Страница 1 из 3 Образовательный процесс как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов направлен на решение задач образования, воспитания и развития личности. В данном процессе значительное место отводится специально организованному обучению – занятиям.
Образовательная работа с детьми дошкольного возраста складывалась в определённых формах соответственно времени. Сегодня, в рамках личностно ориентированной модели обучения, иначе должны быть осмыслены подходы к обучению, его форме и организации.
Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения. Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности. В основу разработки данного практического материала заложен анализ работ Е.А.Флёриной, А.П.Усовой, Е.Е.Кравцовой, Е.А.Панько и других исследователей игры. Пособие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть поможет педагогам осознать основные пути соединения игры и обучения, механизм использования игровых методов и приёмов в обучении дошкольников. В данной части сделан акцент на формирование у педагогов не просто суммы знаний по вопросам игровой деятельности, а на формирование у них конкретных умений. В практической части представлены конспекты сюжетно-игровых комплексов для детей группы «Фантазёры». Они даны в качестве ориентиров построения данной формы обучения. В практической части показаны модели игровых занятий, в которых используется метод дидактической игры. Представленные формы методической работы с воспитателями дошкольных учреждений помогут руководителям целенаправленно организовать работу с кадрами. При разработке пособия автором-составителем не ставилась цель представления большого количества сюжетно-игровых комплексов, игровых занятий, форм работы с кадрами. Практическим работникам гораздо важнее познакомиться с идеями игровой формы организации образовательного процесса.
Часть первая
1. Игра и обучение
Об игре можно говорить в разных аспектах: как о самоценной деятельности, обеспечивающей ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, и как о форме, в которую может облекаться обучение. Какая же форма обучения является наиболее уместной на занятиях с дошкольниками? Успешными будут те формы, которые отвечают возрастным особенностям детей и направлены на приобретение и освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов. Существуют, как отмечал С.Л.Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями:
- один из них специально направлен на овладение этими знаниями как на свою прямую цель;
- другой проводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя эти цели. В этом случае учение рассматривается не как самостоятельная деятельность, а как процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен.
Для детей дошкольного возраста характерен второй вид учения.
Учебная цель, не связанная с актуальными для ребёнка мотивами, не затронувшая его душу, не осознаётся им, она легко подменяется другими целями. Поэтому, организуя обучение, нужно вызвать у детей самую разную мотивацию: игровую, соревновательную, личностно-значимую. Данные виды мотивации являются важными для ребёнка, потому что только к концу дошкольного возраста, к семи годам появляется возможность организовать учение с опорой на внутреннюю учебную мотивацию. Пока же педагогу необходимо опираться на значимые для ребёнка мотивы – игровые. И так, игровая форма обучения является основной в дошкольном возрасте. Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения? В словаре понятие «обучение» трактуется как специально организованный процесс, целью которого является формирование знаний, умений, навыков у конкретного человека или группы людей. Любое обучение имеет под собой реальную основу. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем. Ребёнок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребёнку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребёнок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный приём может лишь в том случае, если ребёнок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации. Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов. Как отмечал Д.Б.Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре. В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…». Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет. Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры. Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:
- Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!
- А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?
- Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …
Данный пример показывает то, что девочки сумели реализовать игру в чисто вербальном плане, не совершая никаких действий. Если ввести в такую игру какое-либо учебное содержание – например, сколько ткани потребуется на платье, придумать модель платья, то учебной задача останется только для взрослых, а дети всё внимание будут концентрировать на деталях, которые, с их точки зрения, необходимы для реализации игры. Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности. Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.
2. Игровые методы и приёмы
Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации. Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.
Игровые методы
|
Игровые приёмы
|
- воображаемая ситуация,
- дидактическая игра
|
- внезапное появление объектов, игрушек,
- выполнение воспитателем различных игровых действий,
- загадывание загадок,
- введение элементов соревнований,
- создание игровой ситуации
|
Остановимся на краткой характеристике данных методов и приёмов. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развёрнутом виде. В неё входят роли, игровые действия, игровые правила, игровое оборудование. Например, для упражнения детей в связной речи имитируется обстановка магазина игрушек. Дети в роли продавцов, покупателей вступают в соответствующие взаимоотношения, выполняют игровые действия. В качестве примера использования данного метода может служить данный в Методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь к началу 2006 – 2007 г.г. сюжетно-игровой комплекс, являющийся игровой формой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Структуру комплекса можно представить в виде следующих компонентов, приведенных в таблице.
№ п/п
|
Компоненты комплекса
|
Характеристика компонентов комплекса
|
1.
|
Игровой сюжет
|
Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто»)
|
2.
|
Игровой образ
|
Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной
|
3.
|
Игровая проблемная эмоционально–образная ситуация
|
В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам
|
4.
|
Творческие или дидактические задания
|
Задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и др. Задания направлены на решение образовательных задач
|
5.
|
Игровые действия
|
Игровые действия связаны с проявлением активности ребёнка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребёнок
|
6.
|
Игровые правила
|
Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий
|
7.
|
Игровой результат
|
Игровой результат ориентирует ребёнка на качество создаваемого творческого продукта
|
8.
|
Игровое оснащение
|
В качестве игрового оснащения в комплексах используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации, индивидуальные тетради для дошкольников и др.
|
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие. Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения. Примерные варианты занятий, состоящих из дидактических игр тематического и сюжетного характера, представлены в разделе «Игровые формы организации занятий». Игровые приёмы, как было отмечено выше, являются составной частью метода, средством повышения активности детей. Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
3. Обучение специалистов игре
Обучение специалистов игре – серьёзная и важная работа. Насколько игра выполнит своё обучающее, развивающее и воспитательное значение, зависит от профессиональных и личностных качеств педагога. В обучении воспитателей должна измениться цель учебного процесса: от передачи суммы знаний необходимо перейти к формированию конкретных умений. В книге Е.А.Панько (Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Панько. – Мн.: Зорны верасень, 2006.-264с). дана характеристика умений, которыми необходимо владеть педагогу для развития игровой деятельности вообще и игровой формы обучения в частности. Назовём основные умения и наиболее эффективные формы методической работы с кадрами, в которых данные умения могут развиваться. Гностические умения предполагают овладение педагогами навыками наблюдения игры, определения её уровня развития, выявления интересов, привязанностей, воображения и других индивидуальных особенностей детей, которые необходимо учитывать в процессе организации обучения. С целью формирования данных умений можно организовать работу семинара-практикума, практикума-исследования «Учимся проводить диагностику». В ходе занятий педагоги помимо умений, связанных с использованием метода наблюдения в оценке игровых знаний и умений приобретут умения по разработке индивидуальных планов совершенствования игровой деятельности детей. Научившись определять уровень развития игровых умений, педагог будет использовать их при организации обучения. В формировании проектировочных и конструктивных умений, связанных с планированием игровой формы организации занятий, грамотным подбором игр, предвидением возможных затруднений при организации и проведении занятий ведущее место по праву принадлежит игровым формам обучения. Их преимущество вполне очевидно. Они:
- создают условия для активизации мышления педагогов;
- повышают степень мотивации, эмоциональности, творчества;
- содействуют приобретению опыта самоуправления учебной деятельностью.
К игровым формам обучения относятся: организационно-деятельностные, ролевые и другие виды игр. Чтобы разработать игру, необходимо чётко представить её цель, ответить на вопрос, какие стороны деятельности воспитателя будут моделироваться, разработать содержание игры и методику её проведения. Коммуникативные умения играют важную роль в работе воспитателя. Они обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми и проявляются в умении создать атмосферу непринуждённости, доброжелательности. Эффективными формами развития коммуникативных умений являются тренинги. Они направлены на отработку определённых профессиональных умений и навыков. Тренинг может использоваться как самостоятельная форма методической работы и как методический приём при проведении семинара. Назовём ещё одну группу профессионально-педагогических умений – это организаторские. Данные умения предусматривают организацию игровых форм обучения, распределения внимания между детьми, применения игры, отдельных игровых умений в организации занятий. Оптимальными формами работы с кадрами по развитию организаторских умений являются практикумы. Использование в работе с кадрами активных практико-ориентированных форм работы позволяет: во-первых, установить более тесную связь теории с практикой, во-вторых, сформировать у педагогов конкретные педагогические умения и навыки.
|