Организация обучения и воспитания в системе начального общего образования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные знания по разделу. ФГОС НОО. Педагогический процесс в начальной школе. Методы обучения в начальной школе. Формы и методы воспитательной работы.
|
Название УУД |
Содержание универсальных учебных действий |
1 Познавательные УУД |
предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами (их не следует путать с предметными) |
2 Коммуникативные УУД |
это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета |
3 Регулятивные УУД |
представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию |
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:
> субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
> метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
> деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
> рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
> импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Урок должен включать шесть основных этапов (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Этапы урока в начальной школе
Этапы |
Содержание работы на этапе урока |
1 Мобилизация |
включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность |
2 Целеполагание |
учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ^ узнать ^ научиться» |
3 Осознание недостаточности имеющихся знаний |
учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно |
4 Коммуникация |
поиск новых знаний в паре, в группе |
5 Взаимопроверка, взаимоконтроль |
работа учеников в парах |
6 Рефлексия |
осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке |
Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Ведущими содержательными линиями начального образования являются:
• человек как биологическое существо;
• человек и другие люди;
• человек и мир природы;
• человек и общество;
• история родной страны.
Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога с обучающимися, направленный на передачу информации, её переработку, воспитание положительного отношения к учебнопознавательной деятельности, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения [21].
Преемственность в обучении является главным принципом в начальной школе. В учебном процессе дисциплины составляют единое содержание обучения с первого по четвертый класс, обеспечивая необходимую преемственность. В результате изучения интегрированных предметов «Грамота», «Чтение и письмо», «Окружающий мир», «Искусство и художественный труд» у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умение учиться). Главные задачи межпредметной интеграции в обучении младших школьников связаны с формированием представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, с обеспечением возможности установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьников.
Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.
Компоненты учебно-воспитательного процесса:
- обучение (научение и учение);
- воспитание (воспитательная работа и самовоспитание);
- развитие (формирование и саморазвитие).
Учебные действия школьников на уроке делятся на внешние (наблюдаемые) и внутренние (ненаблюдаемые). Внешние действия: все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т. п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т. п.), символические действия, связанные с использованием речи. Внутренние действия: мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные), действия мышления (интеллектуальные).
Деятельность учащихся в процессе обучения предполагает формирование познавательного интереса как к различного рода информации, так и к самому учебному труду. Различия познавательной деятельности школьников: в отношении к учению; в общем развитии; в объеме и прочности знаний; в способах усвоения учебного материала; в умении преодолевать возникающие трудности; в интересах.
Уровни познавательного интереса младших школьников подразделяются: на низший, элементарный - интерес к действиям по образцу; на средний, в основе которого лежит интерес к установлению причинноследственных связей, и высший, характеризующийся наличием познавательной потребности.
Активизация познавательной деятельности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Можно выделить ряд приемов, которые, развивая критичность мышления школьников, повышают их познавательный интерес.
Прием сравнения. Необходимость использования приема заключается в формировании мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Так как учащиеся начальной школы не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом, вместо признаков сходства и различия дают определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения. В рамках ФГОС НОО [69] владение школьниками данными операциями в процессе обучения являются опорными.
Прием связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся. Изучаемый материал включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом ещё более расчленёнными и упорядоченными.
Прием опорных схем. Опорные схемы, выполненные в виде таблицы, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей, повышают интерес к учению. Учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой - объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти.
Внеурочная деятельность как совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности детей на основе их любознательности и увлеченности нацелена на компенсацию знаний, умений видов деятельности, неполученных на уроках; индивидуальноличностное развитие; коррекцию различных личностных качеств.
Особенности развития познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время. Деятельность по развитию познавательных способностей младших школьников делится на познавательную, исполнительскую, творческую, игровую, эмоционально-ценностную (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Внеурочная деятельность младших школьников
по развитию познавательных способностей
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
1 Познавательная деятельность |
направлена на формирование познавательных потребностей, когнитивных, мотивационных, деятельностно-практических навыков |
2 Исполнительская деятельность |
направлена на проектирование по образцу и по схожим условиям, по результату, по теме |
3 Творческая деятельность |
направлена на освоение методов поиска нестандартных решений, коррекции, личностного развития |
4 Эмоциональноценностная деятельность |
проходит в решении ситуативных практических задач, участия в конкурсах, конференциях, выставках, смотрах, олимпиадах |
5 Игровая деятельность |
направлена на закрепление знаний, создание ситуации успеха, позитивных эмоций, релаксации. |
Метод игровой деятельности используется с учетом поставленной задачи [54].
Игры для разрядки проводятся в течение 5-7 минут на уроке как на уроке, так и на внешкольном занятии. Специальные игровые занятия должны проходить 30-45 минут. Частота игровых занятий - 1-2 раза в неделю.
Ученики, особенно слабые, на первых игровых занятиях устают и становятся безразличными и пассивными. Поэтому интеллектуальный тренинг лучше проводить вперемешку с групповыми психокоррекционными играми.
Воспитание в процессе обучения формирует у учащихся потребности в выработке того или иного качества; способствует овладению учащимися знаний о личностных качествах; формирует умения, навыки и привычки поведения. Воспитание включает в себя элементы обучения. Стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.
Методы обучения в начальной школе - это виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач [21]. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Методы как способы учебной работы делятся на догматический (приобретение знаний в готовом виде); эвристический (усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе задания); исследовательский (добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы). Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
К методам организации учебно-познавательной деятельности отнесены: словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (таблица 3.4).
Таблица 3.4 - Группы методов, используемые при обучении младших школьников
Группы методов |
Деятельность учителя и ученика |
1 Объяснительноиллюстративные (объяснительно-рецептивные) |
отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее, при необходимости воспроизводят полученные знания |
2 Репродуктивные |
способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). Управленческая деятельность учителя состоит в подборе инструкций, заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу |
3 Методы проблемного обучения (субъект — объект) |
включают проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли педагога, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу поискового мышления |
4 Методы проблемного обучения |
используются для подготовки школьников к самостоятельному решению познавательных задач, для обучения учащихся выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования |
5 Исследовательские методы |
используются как способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных задач |
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Важной функцией учителя начальной школы является мотивация учащихся на успешность учебной деятельности.
Мотивы учебной деятельности школьников делятся:
• на непосредственно-побуждающие, основанные на положительных или отрицательных эмоциях;
• на перспективно-побуждающие, основанные на понимании значимости учебного предмета в частности;
• на интеллектуально-побуждающие (познавательные интересы), основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
К методам стимулирования и мотивации интереса к учению относят познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональнонравственных ситуаций.
Наряду с методами мотивации интереса к познавательной деятельности используются методы стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения и порицания. Гуманистическая педагогика с личностно-ориентированным подходом к ребенку активно использует метод создания ситуации успеха [1].
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся классифицируются:
• по дидактической цели - подготовка к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков;
• по изучаемому материалу - наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой;
• по характеру познавательной деятельности - по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода; по способу организации - классная, групповая, индивидуальная.
Методы программированного обучения - это такой вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемого.
Словесные методы в начальной школе традиционно являются ведущими (таблица 3.5).
Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность); эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе - все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы.
Таблица 3.5 - Словесные методы обучения
Метод |
Цель метода |
1 Объяснение |
вид изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное) |
2 Рассказ |
форма изложения, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный) |
3 Работа с печатным словом (с книгой) |
метод, позволяющий ученику под руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания |
4 Изложение |
это монологическая форма при помощи которой учащимся передаются, сообщаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное |
5 Повествование |
вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа. Описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности |
6 Рассуждение |
вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам |
7 Проблемное изложение |
это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем |
8 Беседа |
форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении |
Наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Важный, но очень сложный метод учения в начальной школе.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, проверка некоторых мыслительных умений.
Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные письменные работы, программированный контроль, письменный самоконтроль.
Методы практического контроля и самоконтроля: контроль выполнения практических работ, программированный контроль практической работы, практический самоконтроль.
Уровни принятия решений о выборе методов обучения представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Уровни принятия решений о выборе методов обучения
Уровень |
Виды решений о выборе методов обучения |
Уровень первый |
стереотипные решения: неизменное применение методов обучения независимо от содержания материала, задач урока и особенностей учащихся |
Уровень второй |
решения методом проб и ошибок: попытки учителя менять выбор методов обучения с учетом условий |
Уровень третий |
рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся |
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, умениями переносить их в новые ситуации; формируют у учащихся потребность в новом знании; направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; ориентируют мышление учащихся на творческую переработку учебной информации; обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями для формирования системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; создают условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Методы обучения на уроке должны соответствовать: задачам урока; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; материальному обеспечению урока; личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени [1].
Воспитание - процесс целенаправленный; непрерывный, многофакторный; при непосредственной роли педагога в отличие от обучения имеет отдаленный результат [36].
Принципы воспитания
1 Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.
2 Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей.
3 Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.
4 Воспитание через взаимодействие.
5 Воспитание через творчество.
Цель воспитательной работы - формирование базовой культуры личности:
- культура жизненного самоопределения,
- культура семейных отношений,
- экономическая и культура труда,
- политическая и правовая культура,
- интеллектуальная культура,
- нравственная культура,
- культура общения,
- экологическая культура,
- художественную культура,
- физическая культура.
Основами воспитательной работы выступает: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Ведущие принципы воспитательной работы
1 Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.
2 Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
3 Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников.
4 Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
5 Принцип опоры на положительное в личности ребенка.
6 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
7 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
8 Принцип единства действий всех участников воспитательного процесса.
Содержание воспитательной работы рассмотрено в таблице 3.7.
Этапы воспитательной деятельности
• диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
• проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
• организация педагогического взаимодействия (реализация планов); проверка, оценка результатов.
Критерии эффективности воспитательной работы [32].
Результативность - воспитанность учащихся.
Процессуальная оценка - эффективность содержания воспитательного процесса.
Показатели воспитанности учащихся: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов.
Таблица 3.7 - Содержание воспитания в начальной школе
Направление воспитания |
Содержание деятельности |
1 Умственное воспитание |
педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления |
2 Нравственное воспитание |
педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения |
3 Гражданское воспитание |
направлено на формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений |
4 Трудовое воспитание |
процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника |
5 Эстетическое воспитание |
процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства |
6 Физическое воспитание |
процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни |
Эффективность оценивается по целям, содержанию и результатам воспитательной работы с коллективом обучающихся.
Требования к педагогу-воспитателю:
> демонстрировать доверие детям;
> помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом;
> выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам;
> обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ребенка и принимать его;
> быть активным участником группового взаимодействия;
> открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать им личностную окраску;
> владеть стилем неформального теплого общения с учениками;
> обладать положительной самооценкой;
> проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Почему начальное общее образование является самостоятельным уровнем образования в России?
2 В чем стратегическое значение государственного образовательного стандарта начального общего образования?
3 В чем отличие стандартов дошкольного и начального общего образования?
4 В чем сущность универсальных учебных действий (УУД)?
5 Почему внеурочная деятельность включена в ФГОС НОО?
Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 3.8.
Таблица 3.8 - Организация развивающей среды младших школьников в процессе внеурочной деятельности
№ п\п |
Формы внеурочной деятельности |
Цель и содержание внеурочной деятельности |
Организаторы |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |