На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Личность логопеда как субъекта профессионального развития
Личность логопеда как субъекта профессионального развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.А.Харитонова

Недооценка личностных качеств логопеда отрицательно сказывается на результатах его труда.
К задачам профессиональной деятельности логопеда относят такие:
• организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
• проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса с детьми с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;

• планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания;
• консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов детей с отклонениями в речевом развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
• осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике отклонений в психофизическом развитии, речевых нарушений у детей и взрослых; предупреждение социальной дезадаптации лиц с нарушениями речи;
• осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями речи;
• взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи, организация и осуществление управленческой деятельности учебного заведения;
• использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Признаками профессионализма логопеда является:
Ø понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
Ø овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
Ø адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
Ø осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
Ø устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания»;
Ø отнесение себя к профессиональной общности.
Для профессионального общения логопеда должны быть характерны следующие качества:
v овладение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики, коммуникативной культурой;
v чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
v умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
v коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
v высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
v высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
v хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
v хороший слух (физический и фонематический);
v готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
v умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность;
v чувство юмора;
v чувство интуиции;
v бескорыстность;
К качествам препятствующим эффективности профессиональной деятельности логопеда относят:
§ дефекты речи, слуха;
§ необщительности;
§ отсутствие склонности к работе с детьми;
§ эмоциональная неуравновешенность;
§ агрессивность;
§ ригидность мышления.
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
ü интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
ü адекватная самооценка;
ü гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
ü принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
ü непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
ü преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
Таким образом, среди качеств личности логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, коммуникабельность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и другое.

Список литературы
1. Встовская С.В. Моя педагогическая философия // Логопед. – 2006. – № 5. – С. 109 – 110.
2. Голубева И.В. Профессия – учитель-логопед // Логопед. – 2006. – № 3. – С. 122 – 123.
3. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура в структуре профессионализма учителя-логопеда // Практическая психология и логопедия. – 2004. – № 3 (10). – С. 70 – 74.
4. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителялогопеда: Учебное пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.
5. Коммуникативная культура учителя: Программа изучения / Под ред. В.А. Сластенина, Н.Е. Мажара. – М.: Прометей, 1993.
6. Настольная книга преподавателя / Авт-.сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Соврем. слово, 2005. – 544с. – С. 314 – 319 (8.1. Характеристика личностных качеств педагога влияющих на эффективность педагогической деятельности).
7. Образовательный стандарт Республики Беларусь для специальности – 1 – 03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2008. – С. 8.
8. Романова Е.В. 99популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с. – С. 110 – 113 (Профессиограмма «Дефектолог»).
9. Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектолог. – 2001.- № 2. – С. 37 – 43.
10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: КогитоЦентр, 1996.

Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.