Ислентьева Е.В. директор ЦДТ «Химмашевец», к.п.н.
Настоящий учебный год явился новым этапом в развитии системы образования г.Екатеринбурга. Следовательно, будет логичным определиться с перспективой дальнейшего развития, выявить актуальные проблемы, определить пути и способы их решения. В рамках педагогической панорамы «Екатеринбургское образование – юбилею родного города на секции «Воспитательный и социально-адаптационный потенциал дополнительного образования» педагоги соотнесли видение роли и места дополнительного образования в развитии социальной компетентности ребенка.
Наряду с высокими достижениями, такими как: сформированность нормативно-правовых основ деятельности, высокий уровень программно-методического обеспечения дополнительных образовательных услуг в г.Екатеринбурге, достижение высокой результативности, - имеется и ряд проблем. Мы считаем, что необходимо повышать роль и всемерно использовать возможности дополнительного образования в развитии социальной компетентности детей и всех субъектов образовательного процесса. Механизмом достижения поставленной цели служит интеграция основного и дополнительного образования.
Конкретные пути решения обозначенной проблемы мы видим в следующем:
- Частичное выполнение учебного плана школы силами учреждений дополнительного образования с предоставлением им права аттестации учащихся по таким дисциплинам, как рисование, физкультура, пение. Зачем это нужно? Во-первых, разгрузить образовательные учреждения, во-вторых, расширить жизненное право ребёнка, а так же устранить в представлении детей дискретность образовательного пространства. Для ребёнка сегодня физкультура в школе и секция в учреждении дополнительного образования – это не спорт вообще, а два разных мира, два различных способа существования.
- Создание единого информационного пространства с целью обмена информацией о ребёнке (его интересах, проблемах, успехах) между педагогами школ и дополнительного образования позволит объединить усилия всех образовательных учреждений для выявления и решения проблем детей.
- Необходимо совместными усилиями школ и учреждений дополнительного образования развивать и совершенствовать формы работы с семьёй.
- Выдача документов Управлением образования г.Екатеринбурга или Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, подтверждающих освоение учащимися программ дополнительного образования, повысит статус учреждений дополнительного образования не только в глазах детей и родителей, но и педагогов образовательных учреждений.
- Раннее развитие личности ребёнка избавит детей, родителей и педагогов школ от многих проблем социальной адаптации.
- Системная помощь учреждений дополнительного образования школам в психолого-педагогическом сопровождении, а именно: решении проблем адаптационных периодов (1, 5, 10 кл) и профессионального самоопределения (11 кл), поможет более успешному продвижению детей по ступеням образования.
- Разработка единых критериев развития социальной компетентности детей для школ и учреждений дополнительного образования предоставит возможность педагогам предъявлять к детям единые требования и совместными усилиями содействовать развитию социальной компетентности детей.
- Совершение нормативно-правовой базы дополнительного образования с учётом современного уровня его развития позволит развивать теорию и сблизить практику и нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования. Не секрет что педагоги-практики в дополнительном образовании пытаются работать по принципу «Кот Васька слушает, да ест». Будучи людьми творческими, следуя за потребностями детей в быстроменяющейся социокультурной ситуации, они создают новые формы работы, которые не укладываются в прокрустово ложе нормативно-правовой базы.
В 2004 г. исполняется 85 лет дополнительному образованию – и это ко многому обязывает. Учитывая достигнутое, мы должны выйти на новый виток развития дополнительного образования в соответствии с общим развитием системы образования г.Екатеринбурга.
|