Е. В. Гаврилина Государственное казенное оздоровительно-образовательное учреждение «Созвездие», г. Волгоград, Россия
Summary. This article observes the psychological features of the teenagers, students of the 9th — 11th forms. Author analyzes the reference groups, self-esteem and personal senses of a modern teenager. Results of research can be used for receiving optimum effects in «student-teacher» and «student-parent» relations. Key words: teenager; reference groups; self-esteem; personal senses.
...Ни одно даже самое фундаментальное исследование не исчерпало всего, что можно узнать о подростке. Подросткам, живущим в то или иное время, в определенной среде, присущи особые, специфические характеристики развития. Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена Л. А. Регуш
Подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы он переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой — от детства к взрослости. В отечественной психологической науке, и прежде всего в научной школе Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева, разработаны фундаментальные положения, раскрывающие закономерности становления личности подростка в онтогенезе (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин). Многочисленные научные исследования дали основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковый период. Однако в современных условиях социально-экономического развития общества психологический портрет современного подростка претерпел значительные изменения, по сравнению с образом молодого человека, описанного в научной литературе последней четверти XX века. Данное исследование проводилось с целью изучения психологических особенностей и рефлексивных возможностей учащихся 9—11 классов (2009—2011 годы). Всего в исследовании приняли участие 161 человек, учащихся ГКООУ «Созвездие» г. Волгограда. В качестве психодиагностической методики использовалась методика М. Куна - Т. Макпартленда «Кто я?». На первом этапе исследования мы предлагали учащимся закончить 20 предложений, начинающихся с местоимения «Я...». В дальнейшем, анализируя полученные данные, мы исходили из интерпретации, предложенной С. А. Беличевой: - существительные, которые фигурируют в высказываниях, означают референтные группы, к которым относит себя подросток;
- прилагательные, используемые в высказываниях, характеризуют их самооценку;
- предложения с использованием глаголов означают личностные смыслы, наиболее актуальные для подростков.
1. Референтные группы
Референтная группа - это значимая группа для подростка. Группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях. Первый уровень - малые референтные группы, или группы непосредственного окружения, такие как семья, школа, неформальные группы подростков и т. д. Второй уровень - группы, подчиненные нормам сообщества или корпораций, реально существующие, как правило, большие группы, такие как профессия, половая идентификация, группа по признаку территориальной принадлежности, национальные группы и т. д. Третий уровень - группы, соединенные с макросредой, т. е. не существующие в социальной реальности группы, однако представленные в некотором высшем смысловом пространстве. Все существительные, фигурирующие в высказываниях опрошенных, были проанализированы с позиций принадлежности к разным референтным группам. Затем был произведен их количественный анализ, который представлен на рис. 1. Как видно из представленных там данных, подростки приблизительно в равной мере относят себя к малым и большим (реальным или не существующим в реальности) группам. Однако внутри этих групп существуют более или менее предпочитаемые подростками подгруппы. Они представлены на рис. 2.
|
21,5 % опрошенных указывают на свою принадлежность к не существующим в социальной реальности группам (нейтрально окрашенным): блондинка, брюнетка, холерик, сангвиник, формирующаяся личность. Таким образом, подростки оценивают себя с точки зрения внешности, особенностей темперамента и возрастных психологических особенностей. 18,3 % подростков ощущают себя частью различных групп по интересам: меломаны, посетители чатов и форумов, спортсмены. 13,9 % респондентов относят себя к группам по признаку половой принадлежности. 12,9 % учащихся отмечают, прежде всего, свою вовлеченность в учебную деятельность: ученик(ца). Следует отметить, что одни оценивают свою принадлежность к этой группе с точки зрения успеваемости (хорошист - не хорошист, отличник(ца), а другие - с позиции отношения к школе (не любитель школы). 10,7 % подростков указывают на свою принадлежность к не существующим в социальной реальности группам с негативной окраской: вредина, лентяй, дурочка, вампир, пофигист. 9,7 % опрошенных чувствуют себя частью большой группы, имя которой - человек. 6,5 % респондентов относят себя к не существующим в реальности группам с позитивной окраской: неординарная личность, суперзвезда, гуманист, романтик, мечтатель, само совершенство, лидер, супер. 4,4 % учащихся указывают на свою принадлежность к будущей профессии: врач, юрист, будущий медик, знаменитый археолог. 2,1 % подростков относят себя к малой группе «семья»: домосед, семьянин. Кроме того, анализ принадлежности к референтным группам позволил выявить следующие закономерности:
- 40 % подростков вообще не отнесли себя ни к каким референтным группам. Их высказывания касались только самооценки и личностных смыслов;
- 12,7 % опрошенных описывали себя только с точки зрения самооценки;
- 9 % респондентов описывали себя только с позиций личностных смыслов.
Примечательно, что все они - девочки. Данное обстоятельство связано с тем, что способность к рефлексии более развита в этом возрасте у девочек, чем у мальчиков. Подростки из референтной группы «школа» (ученик, хорошист, отличник) практически не причисляют себя к не существующим в социальной реальности группам. Исключения составляют такие определения, как романтик, мечтатель, вредина.
Подростки, причисляющие себя к малой референтной группе «спорт» (спортсмен, баскетболист, футболист), тоже не относят себя ни к одной несуществующей группе и наряду с этим описывают себя только с точки зрения самооценки, не используя при этом ни одного личностного смысла. Примечательно, что все они — мальчики. Возможно, для мальчика-спортсмена на первое место выступает внешняя физическая привлекательность. Один подросток описал себя только с точки зрения референтных групп (реальных и несуществующих): меломан, игроман, пофигист, не любитель школы, рыбак, робот. 86 % высказываний о принадлежности к не существующим в социальной реальности группам дали подростки, которые не относят себя к реальным референтным группам. Данное обстоятельство может свидетельствовать о претензии подростков на признание собственной уникальности и непохожести на сверстников.
Следующим шагом нашего исследования стал анализ прилагательных, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались самооценки качеств личности, способов общения, внешности и собственной уникальности. Количественный анализ полученных данных представлен на рис. 3. Как видно из представленных на нем данных, подростки оценивают себя, прежде всего, с позиций личностных качеств (36,4 % от числа общих высказываний) и способов общения (34,2 %). Примечательно, что, оценивая личностные качества, старший подросток способен выделить как положительные, так и отрицательные черты. Это свидетельствует о наличии дифференцированной самооценки. Количество позитивных и негативных оценок в ответах учащихся практически одинаково. Однако, особенность старшего подросткового возраста заключается в том, что соотношение «Я-идеального» и «Я-реального» в самооценке не совсем устойчиво. Каждая положительная и каждая отрицательная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер, и дети порой просто не могут их разграничить. Характеристики, данные себе одним и тем же подростком, наглядно доказывают эти слова: «Двуличная — иногда жутко веселая, а иногда — грустная».
|
Другие примеры приведены ниже:
- справедливая - вредная;
- злой - добрый;
- дружелюбный - задиристый;
- вспыльчивая - отходчивая;
- ответственная - забывчивая;
- терпеливая - бешеная.
Таким образом, самооценка часто колеблется между двумя крайними полюсами: либо все, либо ничего - середины нет. Не зная о такой возрастной особенности, дети склонны принимать ее за двуличие. Больше трети ответов (34,2 % от общего числа суждений) касаются способов общения с окружающими. Общение остается ведущей деятельностью старшего подростка, поэтому для него очень важно качество этого общения (культурный, дружелюбный, заводной) и статус, который оно дает подростку (нужный, любимый, популярный). Период первых гормональных изменений миновал у большего числа старших подростков, поэтому довольных своей внешностью практически в 3 раза больше, чем недовольных.
Особое внимание следует уделить самооценке, основанной на признании собственной уникальности. 10,5 % от общего числа высказываний касаются «особенности», «необычности», «неповторимости» и «загадочности» респондентов.
3. Личностные смыслы
Следующим шагом нашего исследования стал анализ глагольных форм, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались личностных смыслов, связанных с общением, развитием, усвоением нравственных норм, прогнозом будущего и потребностью в удовольствиях и материальных благах. Количественный анализ представлен на рис. 4.
Как видно из представленных данных, наибольшее количество личностных смыслов старшего подростка связано с потребностью в удовольствиях и материальных благах, умственным и физическим развитием, а также с общением. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для проведения просветительской работы с родителями (классные или общешкольные собрания), развивающей работы с подростками (психологические занятия, тренинги, дискуссии, обсуждения и т. д.), оптимизации взаимоотношений в системе «учитель - ученик», «ученик - родители» и способствуют активизации рефлексивных возможностей учащихся старшей школы.
Библиографический список
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.,1994.
- Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления. - СПб., 2008.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л. А. Регуш. -СПб., 2001.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2004.
- Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - СПб., 2006.
- Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб., 2004.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2004.
Источник: Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с. |