На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Временная перспектива как фактор самоопределения в подростковом возрасте
Временная перспектива как фактор самоопределения в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кузнецова О. В. кандидат психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета; г. Москва, Россия
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Стратегии личности неразрывно связаны с особенностями восприятия психологического времени. Жизненный путь человека во многом зависит от временной установки субъекта, его временной ориентации, отношения к прошлому, настоящему и будущему. В современной психологической науке к проблеме временной перспективы обращались Л. Фрэнк, К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.И. Головаха.
По мнению бельгийского психолога Ж. Нюттена, способность человека ставить и осуществлять отдалённые по времени цели представляет собой важнейшую характеристику личности. Особое значение он придавал перспективе будущего, составляющей планы, задачи и намерения личности.

Перспектива будущего связана с мотивацией, кроме того, именно будущее представляет собой «пространство мотивации», в котором выстраивается поведение и происходит развитие человека. Ж. Нюттен разделял временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд (или отношение ко времени). Временная перспектива включает в себя такие аспекты как протяжённость, насыщенность, структура и реалистичность; временная ориентация характеризует преобладающую направленность внешней и внутренней активности субъекта на прошлое, настоящее и будущее [4].
Ф. Зимбардо (P.G. Zimbardo) пишет о сбалансированной временной
перспективе - психологическом конструкте, связанном с гибким
переключением между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем, в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов, личностных и социальных оценок [3].
Э. Эриксон связывал многие проблемы подросткового возраста с трудностями построения временной перспективы будущего [8].
С точки зрения Ж. Пиаже, на стадии пропозициональных (формальных) операций у подростка формируется способность мыслить гипотезами, что создаёт возможность построения жизненного плана [5].
Л.И. Божович полагала, что переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится главной направленностью личности, а проблемы профессионального выбора, построения жизненного пути превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого организуется деятельность старшеклассника [1].
И. В. Дубровина считает, что временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим. Она формируется на протяжении всего детства, и, главным образом, стихийно. Для подростков важным является не только осознание прошлого, настоящего и будущего в их единстве и целостности, но и умение переосмысливать уже сложившуюся временную перспективу и создавать новую модель будущего [6].
Ряд исследователей (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров, А.И. Фёдоров) пришли к выводу, что у людей с аддиктивным поведением часто наблюдается разрыв временной перспективы, нарушение или отсутствие образа будущего [7].
О связи временной перспективы и мотивации достижения упоминает Е.И. Головаха. Им был проанализирован феномен «временной некомпетентности», возникающий «при несогласованности перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с прошлым и настоящим» [2, с. 263].
Сталкиваясь с необходимостью осуществления первого
профессионального выбора, подростки довольно часто испытывают различные трудности. Старшеклассники не всегда могут объединить, интегрировать новые знания о себе и выстроить профессиональную перспективу. Временная компетентность подростка (т.е. способность ориентироваться во времени, осознавать единство своего прошлого, настоящего и будущего; активность в настоящем и осознанное планирование своего будущего) может стать центром профессионального выбора.
В качестве одного из возможных инструментов развития временной компетентности подростков может быть использована притча. Знакомясь с
притчей, разгадывая скрытые в ней смыслы, подростки испытывают радость познания, становятся причастными к мудрости человечества. Заметим, что в
качестве главного действующего лица многих притч выступает архетипическая фигура Мудреца. В притче создаётся синтетический, целостный образ; проблема
воспринимается многопланово, тем самым, раскрывая перед подростками всё многообразие возможных решений и предоставляя простор для
самостоятельного выбора. Косвенное выражение идеи оказывает более сильное воздействие, не вызывая отрицания и противодействия, что особенно важно для подростков.
Включение притчи в работу практического психолога в некоторой степени позволяет выявить и неосознанные убеждения и установки, которые могут проявиться только при использовании проективных методов. Эссе по мотивам притчи – это диалог, в котором может быть раскрывается целый комплекс проблем, связанных с личностными особенностями подростка, а также выявляются ресурсы для дальнейшей работы.
В процессе работы с притчей у подростков возникает образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим. Работа с притчей позволяет учащимся осознать свою жизнь в целостности, принять своё прошлое, без страха смотреть в будущее, активно действовать в настоящем.
После прочтения текста притчи о трёх мудрецах, ведущих спор о важности прошлого, настоящего и будущего в жизни человека, учащимся было предложено присоединиться к этому спору: «Возможно, спор мудрецов продолжается и сейчас. Прислушайтесь к их голосам. Чьё мнение Вам ближе? С кем из них Вы бы хотели поспорить? Поразмышляйте на эту тему». Все это предлагалось сделать письменно, в виде небольшого эссе. В основной серии эксперимента приняли участие восьмиклассники различных образовательных учреждений г. Москвы.
Перейдём к описанию результатов, полученных в ходе исследования особенностей построения временной перспективы в подростковом возрасте. В процессе анализа эссе восьмиклассников было выделено два критерия.
Критерий № 1. Восприятие времени в единстве прошлого, настоящего и будущего (целостность, единство временной перспективы). Контент-анализ показал, что 66% восьмиклассников ощущают время в целостности и единстве. Они считают, что жизнь - это и прошлое, и настоящее, и будущее; в сочинениях этих подростков присутствуют все три временных отрезка. При этом 34% учащихся не воспринимают психологическое время личности в единстве трёх составляющих. Например, представители этой группы могут считать, что время – это только настоящее и будущее, прошлое для них не существует.
Критерий № 2. Фиксация на одном из трёх временных отрезков или отсутствие фиксации. В процессе анализа эссе подростков по данному критерию было выделено пять типов восприятия психологического времени личности: 1- отсутствие фиксации на одном временном отрезке; 2 - фиксация на прошлом; 3- фиксация на настоящем; 4- фиксация на будущем; 5- слитое настоящее и будущее, т.е. восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка (рис. 1).

40% 30% 20% 10% 0%
12345
Рис.1. Временная ориентация подростков
Представим данные типы временной ориентации подростков более подробно.
Группа № 1. Отсутствие фиксации на одном временном отрезке.
Подростки, представляющие эту группу, не выделяют какой-либо временной отрезок (прошлое, настоящее или будущее). Как правило, в их высказываниях упоминается о всех трёх временных интервалах, присутствует фраза о важности каждого из них.
Некоторые подростки определяют границы прошлого, настоящего и будущего достаточно чётко, но часть испытуемых затрудняется в этом.
«Я считаю, что время – это очень растяжимое понятие. Очень сложно понять, что важнее: прошлое, настоящее или будущее. …Очень сложно определить рамки этих времён».
Группа № 2. Фиксация на прошлом.

Как правило, представителей второй группы отличает нежелание взрослеть, инфантилизм, страх перед будущим. Также причиной фиксации на прошлом может быть и психологическая травма. При работе с этими подростками для выявления скрытых причин такого явления необходима более подробная диагностика. Важно понять, что так сильно держит подростка в прошлом, не давая ему посмотреть в будущее.
Группа № 3. Фиксация на настоящем. Подростки, входящие в данную группу, выделяют настоящее как наиболее важный промежуток времени. Как правило, при этом вся жизненная траектория воспринимается в единстве прошлого, настоящего и будущего, но, иногда, функция планирования, связанная с будущим, у таких учащихся проявляется недостаточно.
«Прошлое существует в человеке в воспоминаниях, будущее – в планах, мечтах и задумках… Человек может изменять свою жизнь, творить и жить вообще только в настоящем».
Небольшая часть школьников, представляющих эту группу,
воспринимают жизнь в настоящем, но о будущем задумываться не хотят.
«Главное в нашей жизни – настоящее, а о будущем лучше вообще не думать…».
Эти подростки часто испытывают серьёзные проблемы при построении жизненного плана.
Группа № 4. Фиксация на будущем.
Представители четвёртой группы в большей степени ориентированы на будущее.
«По моему мнению, самое главное – это будущее время. Человек может размышлять о будущем. Думать о своих мечтах, догадываться, что с ним случится завтра, думать о своей будущей жизни. Ни настоящее, ни прошлое не могут дать человеку таких размышлений, как будущее. Человек всегда думает о будущем, как о том, где будет всё, что он хочет. Будущее бесконечно, человек может придумывать его на свою жизнь или на миллионы лет. Человек может менять будущее, как ни одно другое время, как настоящее и прошлое. Важнее всего для меня – это моё будущее…»
Часть восьмиклассников данной группы при этом воспринимают время в единстве прошлого, настоящего и будущего.
«Лично для меня важны все эти периоды времени. Ведь и вправду, в настоящем человек является тем, чем он сделал себя в прошлом. А в будущем человек становится плодом своего настоящего. Иными словами, настоящее не может существовать без прошлого, а будущее – без настоящего. С самого начала жизни человек сам становится кузнецом своей жизни, своей судьбы. Вообще мы все живём ради будущего».
Часть учащихся пребывает в иллюзорном, нереалистичном будущем, не ощущая единства прошлого, настоящего и будущего.
Группа № 5. Слитое настоящее и будущее (т.е. восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка или «точечное» ощущение настоящего, настоящее как одно мгновение). Подростки этой группы
испытывают трудности при восприятии времени и выстраивании временной перспективы, настоящее и будущее для них слилось, они не могут разграничить
эти временные отрезки. Следовательно, нередко у них могут возникнуть незрелые представления о своем профессиональном будущем.
«Настоящее – это переходный момент к будущему».
Почти всегда тема размышлений о времени переплетается с рассуждениями о себе, о своей перспективе. Более детальный анализ эссе позволяет заметить, что даже среди подростков, устремленных в будущее, некоторые из них относятся к нему настороженно. При дальнейшей работе с этими учащимися был выявлен высокий уровень тревожности.
«Время очень коварно. В один прекрасный момент, когда вы уже почти достигли своей цели, всё может рухнуть, как карточный домик».
«Нельзя полагаться на свои мечты и на свои искренние желания. Они могут не сбыться и обратить в прах всё то, во что мы верим».
Контент-анализ эссе позволил выявить темы, интересующие подростков: 1) тема выбора, принятия решения; 2) тема учёбы; 3) тема профессии; 4) тема тревоги, страха, боязнь возможной неудачи; 5) тема достижений; 6) тема семьи, рода (в эссе встречается как тема продолжения рода, так и тема прошлого своей семьи, сохранения семейных традиций, знания истории своей семьи); 7) тема нравственности; 8) философские темы и понятия (мир, человечество, тема жизни и смерти); 9) тема толерантности (понимание того, что каждый имеет право на свою точку зрения); 10) тема судьбы.
Согласно результатам исследования, подростки, воспринимающие психологическое время в единстве всех трёх составляющих (прошлого, настоящего, будущего), а настоящее - во всей полноте («здесь и сейчас») и при этом устремлённые в будущее, способны построить более чёткий жизненный план, чем их сверстники, у которых отмечаются трудности восприятия психологического времени личности. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что адекватное восприятие психологического времени личности (временная компетентность) обуславливает относительно быстрое личностное и профессиональное самоопределение.
Восьмиклассники, обладающие временной компетентностью, способны более чётко определить индивидуальную профессиональную траекторию, построить профессиональную перспективу.
Дальнейшие исследования показали, что подростки с несформированной профессиональной перспективой показывают и несформированность временной перспективы. У этих учащихся отсутствует единство восприятия прошлого, настоящего и будущего. Можно предположить, что подростки, показавшие ориентацию на будущее, способны создать образ будущего, который «организует», интегрирует и делает осмысленным их профессиональный выбор.
Применение методов математической статистики подтвердило наше предположение о влиянии особенностей восприятия времени на построение профессиональной перспективы в подростковом возрасте. Была выявлена взаимосвязь сформированности профессиональной перспективы подростков и единства временной перспективы (,366 - коэффициент Кендалла, корреляция значима на уровне 0,01). Также была обнаружена корреляция сформированности профессиональной перспективы и фиксации на будущем (,482**- коэффициент Кендалла; р <0,01).

В ходе работы был выявлен спектр проблем, нуждающихся в более подробном изучении. Так, не достаточно широко исследованы аспекты формирования предрешённого, несамостоятельного выбора профессии; интерес представляет исследование специфики восприятия психологического времени личности и построения профессиональной перспективы подростками с акцентуациями характера и мн. др. Одна из важнейших задач психологической службы – создание особой среды, пространства, способствующего личностному и профессиональному самоопределению, осознанному построению профессиональной перспективы.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2001.
  3. Зимбардо Ф. Психология временной перспективы. – СПб: Факультет психологии СПбГУ, 2008.
  4. Нюттен Ж., Мотивация, действие и перспектива будущего / Под. ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  6. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  7. Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход / Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1996.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.