На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Акмеологические основы формирования ответственного родительства
Акмеологические основы формирования ответственного родительства
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

М.Г.Королёв

Одной из тенденций развития современной педагогической мысли стало обращение к акмеологической проблематике. С этих позиций рассматривается необходимость достижения личностью в процессе получения образования определённых «вершин» (компетенций, качеств, способностей и т. д.). Подобный подход, который находится в тесной связи с вопросами педагогического целеполагания и аксиологии, представляется важным для эффективного решения конкретных образовательных задач.
Одной из важнейших областей самореализации личности является семья и родительство. Успехи и неудачи в этой сфере неизбежно сказываются на трудовой деятельности, на взаимоотношениях с другими людьми и т.д.

Следует признать, что сложившиеся реалии современного общества во многом инициируют кризис семьи, а семья, находящаяся в состоянии кризиса, порождает страшные явления в самом обществе (малодетность, социальное сиротство, одинокая старость и др.). Поэтому для системы образования важной задачей становится, в том числе, подготовка человека к ролям родителя и семьянина. Функция деторождения всегда считалась одной из важнейших для семьи. Практически каждый человек раньше или позже становится родителем, а для успешной реализации этой роли у него необходимо сформировать готовность быть родителем, осознание себя родителем и навыки воспитания детей в паре со своим супругом/супругой. Таким образом, родительство выступает как своего рода акмий в развитии личности.
Родительство - это интегральное социально-психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
«Ответственным», в широком смысле этого понятия, называется любое поведение, которое совершается сознательно и свободно. Поэтому ответственным можно называть того, кто способен дать объяснение тому, что он совершил, и тем причинам, по которым это произошло. В более узком смысле, ответственным следует называть того, кто в своих действиях учитывает, уважает основные общественные ценности и может соответствующим образом принять последствия того действия, которое он совершает.
Формирование ответственного родительства включает два аспекта:
а) формирование родительства как средства воспитания ребёнка,
б) формирование родительства как частного случая социализации ребёнка в сфере передачи представлений о семейных ролях, родительских и супружеских функциях.
Исходя из этого, при формировании у молодых людей ответственного родительства мы сталкиваемся с необходимость двойного педагогического моделирования. С одной стороны, необходима выработка содержания подобного семьеведческого образования, которое поможет будущим родителям и супругам сформировать ответственную позицию в данной сфере, а также подбор соответствующих методов, форм и средств. С другой стороны, следует разработать учебно-воспитательную модель, которая обеспечит эффективное восприятие учащимися первой модели. Иными словами, перед нами проблема построения образовательной концепции ответственного родительства и модели реализации данных идей в условиях учреждений образования.
Осуществлять эту работу представляется необходимой в старшем звене общеобразовательной школы, а также в рамках учебно-воспитательного процесса средних специальных и высших учебных заведений, так как именно в это время молодые люди вплотную подходят к решению о создании собственной семьи и рождении ребёнка. Наиболее приемлемыми организационными формами здесь могут быть факультативные занятия, курсы по выбору и элективы. Примером последних может служить разработанный автором курс «Семья как традиционная ценность в современном мире» (Минск: РИВШ, 2008).
Воспитание культуры родительства предполагает формирование определённого идеала (когнитивного и практического), который должен вбирать в себя все лучшие национальные ценности и традиции, что способствует самосохранению народа. Этот процесс имеет и государственное значение, так как семейная жизнь - это неотъемлемая часть социальной практики, которая проектируется на все сферы жизнедеятельности человека.
Для достижения поставленной цели педагоги должны обладать необходимыми знаниями и культурой общения по данным вопросам. Помочь им в этом могут специальные курсы в рамках системы повышения квалификации. При этом овладение указанными качествами выступает как одна из «вершин» профессиональной компетентности.
Таким образом, формирование ответственного родительства стало актуальной проблемой для национальной системы образования. Её решение имеет, в том числе, и акмеологические основы, особенно в том, что касается выработки содержания учебно-воспитательного воздействия с соответственными целями. Действовать на этом поприще необходимо незамедлительно, так как будущее нашей страны, нашего народа во многом зависит от прочности и стабильности институтов семьи, брака и родительства.

Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.