На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Конструирование рабочих тетрадей для учащихся, испытывающих затруднения в освоении учебных общеобразовательных программ
Конструирование рабочих тетрадей для учащихся, испытывающих затруднения в освоении учебных общеобразовательных программ
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.А.Младковская
Институт повышения квалификации
и переподготовки работников
образования Московской области,
Россия

Конструирование рабочих тетрадей для учащихся, испытывающих затруднения в освоении учебных общеобразовательных программ

Одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний являются рабочие тетради. В последнее время эти учебные пособия получили широкое распространение как в средних и старших классах, так и в начальной школе. Кроме этого, всё чаще их используют при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении общеобразовательных программ.

В соответствии с принципами современной Российской государственной политики в области образования, предусматривающими "общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников"("Закон об образовании РФ" 1998г.), необходимо преобразование всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в него рабочих тетрадей.
Основополагающим при этом становятся психолого-педагогические закономерности, характеризующие ученика соответствующего возраста.
Задания в рабочей тетради необходимо составлять, вызывая активность "зоны актуального развития" (обеспечивающей самостоятельную работу учащихся) и конструктивно содействуя подлинному развитию, связанному с активностью "зоны ближайшего развития" ребенка (вызывающей активность ребенка при помощи взрослого, учителя, воспитателя).
При конструировании рабочей тетради также должны быть предусмотрены этапы формирования высших психических функций (мышления, воли, воображения, памяти...), которые первоначально существуют как "интерфункции", возникая в общении, во взаимодействии людей (как интерпсихический процесс). Лишь позже - в интрапсихическом процессе - они превращаются в "интрафункции", становящиеся внутренним достоянием человека, его подлинной интеллектуальной собственностью.
Кроме этого при составлении рабочих тетрадей для младших школьников важно помнить, что период пребывания ребенка в начальных классах школы характеризуется активным развитием словесно-логического мышления, которое в разном темпе и по-разному осуществляется в зависимости от индивидуально психологических особенностей детей, в зависимости от совпадения или несовпадения физиологического и психического возраста ребенка. Уступая первенство словесно-логическому мышлению, наглядно-образное мышление не вытесняется им, но оно и не должно оставаться приоритетным, как на предшкольном этапе развития ребенка.
Основным видом жизнедеятельности младшего школьника, как уже говорилось, является учебная деятельность. Рабочая тетрадь должна содействовать формированию этой деятельности. Поэтому задания рабочей тетради необходимо разрабатывать в соотнесении с тремя функциями учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной и соответственно с развитием трех блоков общеучебных интеллектуальных умений: информационно-ориентировочных - наблюдения, слушания, чтения; операционно-исполнительских - классификации и обобщения; контрольно-коррекционных - самоконтроля.
Наблюдение, слушание, чтение - это умения нацеленного и сущностного отражения содержания учебного материала. Они связаны с извлечением из учебного материала определенной информации, выбор которой обусловлен познавательной задачей, а также осознанием учащимися учебного задания, с планированием соответствующих действий, с нахождением способов и средств его осуществления.
Классификация (группировка) и обобщение по своим внутренним, психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности человека - анализом и синтезом, абстрагированием и обобщением. Классификация как разграничение (объектов, предметов, явлений) связана с определением основания, подчинением мыслительных действий заданному или самостоятельно найденному основанию, с установлением иерархии (оснований и принципов) и группировки данных.
В классификации реализуются возможности сравнения-различия и точной дифференциации исследуемых объектов. Это общеучебное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется внимание и воля, в силу необходимости сосредоточиться на принципе классификации в ходе всего задания и подчиниться заданному или найденному основанию в течение всей работы.
Обобщение, то есть нахождение общего в частном основано на том сложном соединении актов анализа и синтеза, которое определяет перевод приобретаемых школьниками знаний из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. Именно в связи с этим умением формируется полноценная структура понятийных знаний. Умение обобщения вырабатывает способность к многоуровневому мышлению, одновременно как дедуктивную так и индуктивную способность идти от описания и факта к обобщению и от обобщения к факту и описанию.
Задания рабочей тетради должны быть направлены на развитие контрольно-коррекционной деятельности школьников, выраженной в общеучебном интеллектуальном умении - самоконтроле. Особая роль самоконтроля состоит в его непосредственной связи с развитием внимания.
Таким образом, задания рабочей тетради, составленные с учетом основных структурных компонентов учебной деятельности - информационно-ориентировочным; операционно-исполнительским и контрольно-коррекционным, должны быть разработаны на основе следующих приоритетных общеучебных интеллектуальных умений:

  • наблюдение; классификация; самоконтроль;
  • слушание; классификация; самоконтроль;
  • чтение; классификация; самоконтроль;
  • наблюдение; обобщение; самоконтроль;
  • слушание; обобщение; самоконтроль;
  • чтение; обобщение; самоконтроль;

Обучение с помощью экспериментальной рабочей тетради, составленной с учетом вышеперечисленных условий, показало, что разноуровневые задания, направленные на формирование общеучебных интеллектуальных умений и ориентированные на индивидуальные особенности развития каждого ученика, позволяют учителю вариативно использовать их для работы с разными учениками. Это способствует формированию учебной деятельности школьников, а, следовательно, их положительного отношения к учению.
Кроме того, экспериментальная работа с тетрадью выявила, что условия ее (тетради) составления и задания, разработанные исходя из этих условий, особенно актуальны как для учащихся обычных первых классов, так и для детей риска, обучающихся в классах коррекции, в виду того, что дети с различными индивидуальными особенностями развития есть в любом классе.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.