На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Формирование педагогической культуры родителей
Формирование педагогической культуры родителей
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Формирование педагогической культуры родителей
Вопросы и задания
Все страницы

Основные вопросы:
1. Понятие о педагогической культуре родителей.
2. Основные концепции воспитания родителей.
3. Педагогическое просвещение как целенаправленная и организованная воспитательная работа с родителями.
4. Пути и формы педагогического просвещения родителей.


Основные понятия: педагогическая культура родителей, структурные компоненты педагогической культуры родителей, воспитание родителей, модели воспитания родителей, просвещение, педагогическое просвещение родителей, информирование родителей, консультирование и поддержка родителей, принципы педагогического просвещения родителей.


На процесс семейного воспитания постоянно воздействуют самые разнообразные внешние и внутренние факторы. Среди них можно выделить следующие наиболее педагогически значимые:
1. жилищные и материально-бытовые условия семьи (при отсутствии жилья семья может существовать, но семейная жизнь, несомненно, утрачивает свою ценность, т.к. она базируется на внешнем жилищном объединении (дом, квартира и т.д.) и должна иметь соответствующие материально-бытовые условия);
2. структура семьи и ее количественный состав (преобладающей стала нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей; существенно увеличилось число неполных семей);
3. наличие в семье обоих родителей - отца и матери (роль отца и матери в семье не равноценная: для ребенка мать - это ласка, нежность, доброта, чуткость к людям, красота, заботливость; это уют и сохранение семейного очага; отец - это ум, мужество, сила воли, строгость, смелость поиска, умение бороться и побеждать);
4. выполнение родителями функций материнства и отцовства (в современных условиях, когда декларированы равные права женщины в семье, в производственной и общественной жизни, семья отодвигается на второй план; для многих мужчин домашние заботы, воспитание детей - это «чисто женское дело»);
5. духовное единство семьи (дух, духовная атмосфера семьи обусловлена наличием родственных чувств, взаимными связями членов семьи);
6. авторитет родителей;
7. семейные традиции, обычаи и обряды (устойчивая форма семейной жизнедеятельности, отношений и поведения, которая передается от родителей и старших членов семьи детям и способствует формированию у них привычек и навыков деятельности и поведения);
8. культура общения родителей с детьми (способствует формированию у ребенка моральной мотивации поступков, включает его в полезную семейную и общественную деятельность, обогащает опыт детских переживаний);
9. уровень педагогической культуры родителей (определяет реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей).


Педагогическая культура родителей - это часть общей культуры человека, включающую опыт воспитания детей в семье, накопленный предшествующими поколениями, специально приобретенные психологопедагогические знания и умения, сознательно применяемые в процессе семейного и общественного воспитания подрастающего поколения, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании родителя как личности и воспитателя.
Педагогическая культура родителей - качество личности, представляющее собой сложное структурное образование, включающее мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический и экзистенциальный компоненты. Каждый компонент имеет свои структурные элементы и показатели (таблица 4).
Уровень педагогической культуры зависит от общей культуры; гражданской направленности личности; профессиональной подготовленности; жизненного опыта; самообразования; индивидуальных особенностей родителей [40].


Критериями сформированности педагогической культуры родителей являются:
• осознание целей и задач воспитания детей в семье;
• осознание роли психолого-педагогических, медицинских и других знаний в воспитании;
• факт деятельности по накоплению знаний и опыта воспитания детей в семье;
• факт реального использования комплекса методов и приемов воспитания детей;
• осознание роли благоприятного семейного морально-психологического климата в воспитании детей;
• факт рефлексии.


Характеристика структурных компонентов педагогической культуры родителей

Компоненты педагогической культуры родителей

Показатели

Мотивационный

Нацеленность

  • стремление овладеть опытом воспитания детей в семье; нацеленность на достижение положительного результата воспитания ребенка;
  • стремление завоевать положительный родительский авторитет;
  • желание быть хорошим родителем, примером для собственного ребенка.

Авторитетность

Интеллектуальный

Педагогическая
эрудиция

  • знание основ педагогики, психологии, физиологии, медицины;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • умение определять цели и задачи воспитания;
  • умение прогнозировать результаты воспитания;
  • знание методов и принципов народной педагогики;
  • наличие положительного опыта воспитания предыдущих поколений (собственных родителей, других родственников).

Целеполагание

Прогнозирование

Эмоционально-волевой

 

Эмпатия

  • сопереживание с ребенком его проблем и неудач, радостей и достижений;
  • умение владеть собой в общении с ребенком;
  • настойчивость, терпение, принципиальность в достижении целей воспитания;
  • умение управлять своими чувствами, настроением в проблемных ситуациях.

Настойчивость

Самообладание

Терпение

Действенно-
практический

Педагогическое
просвещение

  • посещение родительских собраний, лекториев и т.д.;
  • консультирование у специалистов (психологов, социальных педагогов и др.);
  • чтение психолого-педагогической литературы (книги, периодические издания)
  • умение творчески применять опыт воспитания предыдущих поколений.

Консультиро
вание

Педагогическое самообразование

Экзистенциальный

Самоанализ

  • умение оценивать результаты воспитания;
  • способность брать на себя ответственность за результаты воспитания собственного ребенка;
  • способность изменять свои воспитательные позиции;
  • способность работать над собой как личностью и воспитателем.

Самооценка

Самовоспитание


Под воспитанием родителей подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения знаний и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей [12].
В исследованиях Ю. Хямяляйнена, А.С. Спиваковской, Р.В. Овчаро- вой и других представлено описание ряда моделей воспитания родителей: Адлеровская модель, учебно-теоретическая модель (Б.Ф. Скиннер), модель чувственной коммуникации (Т. Гордон) и др. Их основное назначение передать родителям некую идею действия, необходимую им для выполнения воспитательных функций.
Адлеровская модель. Альфред Адлер (1870-1937) австрийский психолог, психиатр, ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии.
Основным принципом семейного воспитания адлеровской модели является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка А. Адлер ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек - существо социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.
По данной модели, помощь родителям должна носить скорее воспитательный, чем терапевтический характер. Родители ведут себя по отношению к детям неправильно потому, что не знают, как надо поступать в тех или иных случаях. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Отсюда необходимость помочь родителям в осознании своих задач в семье, чтобы они в свою очередь смогли помочь детям адаптироваться в современном демократическом обществе.
Учебно-теоретическая модель (Ватсон, Б.Ф. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки и поведение родителей влияют на ребенка.
В учебно-теоретической модели воспитания родителей подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Цель воспитания родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения.
Согласно основной идее модели поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Постепенно родители овладевают умениями управлять факторами, влияющими на поведение членов семьи, и регулировать взаимоотношения в семье.
Исходной посылкой учебно-теоретической модели является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе. Для этого родителям необходимо лишь самим понять принципы социального обучения и применить их по отношению к своим детям. В ходе обучения родителей обеспечивают научными данными по регуляции поведения, знакомят со специальной терминологией, помогающей описать эти процессы, учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители.
Одной из основных целей учебно-теоретической модели является подготовка родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно - поведение детей, в трех отношениях: 1) делает ли человек что-то лишнее; 2) делает ли он чего-то слишком мало (недостаточно); 3) не трудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния).
Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон).
В модели Т. Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее - передача чувств от человека к человеку.
В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи - основная идея данной модели воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:
1. активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
2. довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами - это умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;
3. использовать принцип оба правы при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей. Родители должны обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери.
Любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям: 1) опознается и определяется сама проблема; 2) продумываются варианты ее разрешения;
3) взвешивается каждый вариант; 4) выбирается наиболее подходящий вариант; 5) подыскиваются способы решения проблемы; 6) производится оценка возможного успеха. Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.
В воспитании детей задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты, не навязывать своих ценностей и взглядов, т.к. руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений.
Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: общение с детьми, похвала ребенка, страхи детей и т.д. Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа, целью которых является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей. Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников).
Программа педагогического просвещения родителей, базировалась на идеи о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировали внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим, аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию.
Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники образовательных учреждений готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же целями, идеями, на которые опирается педагогический коллектив. В.А. Су- хомлинский отмечал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей [37].
Просвещение - это широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон, пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание в целях привлечения и участия в их воплощении [23, с. 634]. Просвещение представляет собой разновидность образовательной деятельности, которая не рассчитана на официально зарегистрированные устойчивые группы, при этом предполагает относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации, т.е. строится на принципе добровольности. Задача организаторов просвещения - предложить актуальную информацию, а право слушателей - распоряжаться ею по собственному усмотрению.
Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валео- логическим, медицинским и т.д.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры [19].
Характерными отличительными свойствами педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является:
- педагогическое просвещение обусловлено зависимостью от возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых;
- в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей;
- наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов образования, развития личности ребенка;
- в основе педагогического просвещения - обмен педагогическим опытом.
Педагогическое просвещение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование определенных умений и навыков. Просвещение относится к коллективным формам сотрудничества с родителями.
Кроме того педагогическое просвещение родителей следует отличать от информирования, консультирования и поддержки родителей, отличительные особенности представлены в таблице 5.


Таблица 5


Особенности информирования, консультирования и поддержки родителей

информирование родителей

консультирование и поддержка родителей

направлено на удовлетворение потребностей родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения. подразумевает представление родителям (будущим родителям) следующей информации:

  • правила зачисления в школу и ее режим работы;
  • школьные программы, включая программы дополнительного образования; средняя нагрузка на ученика;
  • образовательные результаты;
  • план развития школы, ее достижения и партнеры;
  • финансовые отчеты;
  • информацию о школьной безопасности;
  • информация о пропуске занятий учениками.

подразумевает опосредованное воздействие на семью как на систему; направлено на выявление проблем, которые возникают в семье в связи с дезадаптивным поведением детей; на помощь родителям в понимании и осмыслении этих трудностей, а также в поиске решений возникших проблем и в их реализации; включает в себя выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного диагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации; относится к индивидуальным формам сотрудничества с родителями.


Основными принципами педагогического просвещения родителей являются:
- гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах;
- максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем;
- принцип природосообразности, согласно которого систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе, следуя логике (природе) его развития, поэтому просвещение должно носить не только актуальный, но и опережающий характер;
- принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала, который предполагает обязательную дифференциацию при организации просвещения родителей в зависимости от их способности усваивать знания и развивать навыки семейного воспитания;
- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала, который предполагает не только усвоение знаний, а построение СВОЕЙ концепции семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка [19].


Если учреждение образования заинтересовано в родителе как в компетентном партнере, то именно педагогическое просвещение родителей является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.
Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей.


Педагогическое просвещение родителей осуществляется в обществе разными институтами:
- учреждениями образования (обучение основам воспитания детей дошкольного возраста в яслях и детских садах; обучение основам воспитания детей школьного возраста в педагогических лекториях и «школах для родителей» в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях);
- средствами массовой информации (просвещение взрослого населения по проблемам семейного воспитания через периодическую печать, телевидение, посредством издания специальной психолого-педагогической литературы);
- специальными службами (подготовка к материнству и отцовству в женских консультациях, реализация мер социальной поддержки и укрепления института семьи центрами социального обслуживания населения, популяризация психолого-педагогических знаний Белорусским обществом «Знание»).


Как отмечает В.В. Чечет, наряду с накопленным положительным опытом функционирования системы педагогического просвещения родителей она имеет существенные недостатки, а именно:
1) разъединение ее звеньев;
2) отсутствие преемственности между ними;
3) недостаточная психолого-педагогическая подготовка кадров, которые работают с родителями;
4) отсутствие научно-методического обеспечения процесса проведения дифференцированного психолого-педагогического обучения родителей основам семейного воспитания;
5) однообразие и небольшое количество форм обучения и повышения педагогической культуры родителей [40].


Педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогической культуры - одно из основных направлений деятельности учреждений образования, в практической реализации которого наметились новые положительные тенденции:
— переход к целенаправленному обучению родителей на основе объективных научных знаний о ребенке и его развитии и воспитании, накопленных отечественной и мировой психологией, педагогикой, генетикой, психофизиологией, социологией;
— внедрение дифференцированного подхода в организации педагогической помощи различным категориям семей (родителям из полных семей; матерям-одиночкам; родителям, которые развелись, но продолжают заниматься воспитанием детей, матерям (отцам) из неполных семей, дети из которых не имеют возможности общения с другим родителем; бабушкам и дедушкам, которые самостоятельно воспитывают внуков, опекунам, родителям-воспитателям детских домов семейного типа и др.);
— индивидуализация обучения отцов и матерей в зависимости от индивидуальных психологических особенностей детей, состояния их психофизического здоровья (дети с отклонениями в психическом и физическом развитии, дети-инвалиды и др.);
— внедрение активных форм и разнообразных методов проблемного и развивающего обучения в процесс педагогического просвещения родителей (родительские конференции, микрогрупповые собрания, родительские ринги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогические тренинги и др.);
— активное включение родителей в процесс самообразования по проблемам семейного воспитания.


При выборе форм педагогического просвещения родителей следует руководствоваться следующими критериями:
1. насколько выбранная форма соответствует «духу времени», т.е. это традиционные формы, предполагающие, что родители занимают позицию пассивного слушателя, который просто «впитывает» определенные знания или это активные формы, предполагающие, что родители занимают позицию творца, исследователя, который в процессе общения (обсуждения, дискуссии) конструирует новую модель действий, отношений и т.д. на основе всестороннего анализа проблемы;
2. насколько выбранная форма соответствует содержанию, речь идет о способах представления актуальной информации по проблемам семейного воспитания: лекция не будет иметь должный эффект, если в силу своей занятости ее посетит незначительная часть родителей, больший результат будут иметь памятки, листовки, буклеты и т.п.
Практика показывает, что с целью повышения уровня педагогической культуры родителей чаще используются традиционные формы организации педагогического просвещение родителей: конференции, лекции, педагогические практикумы, семинары, дискуссии (диспуты). Их достоинства и недостатки представлены в таблице 6.


Таблица 6
Достоинства и недостатки традиционных форм организации педагогического просвещения родителей (ППР)

Форма ППР

Достоинства

Недостатки

Лекция
предполагает раскрытие сущности той или иной проблемы воспитания, анализ воспитательных явлений, причины и условия их протекания

Эффективна как вводная часть либо как заключение той или иной темы, с выводами и обобщением обсуждаемой темы

монотонное или наукообразное изложение на языке, не понятном родителям, отталкивает даже тех слушателей, которые стремились пополнить свои знания

Семинар
предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов

Способствует развитию коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближению позиций педагогов (администрации школы) и родителей; результат обсуждения - какие- либо конструктивные предложения, приобретенные умения, детальное проектирование той или иной деятельности

требуется высокий уровень профессиональной согласованности и демократический стиль общения

Педагогический
практикум
предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей

Способствует эффективному решению возникающих педагогических проблем, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родите- лей-воспитателей, эффективный способ диагностики уровня педагогической компетентности родителей

возможность «утечки информации», если для обсуждения берется материал конфиденциального характера

Дискуссии
(диспуты)
предусматривают обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье, определение позитивных точек зрения на поставленную проблему (вопрос)

Создает условия для «запуска» процесса рефлексии

возможность возникновения конфликтов, в силу того, что не все участники дискуссии способны к этичному изложению своей позиции

Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов)
предусматривается расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей

Создаются условия для обмена опытом по воспитанию детей или обмена мнениями по определенной проблеме; тематика соответствует не только потребностями родителей, но интересам социальных партнеров учреждения образования

требуется серьезная тщательная подготовка всего педагогического коллектива, всей школы, а в силу занятости родителей сложно включить их в активное участие


Современная педагогическая практика предлагает новые активные формы организации педагогического просвещения родителей с целью повышения их уровня педагогической культуры.
Достаточно эффективной формой формирования педагогической культуры родителей являются психолого-педагогические тренинги. Это форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно
участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий.
Тренинги, как правило, проводится психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, которая проводится с целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем.
Микрогрупповые собрания проводятся с родителями, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Такая форма работы позволяет проговорить вслух свою проблему, услышать, что и другие семьи сталкиваются с подобными трудностями, утвердиться в мысли, что «они не одиноки в своей проблеме!».
На микрогрупповом собрании есть возможность выслушать родителей, которые уже сумели справиться с подобной проблемой, тем самым у остальных родителей формируется убеждение в том, что все исправимо и создаются условия для поиска конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.


Существенный образовательный потенциал в организации педагогического просвещения родителей имеют информационные технологии. Основными направлениями их использования являются:
• использование информационных технологий в качестве средства для обеспечения наглядности излагаемого материала;
• обеспечение доступа к научно-методической литературе по проблемам семьи и семейного воспитания;
• логическое упорядочение и систематизация материала;
• оперативная консультационная помощь родителям по вопросам семейного воспитания;
• создание условий для заинтересованного активного участия родителей в образовательно-воспитательном процессе учреждения образования.
Основным средством информационных технологий является персональный компьютер, применение которого осуществляется следующим образом:
• применение программы Power Point (использование компьютерных презентаций созданных с помощью Power Point позволяет задействовать аудиальные и визуальные сенсорные пути, что способствует лучшему усвоению и запоминанию родителями информации, касающейся проблем семейного воспитания);
• создание сайта учреждения образования и сайта класса (группы), что даст возможность каждому родителю получать своевременно и оперативно информацию об особенностях данного учреждения образования, расписании занятий, проводимых учебных и внеучебных мероприятиях, получать конфиденциальную информацию, касающуюся результатов обучения и воспитания ребенка;
• организация on-line взаимодействия (организация виртуальных родительских собраний, дистанционных конференций с участием специалистов в области семейного воспитания).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.