На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Сотрудничество семьи и школы в вопросах сохранения психического здоровья учащихся
Сотрудничество семьи и школы в вопросах сохранения психического здоровья учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ткачёнок С. В.

Сегодня достаточно остро стоит проблема сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Рост числа психологических проблем и невротических расстройств у взрослых вследствие огромного числа стрессов, неопределённости и беспокойства в условиях переходного состояния нашего общества, дисгармоничные семьи, распад семей, низкий уровень психолого-педагогической культуры населения - причины значительной невротизации современных детей и подростков.
Гармоничное развитие личности ребёнка возможно только при наличии его здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье - это благополучие в эмоциональной, познавательной сферах, развитии характера и формировании личности.

Педагогическими ориентирами в вопросах здоровьесбережения должны стать;

  1. Достижение максимального уровня физического развития и здоровья детей;
  2. Создания системы непрерывного физического воспитания личности на всех возрастных этапах развития;
  3. Всестороннее развитие физических качеств и двигательных способностей детей;
  4. Проведение профилактики заболеваний;
  5. Укрепление здоровья, закаливания организма.
  6. Формирование у детей потребности быть здоровым, а также устойчивый интерес к физкультуре и спорту.
  7. Формирование у детей установки на здоровый образ жизни, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену.
  8. Проведения мониторинга здоровья детей: отслеживание уровня здоровья, физического развития и уровня осознания ценности здоровья;
  9. Вооружение педагогов, родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни;
  10. Борьба с перегрузками в учебной деятельности и утомлением.

Следует отметить такие факторы, вызывающие негативное влияние на психическое здоровье ребёнка в семье, как:

  1. чрезмерная загруженность родителей;
  2. неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
  3. невротизация родителей, появление личностных проблем;
  4. дисгармония семейных отношений и семейного воспитания;
  5. особенности психотравмирующих ситуаций, происходящих в семье;
  6. недостаточная осведомлённость о путях решения внутриличностных и межличностных конфликтов, возможностях психологической помощи.

Кроме того, добавляются факторы, негативно влияющие на психическое здоровье, связанные с обучением ребёнка:

  1. само поступление в учреждение образования;
  2. требования учебного процесса;
  3. сложности учебных программ;
  4. элемент соревнования, когда ученик вынужден обращать внимание на успехи других, а не на собственные резервы развития;
  5. оценивание педагогами учеников с точки зрения успеваемости и поведения;
  6. смена учебного коллектива
  7. непринятие детским коллективом и другие.

Некоторые из перечисленных проблем актуальны и для нашего учреждения образования. Учреждение образования «Бешенковичкая государственная гимназия» открылось 01.09.2008 года. Нашими учениками стали дети из разных коллективов, педагогический состав также формировался из представителей различных учреждений образования района. Мы находимся на этапе формирования педагогического и ученического коллективов и адаптации к новым условиям работы.
Очень важно, чтобы процессы формирования классных коллективов и адаптация детей к новым условиям обучения прошли с наименьшими трудностями. Для этого педагогам совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы необходимо изучить особенности каждого ребёнка. Проводится психологическая и педагогическая диагностика (изучение школьной тревожности, социометрия, анкетирование «Мои чувства в гимназии», анкеты на адаптацию и др.) По результатам исследований определяются учащиеся, которые нуждаются в повышенном внимании педагогов и родителей. Планируется проведение индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий, консультаций и других форм работы с данной категорией детей в соответствии с имеющимися проблемами. Большую роль играют просветительские формы работы и психопрофилактика. Так с 10.09.2008 по 10.10.2008 в гимназии прошли мероприятия в рамках месячника по профилактике суицидов «Сохрани себя для жизни» (брейнринг с одноименным названием, серия классных часов «Жизнь - это чудо!», психологическая игра «На что потратить жизнь», выставка детских рисунков «Мир глазами детей»; для педагогов и родителей - семинар «Психологическая профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте» и другие).
Кроме работы с учащимися большое значение имеет психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей. Педагогам необходимо рассказать о причинах, закономерностях, механизмах возникновения дезадаптации или других психологических проблем детей. Педагогам также важно помочь преодолеть «психологический барьер» во взаимодействии с «трудными» учащимися, осознать свою роль в гармонизации социально-психологических условий их жизнедеятельности, оказать психологическую помощь, поддержку данным детям. Важным является использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Отдельным вопросом является и проблема профессионального здоровья педагога. От года к году профессиональная деятельность современного педагога усложняется. Сегодня профессию педагога относят к категории стрессогенной, что не может не сказаться на его здоровье. Таким образом, запланированы и проводятся мероприятия просветительского и психолрофилактического направления с педагогами (психолого-педагогические семинары: «От здорового творческого учителя к здоровому творческому ученику», «Психогигиена педагогической деятельности», консультация «Стресс в профессиональной деятельности педагога» и другие).

Огромную роль играет связь семьи и гимназии. У нас запланирована работа педагогического клуба для родителей, на заседаниях которого они будут иметь возможность встретиться и получить интересную информацию от специалистов гимназии, представителей правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, культуры.
Таким образом, только в условиях сотрудничества семьи и учреждения образования можно наиболее полно и эффективно работать в направлении сохранения и укрепления психического здоровья учащихся.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.