Изменения экономических условии социально-политического устройства общества определили новые требования к системе образования, в том числе и специального. Динамические процессы, происходящие в этой области, отражают достижения государства, ставшего на путь демократических преобразований, и определяют приоритеты, среди которых — право каждого ребёнка на получение образования, адекватного его познавательным возможностям. Изменяется и отношение к детям с особенностями психофизического развития. Более высокий уровень культуры, духовности способствует гуманизации взглядов, конструктивности подходов к проблемам специального образования.
Происходят изменения в понятийном аппарате. В соответствии с международной практикой и гуманистическими подходами, понятия, определяющие "минусы" и "аномалии" детей, заменяются понятиями, которые подчёркивают общность детей с отклонениями в психофизическом развитии с их здоровыми сверстниками. Нормативным в нашей стране становится понятие "дети с особенностями психофизического развития", утверждающее наличие у каждого человека индивидуальных особенностей развития. Исходя, из этого изменяются и названия специальных образовательных учреждений. Новая терминология отражает принципиально иное отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признание ценности человека независимо от его познавательных возможностей и способностей делает абсурдным понятие "необучаемый ребенок". Применительно к данной категории детей переосмысливается содержание обучения, которое рассматривается, прежде всего, как процесс "очеловечивания", улучшения качества жизни, формирования жизненной компетенции, включения во взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Оценка возможности и необходимости обучения ребёнка с позиции социальной полезности сменяется признанием обучаемыми всех детей, что предполагает понимание школьника, чувствование его. Прежде всего, обеспечивается социально-эмоциональное развитие личности, создаются условия для её становления, включения в социальное взаимодействие. Попробуем проанализировать достоинства и недостатки специального образования, которое осуществляется в двух формах: специальных школах и интегрированных образовательных структурах. Специальные школы имеют большие ресурсные возможности: многолетний опыт, подготовленные кадры, нужное техническое оборудование. Но эта форма организации учебного процесса имеет и негативный аспект. Как известно, на процесс усвоения социального опыта оказывает влияние взаимодействие человека с внешней средой. Но учащиеся специальной школы-интерната живут в искусственной среде, ограниченной стенами этого учреждения, воспринимая её как единственную реальность. Они взаимодействуют с детьми, имеющими аналогичные физические и психические нарушения. Их существование в обществе затруднено изолированностью, неподготовленностью к суровым реалиям действительности, неумением вести самостоятельный образ жизни. В 1995 г. в нашей стране были заложены законодательно-нормативные основы интегрированного обучения. При этом не только декларировались массовость, всеобщность, мобильность специального образования, право родителей на выбор формы его получения, но и конкретизировались организационные положения, механизмы образовательной интеграции. Сегодня можно с полным основанием заключить, что успех развития интегрированного обучения во многом определён правильными установками, предусмотренными нормативами комплектования классов и адекватной оплатой труда участников учебного процесса. Без Временного положения об интегрированном обучении (1995) оно, скорее всего, оставалось бы только благим пожеланием. Этот документ стал реальной программой действия, обеспечившей в дальнейшем достижения в получении образовательных услуг и интеграции в общество. Формами интегрированного обучения, закреплёнными в нормативных документах, являются:
- специальные классы при общеобразовательных школах,
- классы интегрированного (совместного) обучения,
- коррекционно-педагогическое консультирование.
Дети имеют особенности психофизического развития различного плана. Некоторые из них характеризуются тотальностью нарушения (неслышащие, незрячие), множественными отклонениями, имеющими два и более нарушений, умственной отсталостью. Для этих категорий учащихся в нашей стране установлены следующие нормативы: в классе интегрированного обучения занимаются 20 учеников. В их числе 3 с особенностями в развитии. Здесь работают два учителя, один из которых — специалист в области коррекционной педагогики (дефектолог). Нагрузка педагогов определяется соответствующими учебными планами. Принимается во внимание, что в начальной школе существует необходимость по основным предметам (язык, математика, "Человек и мир") проводить занятия отдельно, в то время как уроки труда, физкультуры, изобразительной деятельности, пения и музыки проходят совместно. С учащимися, имеющими нарушения в психофизическом развитии, организуются коррекционные занятия, предусмотренные учебным планом соответствующей специальной школы. Школа общего типа, открывшая классы интегрированного обучения, обеспечивает учебный процесс специальными программами, учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения. При наличии классов интегрированного обучения предусмотрена надбавка к должностному окладу руководителя, так как на него возлагаются обязанности по организации психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения. Получает надбавку за работу в классе интегрированного обучения и учитель, так как он включает в общий учебный процесс на уроках совместного обучения детей с особенностями психофизического развития.
Для классов интегрированного обучения, объединяющих детей с менее выраженными, парциальными (частичными) нарушениями, действуют другие нормативы: 20 учеников в классе, в том числе 6 — с однородными психофизическими нарушениями или 4 — с неоднородными. В классе могут заниматься 6 слабослышащих (слабовидящих) учеников или учеников с тяжёлыми нарушениями речи, трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, или с двигательными нарушениями. Здесь также работают два учителя, один из которых специалист-дефектолог. При наличии в классе меньшего, чем предусмотрено нормативами, количества детей на организацию коррекционно-поддерживающих занятий предусмотрено 8 ч на одного ученика при тотальных или множественных нарушениях и 4 ч — при парциальных нарушениях. На отдельных занятиях школьники могут объединяться в группы, что регламентируется расписанием уроков и расширяет возможности получения специализированной помощи. В 2003 г. в Беларуси интегрировано 53% учащихся с особенностями психофизического развития. Приняты нормативные документы по организации образовательной интеграции в дошкольном возрасте. Имеющийся опыт, проведённые исследования отражают организационно-содержательные особенности интегрированного обучения. Образовательная интеграция не может быть стихийным процессом. Нужна подготовка общественного мнения к пониманию и признанию того факта, что социум включает не только здоровых граждан, но и тех, кто имеет особенности, отклонения в развитии. Последние обладают равными со всеми правами на достойную жизнь, обучение и воспитание. Общество осваивает также образовательный постулат: нет необучаемых детей, есть дети с разным уровнем усвоения учебного материала. Обучение — это не только формирование знаний, но прежде всего развитие, улучшение качества жизни. Десятибалльная система оценивания учебных достижений, принятая в Беларуси, позволяет избавиться от комплекса двоечника, так как даже оценка в два балла — уже определённым образом оцененные учебные достижения, связанные с умением ученика распознавать изучаемые предметы. Определяются не только количество усвоенных знаний, но и психологическая составляющая их формирования: узнавание, запоминание, осознание, применение на практике в обычных и новых, видоизменённых условиях. Школа обычного типа становится учреждением образования интегрированного профиля только при создании для этого надлежащих условий. Здесь формируется образовательное пространство, позволяющее оперативно включать ученика в учебную деятельность. Интегрированное обучение рассматривается как двусторонний процесс:
- с одной стороны, ребёнок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству обычной школы,
- с другой - школа приспосабливается к детям с отклонениями в развитии, принимает меры к удовлетворению их потребностей.
Безусловно, требуются определенные материальные затраты в связи с созданием безбарьерной среды. В отдельных случаях необходимы переоборудование мест общего пользования, создание подъездных путей — пандусов. Приобретаются специальные учебники, при надобности — приборы Брайля, слуховая аппаратура. Обязательным является наличие специалистов-дефектологов, учебных планов специальной школы, соответствующих интегрируемому контингенту детей. На интегрированном обучении положительно сказывается взаимодействие учреждений общего и специального образования. Специальная школа избавляется от закрытости, изоляции, может оказать методическую помощь и поделиться опытом трудовой подготовки учащихся. Школа общего типа учится быстро и правильно диагностировать отклонения в психофизическом развитии ученика и устанавливать на этой основе его особые образовательные потребности. Учебным заведениям ещё предстоит научиться образовательному взаимодействию, так как интегрированное обучение не означает одинаковости, переноса достижений одного типа учреждения в другое. Опыт трансформируется с учётом новых реалий и задач. На наш взгляд, обязательным в условиях интеграции является обеспечение "презумпции человечности" всем школьникам. Ещё А.Н.Бердяев обращал внимание на то, что бытие должно быть человечным, позволяющим личности поступать осознанно, индивидуально. Класс интегрированного обучения объединяет детей, отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы учителя правильно учитывали имеющиеся различия и не стремились уравнять учеников, сделать их одинаковыми. Только признавая право каждого ребёнка быть как все и при этом оставаться самим собой, можно развить сильные стороны личности. Подлинная интеграция достигается заботливым, внимательным отношением, "очеловечиванием" жизненного пространства. Занятия адаптивного (приспособительного) назначения в условиях интегрированного обучения включают несколько этапов. Первоначальный этап является подготовительным. При знакомстве у школьников вызываются положительные эмоции, каждый ученик начинает ощущать, что его ценят, уважают. Таким образом, преодолеваются его отчуждённость, обособленность. Развитию привязанностей благоприятствует показ привлекательности участников образовательного процесса. Механизм формирования положительного отношения (аттракции) соотносится с проблемой бессознательного. После разговора может остаться приятное или неприятное ощущение, трудно поддающееся объяснению. Эмоционально значимый сигнал как бы минует сознание и сразу попадает в сферу бессознательного, но оттуда влияет на эмоциональные отношения. Учитель, представляя учащихся, прибегает к небольшим преувеличениям, подчёркивая их положительные черты. Ритуалом отдельных занятий являются комплименты ребят друг другу. В данном случае используется механизм внушения: ученик слышит комплимент и начинает верить в свои положительные качества, стараясь им соответствовать. Следующий этап адаптивных занятий в условиях интегрированного обучения — развитие способности детей к взаимодействию. Учащиеся узнают об особенностях и проблемах друг друга, знакомятся с правилами коллективной жизни. Обычные школьники отождествляют себя со сверстниками, имеющими особенности в психофизическом развитии, что позволяет лучше осознать трудности их бытия и способствует взаимодействию с ними. Последующие занятия обеспечивают овладение приёмами релаксации (расслабления), вырабатывают умения регулировать собственное эмоциональное состояние. Учащиеся постепенно начинают осознавать общее и особенное у каждого из них, что помогает успешно преодолеть кризис взаимоотношений, который может возникнуть в первые дни совместного обучения. Эмоционально-ценностный контекст интегрированного обучения, комфортность детей в разноуровневом коллективе имеют не менее важное значение, чем приобретение знаний. Событийная общность является залогом эффективности данной формы организации учебного процесса. Опыт образовательной интеграции в Республике Беларусь убеждает, что формирование здоровых отношений в различных сферах жизнедеятельности, в учебном социуме, среди разных детей является делом достижимым, реальным, а не воображаемым и предполагаемым. Но это возможно исключительно при условии, что учитель не только решает сиюминутные задачи по оптимизации взаимодействия в детском коллективе, но и ведёт системную работу, направленную на преодоление когнитивного кризиса, который рассматривается как тяжёлое переходное состояние. Он вызван различиями в познавательных возможностях и спецификой обучения детей с психофизическими отклонениями. Учитель класса интегрированного обучения должен ориентироваться на педагогическую поддержку, создание ситуации успеха для каждого ученика. Важно не только осознавать, что дети с особенностями психофизического развития не могут учиться без создания специальных условий и оказания специализированной коррекционно-педагогической помощи, но и строить учебный процесс с учётом сильных сторон каждого ребёнка. Учитель овладевает методикой помогающего обучения и во взаимосвязи с учителем-дефектологом успешно решает проблемы социализации учащихся, подготовки их к независимой самостоятельной жизни. Учебно-познавательная деятельность учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется совместно с обычными школьниками и, при необходимости, частично отдельно. Обучение детей с тяжёлыми атипическими или множественными нарушениями ведётся по индивидуальной программе. Образовательные цели конкретизируются применительно к познавательным возможностям и потребностям учащихся, создаётся нужное адаптивное образовательное пространство. Урок в условиях интегрированного обучения решает более широкий, чем в обычном классе, спектр задач. Школьников учат сочувствовать, сопереживать, быть действенными, т.е. приходить на помощь, правильно оценивая себя и окружающих. Можно заметить, что при совместном обучении обычные школьники становятся гуманнее, добрее, начинают ценить свою обыкновенность и лучше понимать тех, кто имеет особенности в развитии. Изменения, происходящие в системе специального образования, имеют не только локальное значение, касающееся детей с особенностями психофизического развития. Они оказывают влияние на формирование мировоззрения, менталитета общества, духовно-нравственного потенциала нации. Дети с психофизическими отклонениями выведены из изолированного мира и включены в коллектив детей с нормальным развитием. Наше общество становится терпимее к тем, кто попал в беду. Сочувствие рождает желание помогать, делать их жизнь более счастливой и полноценной. Изучение опыта интегрированного обучения показало высокую степень удовлетворённости родителей учеников классов совместного обучения (89,5% от общего числа респондентов). Положительно оценивают данную форму обучения старшеклассники с особенностями психофизического развития (87,8%) и обычные школьники (98%). Вместе с тем нельзя не учитывать имеющиеся стереотипы в существенных отношениях. Некоторые педагоги специальных школ отстаивают свои убеждения, считая, что дети будут чувствовать себя комфортно и защищённо только среди ребят, имеющих аналогичные психофизические возможности.
Интегрированное обучение повышает ответственность всех, кто имеет отношение к образовательному процессу. Это непрерывный поиск, требующий внимания, отслеживания динамики учебного взаимодействия, разумной корректировки и обязательного психолого-педагогического сопровождения обучения и развития учеников. Существует притча о бабочке, которую поместили между ладонями и спросили у мудреца: "Какая бабочка в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?" Если скажет мудрец, что живая, сомкнут ладони — и бабочка умрёт, а если назовёт её мёртвой, раскроют ладони — и бабочка улетит. Мудрец подумал и ответил: "Всё в ваших руках". Интегрированное обучение зависит от всех, кто его организует и осуществляет. Задачи развития специального образования в Беларуси видятся в его дальнейшей реструктуризации: создании фундамента специального образования, системы ранней коррекционно-педагогической помощи, выстраивании постшкольного этапа, который может включать классы углублённой социальной и профессиональной подготовки (у нас есть опыт их создания при вспомогательной школе), общины совместного проживания и профессиональной деятельности, что требует межведомственной координации усилий. Трансформируются существующие специальные учреждения образования. Приоритетными становятся следующие направления работы: преодоление изолированности, закрытости специальных учреждений; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей, удовлетворение их жизненно важных потребностей; реализация модели адаптивного специального учреждения, создающего благоприятные условия для обучения, развития и самочувствия каждого ребёнка; организация учебно-воспитательного процесса на основе правильного понимания насущных задач специального образования, каковыми являются социализация учащихся и успешная интеграция в обществе. Реализация названных задач и направлений предполагает мобильное взаимодействие учебной и, внеклассной работы, видение перспектив своей деятельности, обеспечение того, чтобы каждая специальная школа была развивающей и развивающейся.
А.Н.Коноплёва |