На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формулирование понятия как метод развития вербально-логического мышления детей
Формулирование понятия как метод развития вербально-логического мышления детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Л.И.Шрагина, г. Одесса

– Говорите по-человечески, – сказал Орленок Эд. –
Я и половины этих слов не знаю!
Да и сами вы, по-моему, их не понимаете. (— Здесь и далее в качестве эпиграфов без подписи использованы цитаты из книги: Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. — Минск: ЮНАЦТВА. 1990. )
Понятие – это основная форма мышления. Мышление в понятиях обеспечивает возможность понимания окружающего нас мира, возможность понимать других людей, и, конечно, возможность понимать самих себя.

В понятиях отражаются такие признаки предметов и явлений действительности, которые отличают данный предмет или явление от остальных. Наиболее устойчивые, существенные, постоянно закрепленные за объектами, многократно повторенные и отобранные практикой для усвоения признаки, которые необходимо принадлежат предмету и выражают его сущность, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету, так как не выражают его сущности, называются несущественными.
Классификация понятий может производиться на основе различных критериев. Например, Киев как название – понятие единичное. Как столица Украины – частное. Как город – общее.
Понятия могут быть видовыми и родовыми. Например, понятие «птица» является родовым относительно понятия «щегол» (видовое понятие). Понятие «мебель» является родовым относительно понятия «диван».
Все понятия можно также разделить на конкретные и абстрактные.
Конкретные понятия появляются в результате обобщений объектов, предметов и явлений действительности.
К конкретным понятиям относятся, например:
— объекты живой природы — заяц, дерево, божья коровка, синий василек;
— объекты неживой природы — гора, река, пещера;
— природные явления — гроза, ветер, наводнение, дождь;
— искусственные объекты — тарелка, автомобиль, дом.
Абстрактные понятия появляются в результате обобщения свойств: детство, юность, доброта, сила, красота, злость. К абстрактным понятиям также отнесем:
— объекты интеллектуальной деятельности — физика, психология;
— сложные многозначные понятия — творчество, личность, совесть (рис. 1).
В отличие от конкретных понятий, абстрактные понятия часто бывают многозначными, что, с одной стороны, осложняет задачу, а с другой – позволяет подойти к раскрытию содержания понятия с разных позиций — бытового, научного, художественного, религиозного, философского, мистического мировоззрения. Такая возможность увидеть содержание понятия с разных точек зрения очень эффективна для развития мышления, особенно в работе с подростками.
Еще более сложно дать понятию парадоксальное определение: здесь требуется четко и последовательно проанализировать исходный объект, увидеть «антиобъекты», т.е. объекты с противоположными свойствами, уметь сочетать эти свойства, быть готовым к генерированию множества нестандартных идей
Так как понятие – это основная форма мышления, то различные способы определения понятий можно использовать в учебном процессе как средство развития творческого мышления (Шрагина Л.И., 2001).

понятия

Рис.1 «Понятие» как система

Определения понятий, связанных с природными объектами и явлениями, приводятся в учебниках биологии, географии, ботаники и др. Затруднения чаще всего вызывают определения искусственных объектов и абстрактных понятий, особенно сложных и многозначных.

Определение искусственных объектов

Определение понятий является основным условием усвоения учебных предметов. Если научить детей понимать логику определения понятий, то им не нужно будет механически их заучивать!
Упражнения по определению понятий включают в себя целый комплекс логических операций. Давая определение понятию, мы раскрываем его содержание, т.е. указываем, что оно обозначает, какие признаки являются общими для объединенных данным понятием предметов и в чем их различие. Определение должно, таким образом, во-первых, раскрыть сущность предмета, а во-вторых, отличать данный предмет от всех остальных
Поэтому, чтобы дать определение какому-либо понятию, нужно прежде всего назвать более общее, родовое понятие (в терминологии функционально-системного подхода – надсистему по функции для искусственных объектов), которое включает в себя данное понятие. Затем нужно указать основную функцию, которую выполняет определяемый объект, и найти такие качества (свойства, существенные признаки), которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие, входящие в данный род (надсистему).
Алгоритм формулирования определений
1. Определите надсистему (родовое понятие), в которую входит объект.
2. Назовите основную функцию (ОФ), которую выполняет данный объект.
3. Выделите те существенные свойства и признаки, которые отличают данный объект от других объектов, входящих в эту же надсистему. Это могут быть:
— форма;
— части, из которых объект состоит;
— размер;
— иногда материал, из которого изготовлен объект. ( В учебных целях, во избежание путаницы и излишних дискуссий, для определения понятия используйте те признаки и свойства определяемого объекта, которые были ему присущи (наиболее характерны) в период его создания. Стакан, например, изготовлялся только из стекла и был цилиндрической формы. Тарелки были только круглые, и т.д. Пластмассовые конические стаканчики, как и шляпа-котелок – это уже названия по аналогиям. )
Последовательность этих действий (алгоритм формулирования

понятия2

Рис. 2 Структура понятия «система»

определений представлена в виде схемы (см. рис. 2). Дети легко ее запоминают и, применяя осознанно, начинают быстро справляться с этим довольно сложным заданием. Чтобы объяснить детям, что существенные признаки данного предмета отличают его от «соседей», которые входят в ту же надсистему, рассмотрим предметы, которые входят в систему «Предметы мебели для сидения».

понятия3

Используя эту схему и шаги алгоритма, понятию «Табурет (табуретка)» можно дать такое определение: предмет мебели для сидения одного человека, состоящий из сиденья и четырех ножек. Возможен и более краткий вариант: «Табурет – сиденье на четырех ножках для одного человека».

понятия4

Определение понятия «Кресло»: предмет мебели для сидения одного человека с подлокотниками. Более краткий вариант: «Кресло – это стул с подлокотниками» включает в себя все элементы, входящие в понятие «стул».

понятия5

Определение понятия «Скамейка»: «Скамейка – предмет мебели для сидения нескольких человек в виде доски на ножках».
В окончательном варианте для получения более краткой формы определения понятия порядок слов можно изменить.
Например, СОСУД — вместилище для сыпучих и жидких веществ.
Понятие «сосуд» является «надсистемой» для понятий «горшок, котел, котелок, стакан, чашка» и др.
ГОРШОК — сосуд для хранения и приготовления пищи округлой формы, сделанный из глины.
Точность определений, полученных по алгоритму, сравним с определением понятий по словарю С.И. Ожегова (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1991.: )
ГОРШОК – округлый глиняный сосуд для хранения и приготовления пищи.
В определении среди существенных признаков указан материал, так как изначально горшок изготавливался из глины.
КОТЕЛ — большой металлический круглый сосуд для приготовления пищи.
Из существенных признаков важны размер и форма, так как размер отличает котел от котелка.
КОТЕЛОК — небольшой металлический сосуд для варки пищи над огнем.
НОЖ — инструмент для резания, состоящий из лезвия и ручки.
Существенными признаками, отличающими его от других инструментов для резания, является наличие составляющих его подсистем.
СЕЛЕДОЧНИЦА — столовая посуда продолговатой формы для селедки.
Существенный признак — форма.

Учимся обобщать
Часто дети и подростки испытывают затруднения при подборе родовых (обобщающих) понятий для формулирования определений. Чтобы активизировать их знания по обобщающим понятиям, которые они знают, но мало применяют в повседневной жизни, мы в своей работе с детьми и подростками составляем список обобщающих (родовых) понятий.
Примеры обобщающих понятий


головной убор

орган

сооружение

действие

перечень

состояние

документ

помещение

сосуд

инструмент

посуда

столовый

машина

правило

строение

место

предмет

транспорт

механизм

прибор

устройство

обувь

признак

фигура

объект

процесс

чувство

одежда

свойство

явление

Для диагностики у подростков способности обобщать можно использовать субтест на выявление способности обобщать из «Школьного теста умственного развития школьников», (НИИ общей и педагогической психологии АПН, адаптация Хмельницкого ОИУУ), а для младших школьников можно использовать тест, разработанный Э. Ф. Замбацявичене (Замбацявичене Э. Ф., 1984).
Можно предложить учащимся пять пар слов, к которым нужно подобрать обобщающие их (родовые) понятия:
Дождь – град
Сказка – былина
Сумма – произведение
Жидкость – газ
Нос – глаз.
Время выполнения – 3-4 минуты. Если за это время правильные ответы найдены хотя бы к трем парам слов, то у ребенка способность обобщать развита удовлетворительно (Тихомирова Л. Ф., 1997).

Литература
Меерович Марк, Шрагина Лариса. Технология творческого мышления. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 495 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 237 с.
Шрагина Л.И. Логика воображения. — М.: Народное образование, 2001. – 195 с.

Источник: Шрагина Л.И. Формулирование понятия как метод развития вербально-логического мышления детей // Актуальные проблемы психологии: теория и практика: материалы международной заочной науч. конф., Шадринск, 16-17 мая 2010 г. / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. О. А.Спицына. - ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010, с.79-85.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.