Взаимосвязь семьи и образовательного учреждения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Л. П. Сухова Средняя общеобразовательная школа № 56, г. Астрахань, Россия

Summary. The individual personality of the child initially forms a family. There is quite a dangerous tendency to disengagement of a large number of parents from the problems of moral and personal development. Work with parents - mortgage business co-operation aimed at creating conditions for successful development of children.
Key words: parents; personal development; personality; children.

Индивидуально-личностные качества ребенка изначально формирует семья. Природой человека заложено то, что любой родитель стремится создать самые комфортные условия для здорового роста и успешного развития собственного ребенка.

Однако в наше непростое с точки зрения экономической нестабильности время, когда большая часть населения социально дезориентирована, проблемы выживания сказываются на воспитании детей негативно в семьях с невысоким достатком. Возникает довольно опасная тенденция самоустранения большого числа родителей от проблем нравственно-личностного развития ребенка. Особенно остро эта проблема стоит перед начальной школой.
Есть множество родителей, понимающих не до конца, какую реальную пользу способны принести встречи с педагогическим коллективом того учебного заведения, где растет и развивается его ребенок, и занимающих позицию стороннего наблюдателя. Однако никому и никогда не приносило успеха отчуждение семьи от школы.
Как же избежать подобных негативных явлений? Первоочередной задачей педагогического коллектива должно стать проведение диагностики семейного воспитания, целью которой является определение педагогического потенциала воспитания в семье, а также и возможности корректировки недостатков и пробелов в воспитании.
Повышенного внимания со стороны педагогов требуют так называемые неблагополучные семьи - то есть те, в которых родители не могут полноценно участвовать в воспитании ребенка. Это семьи, где родители часто вынуждены бывать в производственных командировках либо проживают в других регионах, семьи родителей-инвалидов и пенсионеров.
Организация работы с родителями - залог делового сотрудничества, направленного на создания условий успешного развития детей. Это делает процесс обучения более открытым и способствует приобретению положительного имиджа педагогического коллектива школы.
Только там, где наличествует единство требований, предъявляемых к каждому конкретному ребенку родителями и педагогами, в частности классным руководителем начальных классов, возможен полный успех как в образовательном, так и в воспитательном процессе.
Единство подобных требований заключается в согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые. И родителям, и учителям общими усилиями нужно создать для ребенка такие условия, в которых он мог бы полноценно формироваться и развиваться.
В настоящее время семья зачастую оказывается один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда способна в одиночку справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, это школа, ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что подобная деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы образовательного учреждения и направлена на осуществление общей цели: развития личности учащегося.
В последние годы в образовательных учреждениях, в том числе и в начальной школе, усилиями членов педагогического сообщества активно решается вопрос о том, что и как нужно сделать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в каждом конкретном образовательном учреждении для объединения усилий участников образовательного процесса, каковыми являются семья и школа (их синтез), в интересах личности ребенка. Именно жизненное самоопределение детей является главным предметом педагогической деятельности.
Само по себе образование не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Но практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных проблем семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что длительное сотрудничество семьи и образовательного учреждения способно воспитать цельную, гармоничную личность. Только в синтезе интересов, в непрекращающемся общении родителей и педагога начальных классов сложатся предпосылки, направленные в первую очередь на то, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, а главное, любимым и желанным членом социума, которым для него на важном жизненном этапе является начальная школа.

Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
2. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М., 1994.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.