На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация обучения и воспитания в системе общего среднего образования
Организация обучения и воспитания в системе общего среднего образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу.
Государственный образовательный стандарт общего среднего образования.
Педагогический процесс в системе основного общего образования.
Педагогический процесс в системе общего среднего образования.


1. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования


Образовательный процесс на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО с 1 сентября 2012 года, осуществляется в соответствии с разработанными учреждениями документами: уставом, образовательными программами, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. Режим работы образовательное учреждение разрабатывает в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10). Главным документом, который регламентирует переход на новые образовательные стандарты, является Основная образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО). Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Программа разрабатывается школой на основе примерной и учитывает мнения педагогов, родителей, детей.
Новым в среднем общем образовании является разработка индивидуального учебного плана обучающегося, который определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [68] как учебный план, позволяющий обеспечить обучающимся освоение основной образовательной программы через индивидуализацию ее содержания на основе личностных особенностей и образовательных потребностей. В практике образовательных организаций также используется понятие «индивидуальная образовательная программа», рассматриваемая более широко и обеспечивающая регламентацию внеурочной и проектной деятельности обучающегося, его участие в социальных практиках и профессиональных пробах. Организация образования по индивидуальным образовательным программам регулируется локальными нормативными актами образовательной организации.
На уровне среднего общего образования каждый обучающийся разрабатывает и защищает итоговый индивидуальный проект, который, согласно ФГОС СОО, является специфической формой организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Результаты выполнения итогового индивидуального проекта должны отражать у обучающегося:
> наличие навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, сформированных в процессе работы;
> способности к творческой, инновационной, интеллектуальной и аналитической деятельности;
> наличие умения определить и сформулировать цель и гипотезу исследования, спланировать продуктивные приемы работы, получить и верно интерпретировать необходимую информацию, структурировать и аргументировать результаты исследования, полученные на основе собранных данных, убедительно их презентовать.
ФГОС СОО предполагает организацию для обучающихся социальных практик и профессиональных проб.
Социальная практика - вид учебно-социальной деятельности, предназначенной для получения социального опыта в профессиональной деятельности, значимой для общества. Она организуется для того, чтобы дать обучающимся представление об имеющихся профессиях, ознакомить их с условиями труда, обозначить уровень требований к работникам указанных профессий, сориентировать на получение умений, необходимых для выбранной профессиональной деятельности. Социальная практика окажет помощь будущему выпускнику в выборе направления и образовательного учреждения для продолжения образования.
Профессиональные пробы могут помогают обучающемуся определить способность и готовность его к будущей профессиональной деятельности.


2. Педагогический процесс в системе основного общего образования


Педагогический процесс по ФГОС ООО реализуется в общеобразовательных организациях с 1 сентября 2012 года. Нормативными документами являются: устав школы, образовательные программы по дисциплинам основного общего образования, календарный график, расписание уроков, иные локальные нормативные акты, в том числе санитарные правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) [52]. В программе закреплены цели, задачи, содержание, организация образовательного процесса, результаты обучения. ООП ООО разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной с учетом мнения педагогов, детей и их родителей (законных представителей).
Разделы основной образовательной программы основного общего образования представлены в таблице 4.1.
Требования ФГОС ООО основаны на следующих подходах: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и метапредметный. Особенностью содержания педагогического процесса основного общего образования является формирование универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, обеспечивающих самостоятельность учебной деятельности обучающихся. Сформированность универсальных учебных действий является показателем реализации ФГОС ООО так же, как и насыщенность содержания уроков проблемной познавательной деятельностью. В формы организации учебной деятельности входят: классические уроки, лабораторно-семинарские и лекционно-лабораторные занятия, учебные исследования, социальные и творческие проекты.
В структуру учебной работы входят до 80 % основных предметов, которые чередуются в расписании, чтобы не допустить перегрузки учащихся. Продолжительность различных видов репродуктивной деятельности обучающихся на уроке в 5-9 классах составляет 10-15 минут. В содержание учебных занятий активно включаются инновационные программы и технологии, качественная система оценивания.


Таблица 4.1 - Разделы основной образовательной программы ООО

Блок

Характеристика содержания

 

 

1 Целевой блок

охарактеризованы общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования в СОШ

2 Содержательный блок

определено общее содержание основного общего образования, представлены образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  1. программа развития универсальных учебных действий учащихся на ступени основного общего образования;
  2. раздел «Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уровне основного общего образования»;
  3. раздел «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на уровне основного общего образования»;
  4. программы отдельных учебных предметов, курсов представлены в виде содержания; полные рабочие учебные программы, дополнительные общеобразовательные, дополнительные общеразвивающие программы представлены в виде приложений к данной основной образовательной программе основного общего образования;
  5. программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования;
  6. программа коррекционной работы

3 Организационный блок

представлены механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования, том числе:

  1. учебный план основного общего образования школы;
  2. календарный учебный график;
  3. план внеурочной деятельности;
  4. система условий реализации основной образовательной программы

Стандартом предусматривается активное использование внеурочных форм учебной деятельности при учете возрастных особенностей школьников и обеспечения информационно-образовательной среды.
Образовательный процесс строится на основе чередования урочных и внеурочных занятий в течение полного учебного дня с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10.


Организация внеурочной деятельности осуществляется в процессе интеграции школы и учреждений культуры и других образовательных учреждений:
• в школьных формах дополнительного образования: кружках, студиях, клубах, секциях, детско-юношеских организациях, экспедициях и т. д.;
• в дополнительных образовательных модулях, спецкурсах, НОУ, учебных исследованиях;
• в образовательных программах УДОД и учреждений культуры и спорта;
• по планам классных руководителей (экскурсии, диспуты, социальные практики и т. д.);
• в инновационной деятельности по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ
и направлена на достижение личностных и метапредметных результатов обучающихся.


Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:
• духовно-нравственное,
• физкультурно-спортивное и оздоровительное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное.
Внеурочные мероприятия, включенные в учебный план школы, считаются обязательными для посещения.
Внеурочная деятельность не регламентирована учебным планом, предполагает свободное посещение.
Активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта.


3. Педагогический процесс в системе общего среднего образования


Организация педагогического процесса в старших классах общеобразовательной школы ведется на основании ФГОС СОО (далее - Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012, дополненного 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017, 24.09.2020 и 11.12.2020 г. [68]. Цель Стандарта - повышение качества образования.
ФГОС СОО реализуется по следующим параметрам:
1) требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП);
2) требования к структуре ООП и структурным элементам;
3) требования к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, методическим, материально-техническим, психолого-педагогическим);
4) требования к результатам освоения ООП.
Среднее общее образование может быть получено:
> в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
> вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;
> допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов увеличивается не более чем на один год.
Стандарт обеспечивает реализацию следующих принципов:
> формирование гражданской идентичности обучающихся;
> единство образовательного пространства Российской Федерации;
> овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
> равные возможности получения качественного среднего общего образования;
> реализация бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы;
> воспитание и социализация обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности;
> преемственность основных образовательных программ от дошкольного до профессионального образования;
> развитие государственно-общественного управления в системе образовании;
> формирование основ оценки результатов освоения обучающимися ООП, деятельности работников образования и образовательных организаций;
> создание условий для развития и самореализации, формирования здорового, безопасного образа жизни обучающихся;
> государственные гарантии по финансированию ООП, реализуемой в учебной и внеурочной деятельности.
Методологическая основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который предполагает:
> формирование мотивации обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
> проектирование развивающей образовательной среды школы;
> активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
> учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся в образовательной деятельности.
Каким будет портрет выпускника школы можно проследить по таблице 4.2.


Таблица 4.2 - Портрет выпускника школы

Показатель

Сформированные свойства

1 Национальная идентичность

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества

2 Мотивация на познавательную и творческую активность

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность

3 Гражданское самосознание

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством

4 Коммуникативная компетентность

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

5 Сформированность здоровьесберегающих ценностей

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни

6 Осознанность
профессионального
выбора

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества

7 Мотивация на
непрерывное
образование

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни

 

В таблице 4.3 представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП).


Таблица 4.3 - Требования к результатам освоения ООП

Уровень
результата

Содержание

1 Личностный результат

включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме

2 Метапредметный
результат

включает освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

3 Предметный результат

включает освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

 

Государственным образовательным стандартом определены требования к результатам образования и воспитания обучающегося (таблица 4.4).
Комплексным результатом образования является индивидуальный проект выпускника образовательной организации. Работа должна быть
представлена в виде завершенного исследования или проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.


Таблица 4.4 - Требования к личностным результатам

Результат

Содержание

1 Российская гражданская идентичность

патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

2 Гражданская позиция

активность и ответственность члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите

3 Сформированное мировоззрение

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

4 Сформированные основы саморазвития и самовоспитания

основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

5 Толерантное сознание

терпимое поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

6 Навыки сотрудничества

активное взаимодействие со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

7 Нравственное сознание

поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

8 Готовность и способность к образованию

готовность к образованию, самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

9 Эстетическая культура

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

10 Ценность здорового образа жизни, физического и психологического здоровья

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

11 Готовность к осознанному профессиональному выбору

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

12 Сформированность экологического мышления

понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

13 Сформированность семейных ценностей

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

 

Индивидуальный проект - особая форма организации деятельности обучающихся под руководством учителя (тьютора) в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результатом индивидуального проекта будет не только исследовательский продукт, но и приобретенные учащимся навыки:
> навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
> навыки проектной деятельности;
> навыки формулирования условий и оформления исследования.
Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается государственной итоговой аттестацией выпускников.
Школа организует образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего общего образования (в соответствии со Стандартом), прошедшим государственную аккредитацию. Обязательная часть программы составляет 60 %, региональный или учрежденческий компонент - 40 % объема; предусматриваются также учебные предметы, курсы, в том числе этнокультурные, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность. В основу положена целевая
установка на «опережающую» модель развития. Особенностью организации педагогического процесса является профильный принцип образования [56]. В 10-11 классах обучение осуществляется по 5 профилям: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и универсальному. Учебный план содержит 9 (10) учебных предметов и один предмет из каждой предметной области (на основании Стандарта). Учебный план профиля (кроме универсального) содержит 3 (4) предмета на углубленном уровне изучения (таблица 4.5).


Таблица 4.5 - Общие дисциплины для всех учебных планов

№ п\п

Название дисциплины

Базовый уровень

Углубленный
уровень

1

Русский язык

+

+

2

Литература

+

+

3

Иностранный язык

+

+

4

Математика

+

+

5

История

+ или
Россия в мире

+

6

Астрономия

+

 

7

Физическая культура

+

 

8

Основы безопасности жизнедеятельности

+

 

 

Школа предоставляет ученикам возможность учиться по индивидуальным учебным планам, включающим предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные дисциплины, курсы по выбору для всех учебных планов. За 2 года на одного обучающегося приходится не менее 2170 часов.
Учащиеся 10-11 классов в процессе обучения формируют способность к организации своей деятельности: ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, организовать продуктивное взаимодействие как с учителем, так и с одноклассниками, применять изученный материал во вне учебных ситуациях. Кроме традиционных устных и письменных видов учебной деятельности у обучающихся существует форма «накопительной оценки» за выполненные тесты, проекты, исследовательские и творческие работы (сочинения, презентации, видеоматериалы, газеты, портфолио достижений).
Актуальными являются требования к информационно
образовательной среде (ИС) учреждения. ИС обеспечивает возможности реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия и социального партнёрства с другими организациями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов и реализации основной образовательной программы.
Школа организует образовательную и внеурочную деятельность как самостоятельно, так и в рамках сетевого взаимодействия [62].
Используемые формы и средства воспитания направлены на приобщение старшеклассников к российским и этническим культурным ценностям, к правилам и нормам поведения в современном обществе. В каникулярное время организуются выездные тематические лагерные смены, профильные школы на базе организаций дополнительного образования.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 В чем выражается компетентностный подход ФГОС основного общего и общего среднего образования?
2 В чем стратегическое значение Государственного образовательного стандарта общего образования?
3 Какова роль профильного обучения в организации общего образования?
4 Являются ли дистанционные технологии инновационными? Какова перспектива их использования?
5 Что представляет из себя «Портрет выпускника средней школы»?


Задание 2. Практическая работа


Заполнить таблицу 4.6.


Таблица 4.6 - Особенности формирования индивидуальных результатов образования обучающихся на этапах основного общего и общего среднего образования

Индивидуальные результаты образования

Этап основного общего образования

Этап общего среднего образования

Личностный

 

 

Метапредметный

 

 

Предметный

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.