Профессия — игропрактик
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

Наши мир стремительно меняется и в нем появляются все новые и новые профессии, специальности, возможности. Одна из таких новых профессий - игропрактик или психолог-игропрактик.


Игропрактик- кто это такой?

Игропрактик - это человек, который профессионально использует в своей работе игры; деловые, психологически, эзотерические, трансформационные, навыковые, обучающие, развивающие и т. п. Игра, как инструмент, отлично встраивается в практику специалиста любой помогающей профессии: психолога, коуча, бизнес-тренера, астролога, тета-хиллера, педагога, воспитателя, менеджера и т. д.
Игропрактик может выполнять различные процессы в образовательных или бизнес-организациях, группах участников игры или индивидуальных играх по запросу клиента. Все эти процессы игропрактик обогащает игровыми технологиями. Это помогает привнести в рабочий или учебный процесс, в групповой процесс или личностный рост клиента нечто новое, вдохновляющее участников и ускоряющее сам процесс или повышающих его качество. Ускорение и повышение качества происходит практически само собой благодаря игре. Именно игра привносит в любой из процессов состояние легкости, безопасного эксперимента, хорошо управляемой модели поведения или даже реальности, которую также легко можно корректировать и трансформировать в зависимости от получаемых результатов.
Игра - это естественное состояние человека. Состояние, в котором человеку легче всего жить, верить, общаться, развиваться, взаимодействовать с другими людьми.
Больше всего мы играем в детстве. И именно тогда мы активнее всего, больше всего и быстрее всего учимся.
Трёхлетний ребёнок, играя, за один день узнает и познаёт больше, чем взрослый человек за годы своей жизни. Потому что взрослый теряет это состояние игры, перестает быть гибким, действует по привычке, автоматически, запрограммированно и согласно своему прошлому старому опыту. А жизнь меняется! И чтобы быстро адаптироваться к постоянно меняющейся жизни, лучше всего сначала вернуть себе это состояние игры!
Именно в процессе игры взрослый возвращается в состояние готовности к изменениям, принятия, гибкости и радости от происходящего. И в этом состоянии легко решаются трудные неразрешимые задачи, исцеляются травмы, приходят осознания и ответы на давно мучавшие вопросы.
Игра - это всегда более мягкий, легкий процесс, чем консультация психолога тренинг, марафон, интенсив или мастер-класс. Потому что игра не требует специальной подготовки от участников, напряжения, каких-то особых усилий, все происходит в игре как будто само собой.
Игра также и более привлекательна для людей, чем консультация или тренинг. Во-первых, потому что предложение поиграть звучит для клиента более привлекательно, чем получить консультацию. А во-вторых, потому что за счет представления об игре, как о легком ни к чему не обязывающем времяпрепровождении у потенциального участника снимается барьер излишней важности себя самого и своих задач (проблем), а также обязательности своей ответственности за результат. И даже несмотря на то, что ответственность эта есть, но ее кажущее отсутствие позволяет человеку войти в игровой процесс быстрее, чем в консультационный.
Именно поэтому игра - это очень эффективный инструмент для работы с людьми и решения любых задач. Но этим мощным инструментом надо уметь пользоваться.


Сегодня игры уже успешно используют:
- в бизнесе:
- психологическом консультировании;
- коучинге;
- в самостоятельной работе со своими целями и задачами:
- обучении.
- управлении и многих других сферах.


Область применения игр будет постоянно расширяется. Эта тенденция связана гак с эффективностью самого инструмента, так и с изменениями в предпочтениях людей, а иногда и целых поколений. Современный человек все реже и реже готов тратить десятки и сотни часов на глубокий психоанализ для решения своей задачи. Ему нужны быстрые решения и такие же быстрые инструменты для их поиска оценки вариантов и выбора. Сама скорость изменений в мире требует более быстрых осмыслений и реакций от человека. Да и сами люди меняются. Меняются с появлением ИТ-технологий. Меняются в связи с глобальными изменениями. Согласно теории поколений, современные молодые люди - дети 90-х и начала 2000-х, склонны к компьютерным технологиям и любят играть. Они предпочтут игру серьезной лекции или же тренингу. О них в шутку говорят, что они научились пользоваться смартфоном и интернетом раньше, чем ходить и говорить. И это не может не отразиться на их потребностях и запросах во всех сферах жизни. Они легко меняют работу или компанию, в которой работали если им там не интересно, если в их работе только рутина и нет состояния легкости и игры. Именно поэтому крупнейшие мировые компании активно занялись игрофигацией бизнеса и всех бизнес-процессов, начиная с отбора кандидатов и приема на работу и заканчивая процессгши у правления бизнесом. И в этой игрофигации им тоже активно помогают психологи-игропрактики.


Кто может быть игропрактиком?


Любой человек, который в своей профессиональной деятельности взаимодействует с другими людьми и ему это нравится! И он хочет и готов это развивать!


Эго может быть:
- предприниматель или бизнесмен.
- бизнес-тренер или бизнес-консультант;
- психолог, психотерапевт или коуч:
- лайф-коуч или тренер личностного роста;
- hr или специалист по подбору и адаптации персонала:
- организатор мероприятий и событий (event manager)
- маркетолог или бренд менеджер;
- специалист по работе с клиентами или менеджер по продажам:
- экономист или бухгалтер;
- врач, медсестра или артист.


Каждый, кто знает, что его призвание - это работа с людьми и готов приобрести необходимые для этого знания и навыки!


Каждый, кто:
- хочет начать свою консультационную практику;
- посвящает время саморазвитию и личностному росту ;
- знает силу трансформационных игр и игры, как инструмента.
- знает, что игровые технологии могут повысить качество его жизни, качество жизни его клиентов и каждого участника игры!


Как видим, в игропрактику приходят очень разные люди. Это и профессиональные психологи и люди, у которых нет базового психологического образования. Но и среди них могут быть прирожденные психологи. Тем не менее, любому человеку, который хочет состояться как игропрактик, важно обладать определенными качествами и компетенциями.
Профессионализм и личностные качества ведущего психологических трансформационных игр - два важных аспекта, влияющих на качество проведения игры для клиентов. Эти аспекты в сочетании обеспечивают успех психологической игровой деятельности.
Многие личностные свойства специалиста игропрактика выступают как профессиональные, а. выработанные в ходе подготовки профессиональные качества, становятся его личностными свойствами.
При подготовке специалистов в области психологической помощи, каковой является сфера психологических трансформационных игр. можно выделить формирование профессиональной компетентности и личностное становление.
Компетенции игропрактика.
Игропрактику могут понадобиться в большей или меньшей степени навыки работы с эмоциями людей, навыки работы психолога, навыки управления групповой динамикой, навыки управления конфликтом, а также специальные навыки и знания в той теме, о которой эта игра. А если подробнее, то к профессиональным качествам игропрактика можно отнести:
- экспертное знание области, в которой ведется игра:
- знание основ и принципов групповой динамики и умение ей управлять;
- способность оказать помощь и дать психологическую поддержку .любому, нуждающемуся в этом участнику игры:
- способность наблюдать динамику изменений в группе и направлять ее в сторону повышения эмоционального уровня и личностных изменений в сторону позитива;
- способность понимать типы личности участников игры и строить свою коммуникацию с учетом психологических особенностей клиентов в игре:
- проявлять эмпатию.


Поскольку все что происходит во время игры - это взаимодействие людей, то игропрактику крайне необходимо иметь хорошо развитые .личностные качества. Такие как:
- коммуникабельность;
- бесконфликтность;
- организованность, собранность;
- понимание своего пути и предназначения:
- способность фокусироваться на клиенте, желание ему помочь;
- открытость к разным точкам зрения и убеждениям, отличным от собственных, гибкость и терпимость, принятие другого и принятие мнения. отличного от своего собственного;
- способность создавать эмоциональный комфорт в пространстве игры;
- позитивный настрой, вдохновение, вера в участников игры, в их готовность и способность к изменению и развитию.
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности;
- высокий уровень саморегуляции;
- уверенность в себе, адекватная самооценка;
- осознание собственных проблемных зон. потребностей и мотивов;
- постоянное самосовершенствование;
- богатое творческое воображение, интуиция;
- высокий интеллектуальный уровень;
- чувство времени;
- чувство юмора.


Человеку, который берет на себя ответственность проводить трансформационные психологические игры, то есть становится для участников игры своеобразным проводником в мир бессознательного, особенно важно самому' быть личностно зрелым, иметь сформированную концепцию мира и обоснованную систему своих жизненных ценностей, ориентироваться на цели высокого уровня.
Именно исходя из понимания этих особенностей профессии игропрактика мной была разработана специальная программа обучения - программа профессиональной переподготовки на базе первого высшего образования. для тех, кто серьезно подходит к выбору профессии игропрактика и тем результатам, которые могут получить участники игр.
Кроме специальных модулей, раскрывающих секреты профессии курс «Профессиональный психолог-игропрактик» позволяет участникам пользоваться обширной базой знаний и получать фундаментальные знания в области когнитивных наук: теории познания, психологии, философии, нейрофизиологии, когнитивной лингвистики, невербальной коммуникации, антропологии и теории искусственного интеллекта. Всего того культурного и социального контекста, без которого профессии игропрактика не во что встраиваться. О содержании каждого модуля этой программы я расскажу чуть позже.
А здесь отмечу, что кроме обучения для игропрактика важно постоянно проводить игры и играть самому. Эти два процесса - проводить игры и играть самому - не являются взаимозаменяемыми. Важно и то, и другое делать постоянно. Так в процессе проведения игры повышается компетентность ведущего, а в процессе игры прорабатываются собственные ограничивающие убеждения. страхи, обиды и другие внутренние препятствия к получению желаемых резу льтатов в жизни.
Предлагаю небольшой тест, пройдя который вы сможете определить, насколько эта перспективная профессии психолога-игропрактика подходит именно вам? И как много вам еще нужно будет изучить и освоить, чтобы стать профессиональным психологом-игропрактиком.


Тест 1. Подходит ли мне профессия психолога-игропрактика?


1. Вы любите людей?
2. Вы готовы посвящать общению с людьми об их проблемах и задачах шесть и более часов в сутки?
3. Вы любите собирать и организовывать группы?
4. Общение с людьми вас заряжает, вдохновляет, наполняет энергией?
5. Вы готовы сами постоянно учиться, развиваться, осваивать новые инструменты и методики?
6. Вы уже участвовали в играх и получили позитивные изменения в своей жизни?
7. Вы хотите помогать другим людям меняться и менять свою жизнь?
Если вы ответили утвердительно на все 7 вопросов, то профессия профессионального психолога-игропрактика для вас подходит. Если вы ответили отрицательно на 2 вопроса, то стоит еще раз подумать, нужно ли вам идти в этом направлении и получать профессиональное образование. Если вы ответили отрицательно на 3 и более вопросов, то эта профессия точно не для вас. Вам пока будет достаточно просто почаще играть, участвовать в фестивалях трансформационных игр. решать свои жизненно важные задачи с помощью этого инструмента. Почаще - это значит, хотя бы раз в неделю. А спустя пол- года-год пройти этот тест снова и определить, хотите ли вы быть игропрактиком или вам достаточно получить результаты в качестве участника игр?


Как приобрести и развить компетенции игропрактика?


Итак, как же приобрести и развить в себе все эти важные и полезные компетенции игропрактика?
1. Обучаться профессии у тех. кто уже в ней состоялся и предоставляет такой обучение с соответствующими документами об образовании.
2. Обучаться у авторов игр. Как правило, они предоставляют курсы обучения ко всем своим играм, методическое руководство или личные консультации для ведущих своих игр.
3. Приобрести 1-3 игры на интересную и актуальную лично для себя тему1 - так будет интереснее их изучать и вести - и провести 100 часов таких игр - это примерно 50 игр. Провести их для разных участников - это даст достаточный объем практики, который позволит наработать навык ведения игр. За 100 часов ведения игр в практике встретятся все или почти все трудные ситуации, и вы обязательно найдете для них свое решение.
4. Постоянно играть самим. У разных ведущих. В разные игры. Это обогатит ваш «ролевой репертуар» ведущего и расширит ваш кругозор, покажет новые темы, возможности, механики игры.
Один из частых вопросов в том, можно ли освоить эту профессию самостоятельно или нужно именно обучение. Самый простой ответ, раз возникло сомнение, то обучаться нужно. Обучение, подкрепленное реальной практикой и дипломом, даст вам необходимую уверенность в себе и своих действиях. В следующем тесте вы можете проверить себя, надо ли вам обучаться профессии психолог-игропрактик. При этом подразумевается, что такие базовые компетенции, как коммуникабельность, эмпатия, бесконфликтность, способность к саморегуляции, организованность, и другие. обозначенные ранее в разделе, посвященном компетенциям игропрактика у вас уже есть. Тест касается только знаний и навыков, которые можно приобрести на курсе обучения.


Тест 2. Нужно ли вам обучаться профессии психолог-игропрактик?


1. У вас есть высшее психологическое образование, и вы уже успешно ведете игры?
2. Вы умете работать с клиентским запросом?
3. Вы регулярно организуете проведение игр и легко собираете участников на платную игру?
4. Вы знаете, что такое групповая динамика, как ей управлять и умеете это делать?
5. Вы знаете, как реагировать в ситуации, когда участник игры «попал в травму » и можете ему помочь?
6. Вы умеете работать со страхами?
7. Вы умете работать с метафорическими ассоциативными картами?
8. У вас есть опыт ведения игр более 100 часов?
9. Вы принимали участие в качестве ведущего на фестивалях игр?
10. Вы умеете вести любые игры в онлайн?
11. У вас есть сообщество коллег, практикующих игру, как метод самопознания и саморазвития?
12. У вас в арсенале есть 3-5 игр, которые пользуются спросом и в которые можно играть много раз?
13. Вы регулярно участвуете в онлайн и офлайн фестивалях игр в качестве ведущего и всегда окупаете свое участие в разы?
14. У вас есть своя авторская колода МАК?
15. У вас есть своя авторская игра?

Если вы ответили утвердительно только на 5 или менее вопросов, вам обязательно нужно пройти курс обучения. Даже при наличии необходимых игропрактику компетенций, вы упускаете многие важные моменты, без которых сильно уступаете своим более профессиональным коллегам. И это обязательно скажется, как на собираемости групп на ваши игры, так и на стоимости ваших услуг.
Если вы ответили утвердительно на 10 вопросов этого теста, то. возможно. при своих целенаправленных усилиях и дополнительном обучении на семинарах, вебинарах или курсах по соответствующим темам, вы наработаете необходимые знания и опыт в игропрактике. И справитесь с этим самостоятельно.
Если вы ответили утвердительно на все 15 вопросов этого теста, то вы уже являетесь игропрактиком. И обучение этой профессии вряд ли откроет для вас «Америку», хотя вы точно получите удовольствие от самого процесса обучения, приобретете определенные «изюминки» и «фишечки», которые потом сможете использовать в своей практике, обогатитесь опытом коллег, расширите свой круг профессионального общения и подкрепите свой профессионализм соответствующим доку ментом об образовании. А главное, войдете в профессиональное сообщество игропрактиков, приобретете новые полезные знакомства, новое поддерживающее вас окружение и опыт.


Библиографический список
1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра. миф. ритуал, сон. искусство и другие / Т.А. Аиинян. - СПб.: СПбГУ. 2003.
2. Аиинян Т.А. Мир Игры / Т.А. Апинян. - Спб., 1992.
3. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания / Берлянд И. Е. - Кемерово: АЛЕФ. 1992. - 93 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн; пер. с ант.
A. А. Грузберга. - Екатеринбург: Литур. 2002.
5. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни Н.П. Бехтерева. - ACT, 2019. - 500 с.
6. Брейден Г. Коды сознания. Измени свои убеждения, измени свою жизнь / Г. Брейден: перев. с англ. - М.: София. 2009. - 320 с.
7. Бурков В.Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов /
B. Н. Бурков. Б. Данев, А.К. Еналеев и др. - М.: Наука, 1989.
8. Бурков. В. II. Введение в теорию управления организационными системами: учебник / В.Н. Бурков, Н.А. Корт ин, Д.А. Новиков; под ред. Д.А. Новикова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 264 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -АСТ/Астрель. 2008.
10. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. -АСТ/Астрель. 2019.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка (сборник) / Л.С. Выготский. - Эксмо, Смысл, 2005.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Эксмо, Смысл, 2005.
13. Суворова Е.В. Игра, меняющая жизнь / Е.В. Суворова. - Спб.: Изд-во НИЦ APT, 2020.-216 с.
14. Суворова Е.В. Правила игры / Е.В. Суворова. - 2-е изд. доп. - Спб., 2022. - 120 с.
Источник: Педагогика и психология как науки формировании потенциала современного общества: монография / И. А. Левицкая. В.И. Коннов. Е.Э. Домашина и др.; гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чувашский республиканский ИНСТИТУТ образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 172 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.