На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Гуманистические воспитательные системы и технологии
Гуманистические воспитательные системы и технологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Гуманистические воспитательные системы и технологии
Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов, этапы становления воспитательной системы
Анализ опыта создания воспитательных систем в Республике Беларусь и России
Все страницы

• Феномен «гуманистические воспитательные системы» в историческом аспекте.
• Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов, этапы становления воспитательной системы.
• Анализ опыта создания воспитательных систем в Республике Беларусь и России.


Основные понятия: воспитательная система, гуманистическая педагогика, гуманизация учебно-воспитательного процесса, гуманистическое воспитание, система воспитательной работы.


§ 1. Феномен «гуманистические воспитательные системы» в историческом аспекте


История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер. Это в полной мере можно отнести к наиболее известным в мире системам воспитания. Так, целью спартанской системы воспитания являлась подготовка воина - члена военной общины. Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции - всесторонней и гармонично развитой личности. В Европе VI-ХУ веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская.
Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Д. Локк).
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980-й годы. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания».
Термин «гуманистическая воспитательная система» появился в педагогической теории в последние десятилетия, однако как феномен педагогической действительности такое явление существовало давно.
Практически первой гуманистической воспитательной системой в России явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса.
В 1732 году был организован сухопутный кадетский корпус, который являлся вначале привилегированным учебным заведением, куда принимались исключительно дети дворян от 13 до 17 лет.
Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как офицеров для армии, так и чиновников для государственных учреждений.
В 1765 году на должность главного директора был назначен Иван Иванович Бецкой. Увлеченный, под влиянием европейских просветителей, идеями гуманизма, он пытался воплотить свои взгляды на практике. Самое верное нравственно-воспитательное средство, по мнению Бецкого, это соответствующая моральная среда, живые образцы высоких нравственных качеств, окружающие воспитанника.
В создании такой, очищенной от всего плохого и наполненной всем прекрасным воспитательной среды и заключается «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без сего все наставления никуда не годятся». Воспитатели, по мнению Бецкого, должны были не только одновременно быть преподавателями, но и постоянно находиться около воспитанников. Бецкой рекомендовал изучать характер и интересы каждого воспитанника, вести наблюдения, делать записи об их поведении, природных дарованиях, нравах. Каждые шесть месяцев воспитатель должен был докладывать начальству корпуса о своих наблюдениях.
Большое внимание Бецкой уделял организации и эстетизации среды.
Бецкой заложил гуманистической подход в стратегию развития корпуса и реализовал его в практике воспитания.
В сентябре 1856 года в Санкт-Петербурге молодой педагог, поклонник Я. А. Коменского, сторонник идей К. Д. Ушинского и Н. П. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. На этот шаг, главным образом, его толкнула неудовлетворенность состоянием учебного процесса в гимназиях и реальных училищах, но кроме того К. Май «чувствовал потребность применить некоторые теоретические вопросы педагогики к делу, некоторые опыты, произведенные ранее, при одиночном обучении, произвести в более широких размерах». Школа быстро завоевала популярность, и в 1860 году получила название «Реальное училище на правах гимназии».
Душой школы с момента ее образования был К. И. Май. Он разработал и постоянно развивал педагогическую концепцию своей школы, заложил многие ее традиции, которых единый воспитательный коллектив придерживался более полувека. Основной целью воспитания К. И. Май считал гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. В качестве девиза педагогического коллектива школы он провозгласил изречение основателя современной педагогики, чешского просветителя Я. А. Коменского: «Сперва любить - потом учить». Сам Май всю свою долгую самоотверженную жизнь неукоснительно следовал этому девизу.
В первые послереволюционные годы, в тяжелейших условиях гражданской войны, экономической разрухи и детской беспризорности были созданы гуманистические воспитательные системы, добившиеся удивительных результатов в обучении и воспитании детей и подростков. Это «Школа жизни», организованная в Москве Н. И. Поповой, школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф. М. Достоевского в Петрограде во главе с В. Н. Сорокой-Росинским, школа-коммуна № 1, созданная в Одессе молодым педагогом С. М. Ривесом и Н. М. Шульманом, опытная станция по борьбе с беспризорностью, которую возглавила О. В. Кайданова. Опыт этих воспитательных систем - одно из интереснейших явлений педагогики, педагогические новшества их создателей, неразрывно связанные с породившим их временем, заслуживают внимания и переосмысления в наши дни.
Видное место среди гуманистических воспитательных систем 20-х годов занимала школа, созданная Н. И. Поповой. Педагог-гуманист Надежда Ивановна Попова незадолго до революции объединила вокруг себя единомышленников, организовав «Кружок московских учительниц». Их поиски легли в основу педагогической системы, которая уже в послереволюционное время была реализована во второй опытной школе МОНО им. Тимирязева, получившей название «Школа жизни». Деятельность педагогов этой школы была направлена на изучение интересов детей, уважение к ним, развитие этих интересов в целях воспитания самостоятельной, активной и ответственной личности. Как и многие представители передовой российской интеллигенции, Н. И. Попова и ее сподвижники верили в идеалы революции и считали свои гражданским долгом воспитать поколение, которому предстоит жить в новом обществе. Назвав свою школу «Школой жизни», ее создатели видели свою задачу в том, чтобы слить весь учебно-воспитательный процесс с современностью, воспитать у молодого поколения широкие общественные интересы, понимание тех задач, которые им предстоит решать.
Школа, по словам Н. И. Поповой, должна стать местом не только ученья, но и разносторонней жизни ребенка. Здесь он должен найти удовлетворение всем своим запросам.
Педагогический коллектив «Школа жизни» считал, что основное звено в их деятельности - это создание системы общественного воспитания, органически слитой с образовательной работой. А для этого необходимо культивировать активное проявление общественной деятельности детей, выводящей их за стены школы, связывающей их с широким миром, дающей сознание своего посильного участия в строительстве жизни. Общие принципы, сформулированные Н. И. Поповой, осуществлялись в подходах к отбору учебного материала, методах его изучения, организации трудовой деятельности детей как одного из магистральных направлений воспитательной системы, постановке школьного самоуправления и участия детей в общественных организациях. Все это вместе взятое и составляло ту педагогическую систему, которая характеризовала «Школу жизни». Основой всей педагогической системы, связующей в единое целое ее отдельные составляющие, являлось глубокое уважение к личности ребенка, поиск таких средств, которые позволили бы наиболее полно раскрыться индивидуальности, отсутствие какого бы то ни было насилия над личностью детей. В этом и заключался подлинно гуманистический характер той работы, которую проводила «Школа жизни».
Начало созданию воспитательной системы под руководством О. В. Кай- дановой было положено в 1922 году, когда педагоги приступили к работе в детском приемнике, расположенном в Зачатьевском монастыре в Москве.
Создание воспитательной системы для приобщения беспризорных детей к нормальной жизни, их перевоспитания начиналось с изучения интересов самих детей и опоры на их помощь. Прежде всего было выявлено ядро наиболее стойких ребят, которые стали первыми помощниками педагогов в их работе. Они вошли в состав старостата, опираясь на который, педагоги приучили подростков к работе, порядку и охране казенного имущества. Все это требовало усилий, любви и терпения. Постепенно дело пошло. Педагоги использовали средства искусства: музыку, рисование, художественную литературу.
Ребята не только охотно слушали музыку или рассказы воспитателей, но и сами включались в творческую деятельность.
Значительно усилилось значение трудового начала в жизни опытной станции, когда были организованы мастерские. Их было четыре - швейная, сапожная, переплетная, столярная. Мастерские пользовались большой популярностью у подростков. Даже выявилась группа ребят, которые рассматривали овладение мастерством в качестве первостепенной задачи. Именно в этом они видели осуществление своих дальнейших планов.
По мере воспитания и перевоспитания беспризорных детей усиливались их общественные и интеллектуальные интересы. Стали устраиваться литературно-музыкальные вечера, инсценировки, конференции, на которых ребята выступали с докладами; издавалась собственная газета. Самоуправление приняло более сложную форму: вокруг старостата создались комиссии и кружки, заработала читальня.
Воспитательные системы, созданные О. В. Кайдановой и Н. И. Поповой, при всем их своеобразии имели много общего. Прежде всего это их гуманистический настрой, любовь к детям, глубокое уважение к детской личности и индивидуальности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.