласны ли вы с высказыванием. Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения». Каким будет главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога. Задание 13 Приведите аргументы значимости влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка. Задание 14 Приведите примеры, когда нельзя ставить отрицательные отметки. Задание 15 Приведите примеры психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания Задание 16 Перечислите способы стимулирования школьной отметки. Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.
|