На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация обучения и воспитания в системе начального общего образования
Организация обучения и воспитания в системе начального общего образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу.

ФГОС НОО. Педагогический процесс в начальной школе.

Методы обучения в начальной школе.

Формы и методы воспитательной работы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020) зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785. В основу стандарта положен системно - деятельностный подход, главная задача которого - подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. ФГОС НОО нацелен на смещение акцента в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), что меняет характер учебного процесса и способы деятельности учащихся [69].
Принципиальными изменениями ФГОС являются результаты образовательной деятельности. Они включают не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.
Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (таблица 3.1).

 

Название УУД

Содержание универсальных учебных действий

1 Познавательные УУД

предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами (их не следует путать с предметными)

2 Коммуникативные УУД

это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета

3 Регулятивные УУД

представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:
> субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
> метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
> деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
> рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
> импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Урок должен включать шесть основных этапов (таблица 3.2).


Таблица 3.2 - Этапы урока в начальной школе

Этапы

Содержание работы на этапе урока

1 Мобилизация

включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

2 Целеполагание

учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ^ узнать ^ научиться»

3 Осознание недостаточности имеющихся знаний

учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно

4 Коммуникация

поиск новых знаний в паре, в группе

5 Взаимопроверка, взаимоконтроль

работа учеников в парах

6 Рефлексия

осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке

Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.


2 Педагогический процесс в начальной школе


Ведущими содержательными линиями начального образования являются:
• человек как биологическое существо;
• человек и другие люди;
• человек и мир природы;
• человек и общество;
• история родной страны.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога с обучающимися, направленный на передачу информации, её переработку, воспитание положительного отношения к учебнопознавательной деятельности, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения [21].
Преемственность в обучении является главным принципом в начальной школе. В учебном процессе дисциплины составляют единое содержание обучения с первого по четвертый класс, обеспечивая необходимую преемственность. В результате изучения интегрированных предметов «Грамота», «Чтение и письмо», «Окружающий мир», «Искусство и художественный труд» у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умение учиться). Главные задачи межпредметной интеграции в обучении младших школьников связаны с формированием представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, с обеспечением возможности установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьников.
Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.

Компоненты учебно-воспитательного процесса:
- обучение (научение и учение);
- воспитание (воспитательная работа и самовоспитание);
- развитие (формирование и саморазвитие).

Учебные действия школьников на уроке делятся на внешние (наблюдаемые) и внутренние (ненаблюдаемые). Внешние действия: все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т. п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т. п.), символические действия, связанные с использованием речи. Внутренние действия: мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные), действия мышления (интеллектуальные).
Деятельность учащихся в процессе обучения предполагает формирование познавательного интереса как к различного рода информации, так и к самому учебному труду. Различия познавательной деятельности школьников: в отношении к учению; в общем развитии; в объеме и прочности знаний; в способах усвоения учебного материала; в умении преодолевать возникающие трудности; в интересах.
Уровни познавательного интереса младших школьников подразделяются: на низший, элементарный - интерес к действиям по образцу; на средний, в основе которого лежит интерес к установлению причинноследственных связей, и высший, характеризующийся наличием познавательной потребности.
Активизация познавательной деятельности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Можно выделить ряд приемов, которые, развивая критичность мышления школьников, повышают их познавательный интерес.
Прием сравнения. Необходимость использования приема заключается в формировании мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Так как учащиеся начальной школы не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом, вместо признаков сходства и различия дают определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения. В рамках ФГОС НОО [69] владение школьниками данными операциями в процессе обучения являются опорными.
Прием связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся. Изучаемый материал включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом ещё более расчленёнными и упорядоченными.
Прием опорных схем. Опорные схемы, выполненные в виде таблицы, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей, повышают интерес к учению. Учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой - объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти.
Внеурочная деятельность как совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности детей на основе их любознательности и увлеченности нацелена на компенсацию знаний, умений видов деятельности, неполученных на уроках; индивидуальноличностное развитие; коррекцию различных личностных качеств.
Особенности развития познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время. Деятельность по развитию познавательных способностей младших школьников делится на познавательную, исполнительскую, творческую, игровую, эмоционально-ценностную (таблица 3.3).


Таблица 3.3 - Внеурочная деятельность младших школьников
по развитию познавательных способностей

Вид деятельности

Содержание деятельности

1 Познавательная деятельность

направлена на формирование познавательных потребностей, когнитивных, мотивационных, деятельностно-практических навыков

2 Исполнительская деятельность

направлена на проектирование по образцу и по схожим условиям, по результату, по теме

3 Творческая деятельность

направлена на освоение методов поиска нестандартных решений, коррекции, личностного развития

4 Эмоциональноценностная деятельность

проходит в решении ситуативных практических задач, участия в конкурсах, конференциях, выставках, смотрах, олимпиадах

5 Игровая деятельность

направлена на закрепление знаний, создание ситуации успеха, позитивных эмоций, релаксации.



Метод игровой деятельности используется с учетом поставленной задачи [54].
Игры для разрядки проводятся в течение 5-7 минут на уроке как на уроке, так и на внешкольном занятии. Специальные игровые занятия должны проходить 30-45 минут. Частота игровых занятий - 1-2 раза в неделю.
Ученики, особенно слабые, на первых игровых занятиях устают и становятся безразличными и пассивными. Поэтому интеллектуальный тренинг лучше проводить вперемешку с групповыми психокоррекционными играми.
Воспитание в процессе обучения формирует у учащихся потребности в выработке того или иного качества; способствует овладению учащимися знаний о личностных качествах; формирует умения, навыки и привычки поведения. Воспитание включает в себя элементы обучения. Стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.


3. Методы обучения в начальной школе


Методы обучения в начальной школе - это виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач [21]. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Методы как способы учебной работы делятся на догматический (приобретение знаний в готовом виде); эвристический (усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе задания); исследовательский (добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы). Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
К методам организации учебно-познавательной деятельности отнесены: словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (таблица 3.4).

Таблица 3.4 - Группы методов, используемые при обучении младших школьников

Группы методов

Деятельность учителя и ученика

1 Объяснительноиллюстративные (объяснительно-рецептивные)

отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее, при необходимости воспроизводят полученные знания

2 Репродуктивные

способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). Управленческая деятельность учителя состоит в подборе инструкций, заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу

3 Методы проблемного обучения (субъект — объект)

включают проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли педагога, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу поискового мышления

4 Методы проблемного обучения
(субъект — субъект) частично-поисковые или эвристические методы

используются для подготовки школьников к самостоятельному решению познавательных задач, для обучения учащихся выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования

5 Исследовательские методы

используются как способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных задач



Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Важной функцией учителя начальной школы является мотивация учащихся на успешность учебной деятельности.


Мотивы учебной деятельности школьников делятся:
• на непосредственно-побуждающие, основанные на положительных или отрицательных эмоциях;
• на перспективно-побуждающие, основанные на понимании значимости учебного предмета в частности;
• на интеллектуально-побуждающие (познавательные интересы), основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
К методам стимулирования и мотивации интереса к учению относят познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональнонравственных ситуаций.
Наряду с методами мотивации интереса к познавательной деятельности используются методы стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения и порицания. Гуманистическая педагогика с личностно-ориентированным подходом к ребенку активно использует метод создания ситуации успеха [1].


Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся классифицируются:
• по дидактической цели - подготовка к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков;
• по изучаемому материалу - наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой;
• по характеру познавательной деятельности - по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода; по способу организации - классная, групповая, индивидуальная.
Методы программированного обучения - это такой вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемого.
Словесные методы в начальной школе традиционно являются ведущими (таблица 3.5).
Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность); эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе - все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы.


Таблица 3.5 - Словесные методы обучения

Метод

Цель метода

1 Объяснение

вид изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное)

2 Рассказ

форма изложения, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный)

3 Работа с печатным словом (с книгой)

метод, позволяющий ученику под руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания

4 Изложение

это монологическая форма при помощи которой учащимся передаются, сообщаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное

5 Повествование

вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа. Описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности

6 Рассуждение

вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам

7 Проблемное изложение

это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем

8 Беседа

форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении


Наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Важный, но очень сложный метод учения в начальной школе.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, проверка некоторых мыслительных умений.
Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные письменные работы, программированный контроль, письменный самоконтроль.
Методы практического контроля и самоконтроля: контроль выполнения практических работ, программированный контроль практической работы, практический самоконтроль.
Уровни принятия решений о выборе методов обучения представлены в таблице 3.6.


Таблица 3.6 - Уровни принятия решений о выборе методов обучения

Уровень

Виды решений о выборе методов обучения

Уровень первый

стереотипные решения: неизменное применение методов обучения независимо от содержания материала, задач урока и особенностей учащихся

Уровень второй

решения методом проб и ошибок: попытки учителя менять выбор методов обучения с учетом условий

Уровень третий

рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, умениями переносить их в новые ситуации; формируют у учащихся потребность в новом знании; направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; ориентируют мышление учащихся на творческую переработку учебной информации; обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями для формирования системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; создают условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Методы обучения на уроке должны соответствовать: задачам урока; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; материальному обеспечению урока; личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени [1].


4 Формы и методы воспитательной работы


Воспитание - процесс целенаправленный; непрерывный, многофакторный; при непосредственной роли педагога в отличие от обучения имеет отдаленный результат [36].


Принципы воспитания
1 Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.
2 Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей.
3 Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.
4 Воспитание через взаимодействие.
5 Воспитание через творчество.


Цель воспитательной работы - формирование базовой культуры личности:
- культура жизненного самоопределения,
- культура семейных отношений,
- экономическая и культура труда,
- политическая и правовая культура,
- интеллектуальная культура,
- нравственная культура,
- культура общения,
- экологическая культура,
- художественную культура,
- физическая культура.


Основами воспитательной работы выступает: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.


Ведущие принципы воспитательной работы
1 Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.
2 Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
3 Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников.
4 Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
5 Принцип опоры на положительное в личности ребенка.
6 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
7 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
8 Принцип единства действий всех участников воспитательного процесса.


Содержание воспитательной работы рассмотрено в таблице 3.7.


Этапы воспитательной деятельности
• диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
• проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
• организация педагогического взаимодействия (реализация планов); проверка, оценка результатов.


Критерии эффективности воспитательной работы [32].
Результативность - воспитанность учащихся.
Процессуальная оценка - эффективность содержания воспитательного процесса.
Показатели воспитанности учащихся: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов.


Таблица 3.7 - Содержание воспитания в начальной школе

Направление воспитания

Содержание деятельности

1 Умственное воспитание

педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления

2 Нравственное воспитание

педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения

3 Гражданское воспитание

направлено на формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений

4 Трудовое воспитание

процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника

5 Эстетическое воспитание

процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства

6 Физическое воспитание

процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни


Эффективность оценивается по целям, содержанию и результатам воспитательной работы с коллективом обучающихся.


Требования к педагогу-воспитателю:
> демонстрировать доверие детям;
> помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом;
> выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам;
> обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ребенка и принимать его;
> быть активным участником группового взаимодействия;
> открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать им личностную окраску;
> владеть стилем неформального теплого общения с учениками;
> обладать положительной самооценкой;
> проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Вопросы для самоконтроля


1 Почему начальное общее образование является самостоятельным уровнем образования в России?
2 В чем стратегическое значение государственного образовательного стандарта начального общего образования?
3 В чем отличие стандартов дошкольного и начального общего образования?
4 В чем сущность универсальных учебных действий (УУД)?
5 Почему внеурочная деятельность включена в ФГОС НОО?


Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 3.8.


Таблица 3.8 - Организация развивающей среды младших школьников в процессе внеурочной деятельности

№ п\п

Формы внеурочной деятельности

Цель и содержание внеурочной деятельности

Организаторы
внеурочной
деятельности

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.