А.Н.Якушева
«Человеку, чтобы выжить, не остаётся ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития — той, где он, сочетая своё могущество с достойной этого мудростью» научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие», Аурелио Паччеи
Развитие личности – постоянное преобразование индивида, его совершенствование или разрушение. При этом происходят качественные изменения в области осознания своего «Я», взаимоотношений с окружающими. Личность не только осознаёт и оценивает свои отдельные качества и свойства, но проявляет особое отношение к социальному окружению и имеет определённый социальный статус в обществе.
Новые процессы модернизации содержания образования ставят перед общеобразовательными учреждениями ряд новых задач, связанных не только с формированием личности ученика, но и с совершенствованием и развитием личности педагога. Педагогический труд не может не быть творческим, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога. И любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. На формирование, совершенствование и развитие личности педагога профессионала непосредственное влияние оказывают педагогическая среда и атмосфера общеобразовательного учреждения, в котором педагог работает, Для молодых специалистов это особенно значимо. Для них, только вступающих на профессиональную тропу, школа поистине становится Школой жизни, в которой формируются не только профессиональные, но и личностные качества. Становление педагога является достаточно сложным процессом и в социаль-ном, и в профессиональном плане. Задача шкалы - помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, готовым принять инновации демонстрировать результаты своего труда на различных уровнях, корректно отстаивая, при необходимости, свою профессиональную позицию. Школьное методическое объединение учителей биологии, географии, химии готово для каждого учащегося создать ситуацию успеха. Для учителей нашего объединения доступны различные направления деятельности: использование различных методик, технологий, учебных модулей, компьютерных программ. Учителя не могут не владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. В состав МО входит семь учителей (двое с высшей категорией, четверо с первой и один молодой специалист). Американский психолог У. Джеймс сказал следующее: «Успех - это самоуважение, помноженное на уровень притязаний: чего хочу? что могу? и нужно ли это?» Проектируя свою деятельность, использую следующую формулу успеха работы творческой личности: 1. Для чего и зачем ты работаешь; 2. Что и с кем должен делать; 3. Чего и как необходимо достичь; 4. Каковы реальные сроки достижения намеченного; 5. Где и когда проявится результат. В результате, ребята всегда участвуют в городских, районных, областных олимпиадах. Имеют призовые места. С удовольствием посещают кружок «Экологическое цветоводство». Ведут дневники наблюдений за растениями. Пишут стихи, сочиняют сказки о природе. В творческой деятельности педагога существуют уровни развития профессионально - педагогических умений: 1. Исходный (отсутствие профессиональных умений); 2. Низкий (первоначальные профессиональные умения); 3. Средний (ориентировочно — сформированные умения); 4. Высокий (сформированные умения); 5. Мастерство — высший уровень творческой педагогической деятельности. Творческая личность постоянно влияет на свою деятельность и её результаты. Л.Н.Толстой писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Началом профессионального движения является самоопределение, понимаемое как активный поиск возможностей совершенствования. Творческий педагог должен профессионально развивать такие значимые качества личности: доброту, убеждение, интерес, внимание, воображение, волю и любовь, Формируя и развивая в себе эти качества, мы вдохнём в них свою душу; воодушевим, оживим, начнём ощущать их как некое живое существо внутри себя. В результате этого живая доброта нас нравственно обогатит, а живые убеждения сделают светлыми и свободными наши мысли и поступки. Живой интерес позволит нам сформировать чувство новизны, а живое внимание откроет внутреннее видение происходящего и даст возможность контролировать свои действия; живое воображение поможет раскрыть наш творческий потенциал и достичь высоко уровня развития. Живая любовь зажжёт свет добра и счастья и позволит успешно интегрировать другие профессиональные качества» Субъект преобразует то* чего ещё нет* но уже есть -«пространство» созидания. Становление профессионализма субъекта образования обусловлено личным потенциалом, которое выражается в доминирующей потребности совершенствования, отношении к собственному развитию как нравственной проблеме и смыслу реализации своей индивидуальности. Творческая личность стремится к вершине своего развития (к акме), раскрывая свой потенциал, и побуждает к познавательной активности ([2], с.52). Акмеология — это расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Это высший уровень продуктивной деятельности человека, вершина профессионализма; это способность к самосовершенствованию средствами самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции человеком собственной деятельности ([3], с, 60). К значимым качествам личности учителя как субъекта профессионального развития можно отнести: 1. «Свойства личности»: ответственность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, благородство, доброта, принципиальность, правдивость, трудолюбие, аккуратность, стремление к творческой деятельности, обаяние. 2. «Интеллектуальная сфера»: любознательность, сообразительность, эрудированность, логическое мышление развитая речь, 3. «Эмоционально-волевые свойства»: целеустремлённость, выдержка, самообладание, настойчивость, организованность, требовательность к себе я ученикам жизнерадостность. 4. «Социально-психологические свойства»: общительность, обязательность, вежливость, деловитость, тактичность, справедливость, доброжелательность. 5. «Особенности самосознания личности»: самокритичность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства художественный вкус, чувство юмора, фантазия, выдумка, наблюдательность. Смысл саморазвития субъекта образования состоит в достижении высшего уровня творческой педагогической деятельности. Такой учитель направленно развивает ученика и сам открыт новому опыту, обучая знаниям других, учишься сам.
Литература 1. A.P. Борисевич «Ступени мастерства» - MH., «Красико-Принт» 2008 г. 2. С. В. Белохвостова «К проблеме личности в образование» - Образование и воспитание №12 2004 г, 3. Т. М. Мажикеев «Пирамида космоса саморазвития личности» -Проблемы воспитания №1, 2007 г.
Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с. |