На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Усвоение как центральное звено учебной деятельности
Усвоение как центральное звено учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения

1. Сущность знаний, его виды, свойства.
2. Усвоение знаний. (Этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А. К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В. П. Беспалько).

3. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания.
4. Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний.
5. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания.
6. Сущность умений и навыков. Уровни овладения умениями и навыками. Применение знаний, умений и навыков как один из этапов усвоения.
7. Общеучебные умения и навыки. Определение понятий «общеучебные умения и навыки», «узкопредметные умения и навыки». Формирование общеучебных умений и навыков как специальная педагогическая задача.

 

Список литературы
1. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций :
учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с.
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5534-01565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
4. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 190 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-06245-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].


Практические задания

Задание 1
Одним из результатов усвоения является формирование у учащихся научных понятий. На первоначальных этапах обучения анализ обычно является неполным, поверхностным.
Вследствие этого и обобщение является генерализованным, неполноценным, так как осуществляется на основе несущественных, случайных признаков.
Например, первоклассники относят дельфина или кита к рыбам, летучую мыши к птицам.


Причинами генерализации является:
1. Житейский опыт ученика (для некоторых учеников мышь - домашнее животное, потому что живет в доме)
2. Характер чувственного восприятия (существенными считаются яркие признаки)
Вспомните себя или своих одноклассников. Приведите случаи генерализации, имевшие место в вашей школьной жизни. Как их можно было избежать?


Задание 2
Все исследователи усвоения отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней илифаз. Так, Н. Д. Левитовым были выделены психологические компонентыусвоения. Определите, какие компоненты пропущены в схеме. Объясните, почему процесс усвоения не можетпроходить в их отсутствии. Почемунеобходимо соблюдение именно такой последовательности компонентов усвоения?
... - процесс непосредственногочувственного ознакомления с материалом - ... - процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.


Задание 3
Диагностика уровней усвоения знаний. Ответьте на вопросы теста, представленного в фонде оценочных средств.


Задание 4
Найдите и исправьте ошибки, допущенные студентомв процессе написания самостоятельной работы.
Выделяют следующие уровни усвоения: узнавание, репродуктивный, эври- стическийи творческий. Начальный уровень предусматривает знакомство, репродуктивную деятельность подсказкой (узнавание), которой является только помощь учителя. Второй уровень (репродуктивная деятельность по памяти) предполагает, что всенеобходимые правила действия воспроизводятся испытуемым самостоятельно, посколькуони надежно закреплены в его долговременной памяти. На этом уровне учащийся спомощью извне (подсказки) воспроизводит ранее усвоенную информацию, но еще неможет решать типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. На третьем уровне (эвристическом) предполагается такое усвоение информацииучащимся, при котором он достигает умения применять ее в стандартных ситуациях и прирешении типовых задач. В ходе деятельности на этом уровне учащийся усваивает новуюдля себя информацию и обогащает свой опыт по отношению к тому опыту, которым он ужевладеет на предыдущих уровнях. Эвристическая деятельность не требует от учащегося
хорошего запоминания информации и развитых умений рассуждения и мышления. На четвертом уровне (творческом усвоении информации) испытуемый демонстрируетумение изменять (преобразовывать) исходные условия задачи, чтобы свести их к ранееизученным типовым методам решения.


Задание 5
Согласно И. Я. Конфедератову и П. В. Симонову, выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: различения (или распознавания) предмета, егозапоминания, понимания, применения.
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В. П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельностии рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.
Проанализируйте следующие ситуации и определите в каждой из них, о каком уровне усвоения (по мнению И. Я. Конфедератова и П. В. Симоковой или по мнению В. П. Беспалько) может идти речь, обосновав свою точку зрения:
1. Пятиклассники легко могут выдвигать идеи, делать предположения (потребность есть), но им чаще всего не удается довести эти предположения до уровня гипотезы (задача не появляется), тем более осуществить ее проверку.
2. Дети могут выделить существенное отношение, но не могут самостоятельно без помощи учителя проконтролировать и оценить его существенность в соответствии с данными задачами.
3. На этапе моделирования у детей получаются схемы за счет постоянного обращения к натурализации. Данные схемы - всего лишь чертежи, зрительные опоры, они чаще всего не становятся моделями (знаковой конструкцией).


Задание 6
Дайте собственную оценку связи характеру связи эмоций и усвоения.


Задание 7
Выделите основные условия процесса усвоения и дайте вашу оценку им.


Задание 8
Представьте сущность усвоения как процесса, учитывая различные определения понятия «усвоение». Ответ представьте в виде схемы.


Задание 9
Согласно И. Я. Конфедератову и П. В. Симонову, выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: различения (или распознавания) предмета, егозапоминания, понимания, применения.
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В. П. Беспалько.Разгра- ничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельностии рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.
Проанализируйте следующие ситуации и определите в каждой из них, о каком уровне усвоения (по мнению И. Я. Конфедератова и П. В. Симоковой или по мнению В. П. Беспалько) может идти речь, обосновав свою точку зрения:
1. Пятиклассники легко могут выдвигать идеи, делать предположения (потребность есть), но им чаще всего не удается довести эти предположения до уровня гипотезы (задача не появляется), тем более осуществить ее проверку.
2. Дети могут выделить существенное отношение, но не могут самостоятельно без помощи учителя проконтролировать и оценить его существенность в соответствии сданными задачами.
3. На этапе моделирования у детей получаются схемы за счет постоянного обращения к натурализации. Данные схемы - всего лишь чертежи, зрительные опоры, они чаще всего не становятся моделями (знаковой конструкцией).

Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.