На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические аспекты нравственного развития школьников
Психологические аспекты нравственного развития школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.М.Медвецкая

В настоящее время проблемы психогигиены детей и подростков приобретают особую актуальность в связи c ростом рискованного и девиантного поведения и связанных с ними проявлений социально-психологической дезадаптации.
В связи с этим остро стоит вопрос о психогигиенической профилактике поведенческих нарушений. Однако для проведения конкретной психогигиенической работы в сфере воспитания и образования необходима оценка психогигиенического статуса ребенка или подростка, который является, по сути, духовно-нравственным статусом.

Изучение духовно-нравственного развития личности особенно важно в подростковом возрасте, так как аномалии процесса формирования психогигиенической защиты в этот период могут стать основой нарушения физического и психического здоровья взрослых. В связи с этим изучение духовно-нравственного развития подростков является особенно актуальным.
Цель настоящего исследования – изучить духовно-нравственное развитие подростков на основе показателя нравственного развития.
В исследование были включены дети 12-13 лет 7-го класса общеобразовательной школы с углубленным изучением математики и английского языка. Из них 58% мальчики и 42% девочки.
Набор материала проведен путем выборочного несплошного однократного социалъно-гигиенического исследования.
Духовно-нравственное развитие личности оценивали посредством изучения понятийно-ценностной системы, которую оценивали в рамках специально разработанного опросника по оценке психогигиенического статуса. Оценка духовно-нравственного развития личности проводилась по показателю Нравственного Развития (HP), который представляет собой среднее арифметическое оценок значимости для индивида 20 основных нравственных понятий. В рамках данного метода оценки показатель HP изменяется в диапазоне от 10 % до 100 %. Для оценки уровня HP предлагается использовать следующую шкалу: 10 - 30 % – очень низкий, 31-50 % – низкий, 51 - 70 % – средний. 71 - 90 % высокий, 91-100 % –очень высокий уровень HP
Эмоциональные состояния и особенности общения изучали в рамках разработанного автором опросника по оценке психогигиенического статуса
Сравнительный анализ средних значений индексов проводился с помощью 1-критерия Стьюдента.
Средние значения показателя HP составили у мальчиков 68 % и у девочек 78 % балла, что является высоким уровнем HP. Следует отметить, что доля лиц с более высоким показателем HP выше среди девочек – 57,5 %, среди мальчиков этот показатель составляет 46,7 % (р < 0,5).
При анализе результатов была выявлены следующие закономерности.
1. Высокий (относительно средневыборочного) уровень духовно-нравственного развития (> 80 %) сопровождается положительными эмоциональными состояниями, такими как радость, воодушевление, интерес, оптимизм и др. (р < 0,001); относительно низкий уровень духовно-нравственного развития (< 80 %) часто сопряжен с отрицательными эмоциональными состояниями, такими, как уныние, сомнение, чувство скованности и т.п. (р < 0,001).
2. Относительно высокий уровень нравственного развития (выше средневыборочного значения) сопровождается более интенсивным общением в целом у подростков до 12 лет (р < 0,001).
3. Относительно высокий уровень нравственного развития среди подростков обоего пола во всех возрастных группах сопровождается более позитивным отношением к обоим родителям (р < 0,001); причем подростки обоего пола до 12 лет и девочки после 12 лет в среднем независимо от показателя HP более позитивно относятся к матери, нежели к отцу (р < 0,01).

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.