Т.В. Солодовникова Чувашский государственный университет, г. Чебоксары Педагогика и психология на протяжении десятилетий пытаются ответить на вопросы «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?». Психология изучает закономерности психического развития личности в разные возрастные периоды, объясняет особенности поведения учащихся в ситуациях обучения и воспитания. Педагогика исследует процессы обучения, развития и становления личности. Современные отечественные педагогическая теория и практика основаны на целостном и системном знании о личности учащегося, сформированном на глубоких психологических теоретических изысканиях и экспериментальных исследованиях.
Особую актуальность в системе личностно-ориентированного гуманистического обучения приобретает деятельность П.П. Блонского по исследованию возрастных особенностей развития личности. В целостной личности учащегося он видит активного члена общества и приветствует те течения в педагогике, которые строят воспитание и обучение на учете возрастных особенностей ребенка и на его активности - общественной, трудовой, интеллектуальной и т. д. [2, с. 36]. Наблюдая над успеваемостью и умственным развитием учеников, он обращал внимание учителей на то, что «умственное развитие может замедляться, если ученик не получает от учителя соответствующей заботы о его дальнейшем продвижении», и что необходимо «уделять большое внимание не только отстающим, но и наиболее способным и развитым, обеспечивая им возможность развиваться дальше не сниженными, а столь же быстрыми темпами. Школа должна окружать своих самых способных и развитых учеников соответствующей заботой» [2, с. 176]. Проблемы развития мышления, памяти, речи учащихся психолог рассматривает в соответствии с особенностями школьного возраста. Разработанная Л.С. Выготским теория происхождения и развития высших психических функций (культурно-историческая теория) оказала влияние на понимание социальной природы личности учащегося. Выделяя линии натурального и культурного развития, Л.С. Выготский указывает на единство биологического и социального в личности, обращает внимание на социальную природу и общественную сущность развития и происхождения высших психических функций: личность развивается в обществе, усваивая человеческий исторический опыт. Однако развитие личности происходит нормально при наличии биологического фактора: полноценного психического и физического здоровья. Таким образом, одно из основных положений данной концепции - развитие личности возможно только в обществе (семье, школе) в совместной осознанной деятельности - находит широкое применение в современной отечественной педагогике. «В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения - специфически культурные» [4, с. 45]. Принципиальное значение для понимания развития личности учащегося имело выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о единстве личности. Ученый трактует личность как субъект практической и теоретической деятельности, который познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя [6, с. 194]. Психический облик личности рассматривает в развитии, в единстве направленности (установки и тенденции, потребности, интересы и идеалы), способностей (дарования и одаренность), характера [7, с. 99]. Направленность личности определяет ее деятельность, наличие способности означает пригодность к определенной деятельности - обучению и труду, в процессе учебной и трудовой деятельности формируется характер. Безусловно, учителю важно видеть направленность личности каждого учащегося, чтобы уметь влиять на нее. Учет темперамента, характера, способностей, задатков учащихся позволяет учителю своевременно решать возникающие в процессе обучения и воспитания проблемы. Также важно создавать существенно новые условия для развития устойчивых интересов с поступлением ребенка в школу и началом обучения различным предметам. «Формирование интересов зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие» [7, с. 118]. Итак, практическое значение для новой школы в 30-40-е гг. XX в. имели результаты исследований процессов мышления, памяти, внимания, восприятия, речи учащихся и других психических функций личности, научные концепции формирования и развития личности П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Прежде всего, объективный взгляд на проблемы психического развития личности, индивидуально-личностный подход к проблемам обучения и развития личности учащегося обогатили отечественную психологическую и педагогическую теорию и практику ценными выводами, теориями, положениями. Кроме того, фундаментальные труды ученых-психологов способствовали удовлетворению практических потребностей отечественной педагогики в психологических знаниях. В работе школы психологи начали принимать участие в 60-е гг. XX в., предлагая педагогам различные формы практической помощи, принимая во внимание и развивая выдвинутые П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном важнейшие научные педагогические концепции. В конце XX в., как справедливо отмечают представители практической психологии, «у педагогической практики сформировалась определенная потребность в психологическом знании о ребенке» [5, с. 20]. И в 80-е гг. мы наблюдаем практическую работу психологической службы в системе российского образования. Психологи определяют уровень развития и подготовки учащихся, исходя из индивидуальных особенностей рекомендуют способы работы с ними. Изучение и анализ психологической и педагогической литературы показывает, что тесная связь практической психологии и гуманистической педагогики во второй половине XX в. и на рубеже XX-XXI вв. способствовала окончательному формированию идеи системного подхода к учебновоспитательному процессу. Гуманистическая педагогика и психология признают ведущую роль обучения, требующего бережного отношения к внутреннему миру учащегося, развития - его интеллекта, воли, чувств, эмоциональноволевой сферы. Обучение и развитие личности осуществляются в управляемом целостном педагогическом процессе, в котором в зависимости от социальных ролей выделяются сопровождаемый (учащийся) и сопровождающий (учитель). По данным современных психологических исследований, для разных возрастных категорий учащихся ожидаемая роль учителя в классе может быть разной: родитель, судья, защитник (1-3-е классы); организатор интересной деятельности, справедливый руководитель, активный заинтересованный участник жизни класса (4-6-е классы); советчик в совместной деятельности (7-9-е классы); должностное лицо и человек (9-й класс); советчик, психолог, значимый взрослый, старший друг, эталон себя в будущем (10-11-е классы) [10, с. 92-99]. В процессе развития, становления и формирования личности важная роль принадлежит сопровождающему (учителю), который находится рядом с сопровождаемым и оказывает ему помощь и поддержку. Сопровождающий, являясь одновременно учителем, воспитателем, руководителем, организатором и координатором, выполняет образовательные, воспитательные, развивающие функции. Опираясь на данные современной практической психологии, мы выделяем особую функцию - психологическую, которая заключается в поддержке и укреплении защищенности, сплоченности и активности учащихся на уроке [10, с. 233]. Учитель реализует педагогическую функцию: создает эмоционально стимулирующую среду и условия для удовлетворения потребностей учащегося: передает положительный образец поведения, предоставляет сферу деятельности и возможность выполнять новые функции, правильно ориентируя учащегося. Через общение и взаимосвязь сопровождаемого с сопровождающим осуществляется развитие личности учащегося, в том числе изменение ее психической деятельности. Несомненно, для результативности общения учителю жизненно важно знание законов психического развития учащегося. Современные научные знания о психическом развитии личности учащегося опираются на исследования П.П. Блонского (идея развития и целостный подход к изучению личности), Л.С. Выготского (культурноисторическая теория), С.Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности), В.М. Бехтерева (комплексный подход к изучению личности). Основоположники, теоретики и реформаторы отечественной психологии, они стояли у истоков деятельностного подхода, дальнейшее развитие который получил в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.Г. Ананьева в 60-70-е гг. XX в. Система развивающего обучения и деятельностный подход в обучении сегодня вызывают особый интерес, так как удовлетворяют требованиям Федерального государственного стандарта образования, в основе которого лежит нацеленный на развитие личности системно-деятельностный подход. Стандарт учитывает потребность современного динамичного мира в конкурентоспособных специалистах со сформированными компетенциями, которые обладают способностью самостоятельного и непрерывного образования и стремятся к самореализации. Жизненная успешность личности - личностная, профессиональная, социальная - складывается из многих факторов, в том числе из когнитивных способностей, связанных с умственной деятельностью. Исследуя высшие психические функции, П.П. Блонский еще в начале прошлого века отмечал, что «новая школа одной из основных задач считает развитие мышления» [1, с. 249]. Опираясь на результаты экспериментальных работ, он показывает взаимосвязь усвоенных знаний и развитой речи школьника для развития мышления, памяти и мышления для связного восприятия и более прочного усвоения материала. «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста» [1, с. 274]. Безусловно, используя психолого-педагогические методы, зная направленность личности, современный учитель способен создать условия для формирования мыслящей личности, способной к самостоятельным решениям. Изучение отечественной научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что различные аспекты личностноориентированного обучения, основанного на уважении личности учащихся и вере в их возможности, безоговорочного признания их уникальности и ценности, предложены в исследованиях Е.И. Шиянова, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Н.Д. Никандрова и др. Гуманистические воззрения видных представителей педагогики объединяют понимание процесса обучения как создание условий для развития личности на принципах субъектно-субъектного подхода. Данные как практической психологии, так и гуманистической педагогики способствовали переходу от педагогики знаний, умений, навыков к педагогике развития, изменению парадигмы образования от традиционной учебно-дисциплинарной к гуманистической личностно-ориентированной. Одной из важнейших задач современного отечественного образования является педагогическая поддержка становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности. В понимании феномена педагогического сопровождения важное место занимают базовые понятия гуманистической психологии: Личность, Свобода, Ответственность, которые являются ведущими и для гуманистической педагогики. Гуманистическая педагогика видит развитие личности в ее самоактуализации (А. Маслоу, концепция целостного подхода к человеку), становлении «полноценно функционирующей личности» (К. Роджерс, феноменологическая «Я-концепция»), поиске человеком смысла своей жизни (В. Франкл, концепция логотерапии). Представители гуманистической психологии видят основной потенциал в личности самого учащегося, заложенном в нем стремлении к добру и совершенствованию, а гуманистическая педагогика свою главную задачу видит в создании условий для раскрытия этого потенциала. Научные идеи выдающихся психологов близки природе педагогического сопровождения, и их богатое наследие используется современными педагогами, владеющими личностноориентированными, гуманно-личностными технологиями, технологиями сотрудничества и свободного воспитания. Педагогическое сопровождение учащихся представляет собой целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для учащегося условия для осмысления роли в своей жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества [8, с. 39]. Однако педагогическое взаимодействие, организуемое учителем, не может быть эффективным без опоры на психологические знания. Каждый учащийся - неповторимая, многомерная, целостная, эмоциональная индивидуальная личность, для успешного взаимодействия с которой учитель должен проявлять любовь и интерес к учащемуся, педагогический такт, эрудицию и интуицию, гибкость и находчивость, остроумие и чувство юмора. От учителя требуется искренность, доверие, откровенность, желание понять и принять учащегося. Искренние доверительные отношения возможны, если учитель внимателен к каждому учащемуся, прислушивается к их мнению, правильно реагирует на их ошибки и, не допуская грубости и унижения его достоинства, направляет на правильный путь. Принцип гуманизма проявляется и в умении учить без принуждения, и в развитии устойчивого интереса к знаниям, и в формировании потребности к самостоятельному поиску. Гуманистическая позиция современного учителя заключается в том, что он создает учащемуся условия для приобретения жизненного опыта, общения, выбора, поведения, саморазвития, оказывает ему помощь, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать. Исследуя уровень актуального развития и зону ближайшего развития, Л.С. Выготский доказывал, что «в сотрудничестве, под руководством, с помощью ребенок всегда может сделать больше и решить труднейшие задачи, чем самостоятельно» [3, с. 274]. Роль учителя заключается в том, чтобы так организовать педагогическое взаимодействие, чтобы то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумел завтра сделать самостоятельно. Таким образом, абсолютное понимание и основательное знание особенностей учащегося способствуют успешному формированию личности, владеющей высокой коммуникативной культурой, обладающей ценностной ориентацией и научным мировоззрением, умеющей самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, нацеленной на профессиональную успешность, освоившей основные социальные роли, нормы и правила. Без сомнения, важное место в педагогическом сопровождении занимает понимание и принятие личности учащегося - сознательного, активного, равноправного участника педагогического взаимодействия. Анализируя процесс осознания человеком мира, С.Л. Рубинштейн выразил свою точку зрения о связи сознания с общественно-трудовой деятельностью человека и озвучил основной закон его психического развития: «развивается, воспитываясь и обучаясь» [6, с. 176]. В процессе обучения учащийся решает интересующие его и важные для него проблемы. Учитель - помощник и значимый взрослый - обеспечивает комфортную психологическую обстановку, облегчающую учение. В процессе воспитания учащийся обогащается нравственными нормами, приобщается к ценностям духовной культуры и занимает активную жизненную позицию. Учитель - организатор и руководитель - создает атмосферу, способствующую формированию свободной, самостоятельной, думающей личности, способной нести ответственность за свою жизнь и свой выбор. В процессе развития учащийся использует свой творческий потенциал для построения будущего, выбора профессии и реализует свои возможности в значимой для себя деятельности. Учитель - психолог, педагог и консультант - обеспечивает условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных способностей каждого учащегося. В конце XX в., с принятием в 1992 г. «Закона об образовании» приоритетными принципами развития российского образования признаны принципы гуманизации и гуманитаризации, принцип дифференциации, развивающий характер образования, непрерывность образования, что привело к возрождению гуманистических идей природосообразности, культуросообразности, индивидуального и личностного подхода к учащемуся. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 г., образование основывается на гуманистическом характере, приоритете жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности. Закон гарантирует свободу выбора получения образования, соответствующую склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [9, с. 7-8]. Современная реальность ставит перед отечественным образованием задачи, одна из которых - ориентация на личность учащегося - определяет основную миссию педагогического сопровождения - содействие личностному развитию и подготовке к будущей взрослой жизни. Задачи педагогического сопровождения: реализации возможностей каждого учащегося; развитие индивидуальных интересов и способностей, мыслей и чувств; создание благоприятной, спокойной, доброжелательной обстановки и ситуации успеха для каждого; проявление заботы и внимания; оказание помощи и поддержки - осуществимы, если учитель ставит ориентированные на будущее задачи. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день...» [3, с. 277]. Осуществляя функцию сопровождения, учитель, вооруженный современными психологическими и педагогическими знаниями, в силах создать условия для развития личности каждого учащегося.
Список литературы 1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. 548 с. 2. Блонский П.П. Педология: кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с. 3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 522 с. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. 500 с. 5. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / под. ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 528 с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. 488 с. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.11. 328 с. 8. Солодовникова Т.В. Генезис понятия «педагогическое сопровождение» // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. №4 (89). С. 38-43. 9. Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 2013. № 2. Январь. 10. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. А.В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 352с. Об авторе: СОЛОДОВНИКОВА Татьяна Владимировна - аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова» (428015, Россия, Чувашская Респ., г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), e-mail: solo-itv собачка mail.ru Источник: Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. — 2016. — № 2. — С. 244–251.
|