Е.А.Харитонова
Недооценка личностных качеств логопеда отрицательно сказывается на результатах его труда. К задачам профессиональной деятельности логопеда относят такие: • организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи; • проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса с детьми с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;
• планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания; • консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов детей с отклонениями в речевом развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; • осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике отклонений в психофизическом развитии, речевых нарушений у детей и взрослых; предупреждение социальной дезадаптации лиц с нарушениями речи; • осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями речи; • взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи, организация и осуществление управленческой деятельности учебного заведения; • использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования. Признаками профессионализма логопеда является: Ø понимание предназначения профессии, ее социальной значимости; Ø овладение компонентами педагогической техники и мастерством; Ø адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность; Ø осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности; Ø устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания»; Ø отнесение себя к профессиональной общности. Для профессионального общения логопеда должны быть характерны следующие качества: v овладение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики, коммуникативной культурой; v чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность; v умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям; v коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации); v высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому); v высокий уровень развития логопедического творческого мышления; v хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти; v хороший слух (физический и фонематический); v готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления; v умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность; v чувство юмора; v чувство интуиции; v бескорыстность; К качествам препятствующим эффективности профессиональной деятельности логопеда относят: § дефекты речи, слуха; § необщительности; § отсутствие склонности к работе с детьми; § эмоциональная неуравновешенность; § агрессивность; § ригидность мышления. Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества: ü интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение; ü адекватная самооценка; ü гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству; ü принятие себя как профессионала, стремление к мастерству; ü непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость; ü преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой. Таким образом, среди качеств личности логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, коммуникабельность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и другое.
Список литературы 1. Встовская С.В. Моя педагогическая философия // Логопед. – 2006. – № 5. – С. 109 – 110. 2. Голубева И.В. Профессия – учитель-логопед // Логопед. – 2006. – № 3. – С. 122 – 123. 3. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура в структуре профессионализма учителя-логопеда // Практическая психология и логопедия. – 2004. – № 3 (10). – С. 70 – 74. 4. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителялогопеда: Учебное пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. 5. Коммуникативная культура учителя: Программа изучения / Под ред. В.А. Сластенина, Н.Е. Мажара. – М.: Прометей, 1993. 6. Настольная книга преподавателя / Авт-.сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Соврем. слово, 2005. – 544с. – С. 314 – 319 (8.1. Характеристика личностных качеств педагога влияющих на эффективность педагогической деятельности). 7. Образовательный стандарт Республики Беларусь для специальности – 1 – 03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2008. – С. 8. 8. Романова Е.В. 99популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с. – С. 110 – 113 (Профессиограмма «Дефектолог»). 9. Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектолог. – 2001.- № 2. – С. 37 – 43. 10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: КогитоЦентр, 1996.
Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.
|