Модель коммуникативного процесса (по Г. Лассуэллу)
Модель коммуникации Г. Лассуэла - первая модель, предложенная для описания коммуникации. Большинство базовых моделей коммуникации связаны с исследованием массовых коммуникаций. В своей работе «Структура и функции коммуникации в обществе», Г. Лассуэлл в 1948 году анализировал взаимосвязь между массовой коммуникацией и эффективностью пропагандистского эффекта. При этом, он определил массовую коммуникацию в понятиях, как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций.
Он предложил ставшее классическим определение массовой коммуникации: “Наиболее подходящий способ описания коммуникативного акта состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы: > Кто? > Что сообщает? > По какому каналу? > Кому? > С каким результатом?»
Рисунок 3. Модель коммуникации по Лассуэллу
Коммуникатор (Кто?) - это человек, который передают информацию. Производится анализ коммуникатора, выявляются его характеристики, факторы, способствующие улучшению взаимодействия с аудиторией. Анализируются причины возникновения самого акта коммуникации. Сообщение (Что?) - это то, что передается от коммуникатора. В данном случае будет проводиться анализ содержания сообщения, информации (контент, объем, сложность, композиция). Канал (По какому каналу?) - это способ передачи сообщения. Анализ средств и каналов, с помощью которых передаётся сообщение. Выявление наиболее приемлемых средств коммуникации и их специфик. Получатель (Кому?) - это тот, кто получает сообщение. Аудитория, на которую было направлено сообщение, подвергается анализу, в ходе которого выявляются отличительные черты и характеристики данной аудитории. Эффект (С каким эффектом?) - это реакция на полученное сообщение. Анализ результатов коммуникационного воздействия, оценка эффективности коммуникации на основании: принятия или отвержения информации, возникшего интереса к содержанию сообщения или безразличия. Типы вербализуемой информации Вербальная информация (verbalis - устный, словесный) - это словесная информация, передаваемая с помощью речи, текста, письма.
Типы вербализации: Тип А - это повторение, дословное воспроизведение только что сказанного клиентом, цитирование; Тип Б - это перефразирование, краткая передача сути высказывания партнера; Тип В - это интерпретация, высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера по общению. Виды вербализации: > исходная, описательная («ориентир пятый, правее двести - танк», «я себя плохо чувствую...»); > объяснительная («это происходит потому, что...»); > координирующая («я согласен», «я буду находится в штабе»); > направляющая («ты должен быть у меня в 17 часов», «стой...», «отстань», «ко мне бегом»); > контролирующая («почему ты этого не сделал?», «где» ваше домашнее задание?»); > оценочная («это сделано вами хуже, чем вчера», «вы подлец»); > осведомительная («который час?», «как мы это сделаем?»). Помимо этого, в вербальной информации выделяют: интонации, слова и звуки, текст, почерк, письменность, грамотность.
Типы невербализуемой информации В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации: > эмоциональную, > эстетическую, > индивидуально-личностную, > биофизическую, > социально-групповую, > психологическую, > пространственную, > медицинскую, > информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения.
Классификация типов невербализуемой информации а) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика). Поза и жесты, которые человек использует в процессе общения, довольно сильно действуют на собеседника. Например, жесты «защиты» (сжатые в кулаки пальцы, скрещенные на груди руки, ладони, прикрывающие лицо) способствуют усилению чувства закрытости собеседника, ухудшают контакт. Наоборот, открытые ладони и улыбающееся лицо бессознательно снимают чувство напряжения. б) пара- и экстралингвистическая (паралингвистика - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса. Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи). в) проксемика - организация пространства и времени коммуникативного процесса. (Нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные современной культуре: интимное расстояние (0— 45 см); персональное расстояние (45—120 см); социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).); члены команды — справа от лидера). У каждого человека существует своя, интуитивно осознаваемая «зона личного пространства», как правило, до 40-50 сантиметров. Если эту зону пересекает незнакомый или несимпатичный человек, то возникает стихийное раздражение. Для симпатичных людей - реакция противоположная. Меняя физическую дистанцию, можно управлять состоянием собеседника. г) визуальный контакт (частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его). Источник: Буслаева М.Ю. Тренинг педагогического общения / М.Ю. Буслаева. — Челябинск : Издательский центр «Титул», 2021. — 104 с.
|