На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Педагогические технологии и их применение в идейно-воспитательной работе школы
Педагогические технологии и их применение в идейно-воспитательной работе школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В научно-исследовательском коллективе Национальной школы Беларуси педагогическую технологию рассматривают как «знание, представление о процессе развития личности и обеспечивающей его системе учебно-предметной деятельности, педагогические знания о последовательности усложняющихся структур деятельности ребенка и соответствующей последовательности педагогических действий учителя, развивающих ученика на каждом конкретном этапе, знания об определенной системе педагогических средств, условиях и характере их применения, о необходимых педагогических способностях».

Ф.А.Фрадкин считает педагогическую технологию системным, концептуальным, нормативным, объективно важным, инвариантным описанием деятельности учителя и ученика, направленным на достижение образовательной цели. В.П.Беспалько характеризует педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике. В.М.Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного результата. С.С.Кашлев расширяет рамки педагогической технологии, включая в нее методики, методы, приемы, способы, алгоритмы, средства. Его теоретические рассуждения подводят нас к выводу, что понятия «педагогические технологии» и «методика» синонимичны, но имеют определенные отличия. Наиболее важным признаком отличия, по мнению С.С.Кашлева, является алгоритмичность. В его работах подчеркивается, что педагогическая технология отражает все ведущие характеристики педагогического процесса и представляет собой совокупность последовательных взаимодействий в целях развития.
Раскрытие сущности педагогической технологии позволит нам не только сделать правильный выбор технологии, но и определить собственную систему деятельности. Далее мы рассмотрим наиболее распространенные и апробированные педагогические технологии и методики, позволяющие повысить качество и эффективность воспитательной работы и обеспечить его необходимым идеологическим сопровождением.
Технология КТД (коллективного творческого дела) может быть представлена в виде системы последовательных взаимосвязанных этапов (стадий).

1. Предварительная работа

2. Подготовительная работа

3. Коллективное планирование

4. Проведение дела

5. Коллективный анализ

6. Зона ближайших последствий

Прохождение каждой стадии или этапа – это создание воспитывающей ситуации, решение которой позволяет участникам дела приобрести новые личностные качества и почувствовать себя членом коллектива, его подлинным субъектом деятельности.
На І этапе формируется единая система желаний, стремлений, направленных на организацию и проведение значимого интересного дела всего класса или другого коллектива.
ІІ этап – это поиск адресов, объектов и субъектов сотрудничества, определение места своего «Я» в организации и проведении дела.
ІІІ этап – формирование общей картины будущего дела, в которой каждый участник знает свою роль, четко представляет порядок своей деятельности. На этом этапе целесообразно создать «Совет дела» или «Инициативную группу», которая станет организатором и координатором праздника.
Проведение диагностико-аналитических исследований позволяет более целенаправленно и эффективно обеспечить идеологическое сопровождение воспитательного процесса. Педагог получает уникальную возможность, опираясь на требования современного общества, государственный заказ, поставить цели и задачи идейно-воспитательной работы, учитывая особенности данного коллектива, его нравственно-психологический климат.
Целью идеологической и идейно-воспитательной работы с учащимися в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и эффективно развивающегося государства.
При постановке целей и задач урока или воспитательного мероприятия необходимо учитывать некоторые требования идеологического сопровождения:
- становление и развитие мировоззрения подрастающего поколения;
- формирование адекватной социальной позиции учащихся;
- развитие навыков продуктивного использования получаемой информации при адекватном личностном отношении к ней.
Реализация намечаемых целей и задач должна привести к следующим результатам (характеристикам учащихся, выпускников школы):

  • наличие системы научных знаний, идейная убежденность, самокритичность, принципиальность;
  • активная жизненная позиция;
  • способность и желание трудиться, сочетание общественных и личных интересов, ответственность за процесс и результаты своей деятельности;
  • сформированность ключевых нравственных качеств, развитость этических норм поведения;
  • готовность к участию в волонтерском движении;
  • наличие знаний о психической жизни человека (психо-социальная адаптированность и компетентность, стрессовая устойчивость, способность к саморегуляции, коммуникативные способности и т.д.).
  • установка на здоровый образ жизни (наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья и т.д.).

IV этап. Проведение дела.
V этап. Анализируя ход ведения дела, необходимо четко выделить цели и задачи, которые были поставлены, и сопоставить их с полученными результатами. Именно на этом этапе необходимо создать ситуацию успеха для каждого участника, обозначая программу коррекции и развития.
VI этап. Данный этап наиболее сложен и важен как для взрослых, так и для детей. И те, и другие должны прочувствовать, что после проведения дела жизнь стала лучше, интереснее. Главным итогом в технологии КТД является перевод системы знаний в систему поведения.
Следует отметить, что при работе по данной технологии необходимо учитывать личностные особенности ребят, их интересы, задатки, способности. Суть КТД – в позитивных изменениях не только в отдельно взятом коллективе, но и в ближайшем микросоциуме.
Технология «Педагогическая мастерская» может быть структурно представлена следующим образом.
І – Индукция. ІІ – Самоконструкция. ІІІ – Социоконструкция. IV – Социальное проектирование. V – Афиширование. VI – Проведение дела. VII – Разрыв. VIII – Рефлексия.
I. Индукция – нацеливание, побуждение, направление учащихся на рассмотрение проблемы, которая будет рассматриваться на основном мероприятии.
II. Самоконструкция – письменное описание каждым участником того, что ему уже известно по данной проблеме (запись ведется на листке, разделенном на 2 части, в левой половине листка).
III. Социоконструкция. Участники обсуждают, что им известно о данной проблеме, и выносят на рассмотрение те вопросы, в которых они не компетентны и которые их интересуют (ставятся коллективные цели и задачи).
IV. Социальное проектирование. Каждый участник в письменной или устной форме предлагает, что он хочет сделать, что он может сделать и с кем он хотел бы сотрудничать, готовясь к мероприятию. Создаются микрогруппы, готовые воплотить проекты в воспитательную практику.
V. Афиширование. Коллектив, готовящийся к проведению мероприятия, информирует о его проведении ближайший и дальний социум, показывает значимость проведенного мероприятия, обозначает те качества, которые может приобрести человек, попавший на мероприятие.
VI. Проведение дела. Ситуация успеха, когда весь коллектив и каждый участник нацелены на достижение цели.
VII. Разрыв. Это разрыв между тем, что было известно и освоено, и тем, что ребенок узнал нового, какие качества приобрёл (заполняется правая сторона листа).
VIII. Рефлексия. Ребенок вместе с коллективом анализирует, где и в чём он был наиболее успешен, и проектирует свою деятельность на дальнейшее с тем условием, чтобы быть успешным во всём. Рефлексия – это и внутренний анализ тех ценностей, которые были присвоены и стали системой поведения, критерием оценивания поступков.
Технология «Педагогическая мастерская» в различных научно-теоретических и методических источниках определяется технологическими картами различного вида, что не ведет к изменению ее сущности и алгоритмизации.

2.1. Педагогическая мастерская “Гражданином быть обязан”
8-9 класс

Цель: помочь учащимся осознать, что значит быть гражданином своей Родины, воспитывать чувства любви к Родине, чувство гражданской ответственности.

“Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан”
(Н.А.Некрасов).
Ход мастерской:
І. Индукция
1. Звучит хор “Славься” из оперы М.Глинки “Иван Сусанин”. Что вы услышали?
ІІ. Самоконструкция
Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите или произносите слово «гражданин».
III. Социализация 1
Чтение ассоциативных рядов, их анализ.
IV. Социализация 2
Родина! С детских лет мы связываем слово «Родина» с тем местом, где родились, где живет наша семья. По мере взросления человек приходит к осознанию того, что он часть большой совокупности людей, называемой нацией. Так что же такое нация? Чем они отличаются друг от друга? (Это исторически сложившаяся совокупность людей, которой свойственны общность территории, экономической жизни, языка, определенных черт национального характера, национальное своеобразие культуры). Любить свою нацию, гордиться принадлежностью к ней – это естественная основа патриотизма.
Что такое патриотизм? (Патриотизм – это чувство любви человека к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой он живёт, уважение к государственной символике). Патриотизм есть одно из глубоких чувств, закрепленных веками. Это и сознание своей неотъемлемости от Родины, и переживание вместе с ней ее счастливых или несчастных дней. В чём же проявляется патриотизм? (В любви к Отечеству, к культуре нации, в гордости за свой народ, в любви к своей «малой родине», в желании Родине процветания, в деятельности на ее благо, в национальном достоинстве, чести, исполнении гражданского долга, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам). Можно ли научить патриотизму? (Ответы детей).
V. Социоконструкция
Групповая работа:
1-я группа. Вспомните пословицы и поговорки о любви к Родине.
2-я группа. Представьте, что вы – знаменитость, мастер, специалист, но вас не устраивают материальные условия. После очередной заграничной командировки вам предлагают переехать жить и работать за границу, обещая высокую оплату, виллу, машину. Но гражданство надо менять. Ваше решение?
3-я группа. Представьте, что у вашей семьи большая квартира. Однажды мама приводит в дом беженцев с Кавказа – женщину с ребенком. Какова будет ваша реакция?
VI. Социализация 3
Презентация групповой работы.
VII. Разрыв
Многие из вас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, борьбой, жизнью. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Для человека все должно быть дорого в своей Родине: и ее народ, и ее история, и ее завтрашний день.
VIII. Рефлексия
IX. Творческое задание
8-е классы. Подготовьтесь к викторине, посвященной Великой Отечественной войне: подберите репродукции картин, музыкальные произведения, высказывания известных людей на эту тему.
9-е классы. Для подготовки к ток-шоу проведите социологический опрос на тему «Что значит любить Родину?», подберите примеры истинного и ложного патриотизма.

2.2. Педагогическая мастерская «Человек без Родины – нищий человек»
10-11 класс

Цели: определить, что такое идеология, развивать культуру жизненного самоопределения; формировать потребность заниматься самовоспитанием, оказать помощь в определении основных ценностных ориентиров.

Ход мастерской:
І. Индукция
«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной» (Р.Эмерсон).
II. Самоконструкция 1
Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите слово «идеология».
ІІІ. Социализация 1
Чтение ассоциативных рядов.
IV. Социализация 2
Итак, идеология – это комплексное понятие, которое включает в себя:
а) идеи, взгляды, представления о целях развития общества;
б) средства и пути достижения этих целей;
в) деятельность государства по воспитанию убеждений, побуждающих людей самостоятельно и добровольно объединяться в стремлении к
общим целям.
V. Социоконструкция 1
Групповая работа:
1-я группа. Что вам известно об идеологии других стран?
2-я группа. Почему необходима государственная идеология?
3-я группа. Какие ценности, идеи, цели могут объединить наш народ?
VI. Социализация 3
Презентация результатов групповой работы.
VII. Социоконструкция 2
«Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины – нищий человек» (Якуб Колас).
Какие качества, черты, понятия способствуют объединению нации? (коллективизм, гуманизм, независимость, демократия, нравственность, духовность, язык, культура, Родина, патриотизм, благосостояние).
VIII. Разрыв
Конец 80-х – начало 90-х… В мире произошли огромные потрясения. В 1991 году распалась огромная страна – СССР. На карте мира появились новые государства, в том числе и Беларусь. На смену однопартийной власти пришла власть беспартийная. Она взяла на себя решение хозяйственных вопросов, так как первостепенной задачей была необходимость вывести страну из экономического кризиса. Нынешняя Беларусь стала многопартийной. Цели и задачи каждой отдельной партии не способны объединить народ. Чтобы избежать угрозы потери государственности, власти Беларуси начали разработку системы государственной идеологии.
А как же быть тем в стране, кто успел вырасти без четких целей и ориентиров? Необходимо принять тот факт, что все цели, установки, ориентиры должны быть воспитаны постепенно и естественно. Надо осознать, что сила любого государства – в единстве. Наша сила – в объединении белорусского народа.
ІХ. Рефлексия

Источник: Методика идеологического сопровождения воспитательного процесса: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005. – 41 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.