На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие памяти учащихся в личностно-ориентриованном образовании
Развитие памяти учащихся в личностно-ориентриованном образовании
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С. А. Меньшикова, С. В. Сидоров Шадринский государственный педагогический институт,
г. Шадринск, Россия
В учебно-познавательной деятельности память играет важную роль. В совокупности с другими психическими процессами она несёт ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности, то есть является основой любого познания и тем самым определяет возможность решения основных задач школьного обучения [1].
Подход к содержанию образования, сложившийся в отечественной педагогике советского периода, сегодня определяют как знаниево-ориентированный, при котором главной ценностью образовательного процесса выступают знания, заслоняя собой личность ученика.

В последние десятилетия в образовании всё более утверждается личностно-ориентированный подход [4]. Развитие этого подхода обусловлено тем, что сегодня перед школой стоит задача всестороннего развития и саморазвития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие детей. Однако, если в знаниево-ориентированном образовании развитие памяти является одной из ведущих задач, то в личностно-ориентированном образовании приоритетную роль занимает развитие и саморазвитие личности, а потому развитию памяти зачастую уделяется мало внимания.
В качестве основных типов памяти в психологии традиционно выделяются зрительная, слуховая и двигательная [3]. Чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных типов памяти наиболее или наименее развиты у школьника определённой возрастной группы. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество обучения, не перегружая школьника излишними физическими и умственными нагрузками.
Обучение с учётом преобладающего типа памяти включает два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, учебные задания должны соответствовать преобладающему у ребёнка типу, а с другой -способствовать развитию памяти, включая и те её типы, которые недостаточно развиты. Дети, отличающиеся преобладанием зрительной памяти, запоминают и воспроизводят заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность ученикам с двигательным типом памяти, у которых процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на совершение внешних моторных действий. К смешанному типу относятся люди, у которых не выявляется преобладающий тип памяти - они одинаково хорошо запоминают и на слух, и зрительно [2].
На уроке для учащихся с преобладанием зрительной памяти необходима наглядность: рисунки, схемы, диаграммы, тексты, репродукции художников, детские работы прошлых уроков, педагогический рисунок. Обязательно чтение материала, требующего запоминания. Для учащихся с преобладанием слухового типа памяти обязательно чтение материала вслух, включение аудиозаписей, музыкальных произведений. А высокий уровень развития моторной и слухо-моторной памяти требует конспектирования, выполнения зарисовки вслед за учителем, закрепления слов и зрительных образов в жестах, движениях.
Учёт преобладающего типа памяти в организации учебного процесса не исчерпывает все аспекты личностно-ориентированного подхода к развитию памяти учащихся. Важно воспитать у школьника установку на запоминание и длительное сохранение в памяти учебного материала, что связано с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данный момент материалу, но и по тому материалу, который изучался раньше.
Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами найдут их. И, наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это даёт ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой - целеустремлённо работать по усовершенствованию слабых сторон памяти учащихся.
Активизируя память, необходимо воспитывать у школьников волевые качества, интерес к предмету, навыки активного усвоения учебного материала, умение искать и находить существенные и разнообразные связи между известным уже и новым материалом.
Таким образом, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности школьников необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При организации усвоения учебного материала следует по возможности адресовать его различным анализаторам, поскольку это способствует лучшему закреплению.

Библиографический список
1. Крутецкий В. А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
2. Лебедева Е. А. Влияние памяти на учебную деятельность. Психологическое исследование [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/articles/505745/ (дата обращения 30.03.2011).
3. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. вузов: в 3 кн. Кн. 1. Общ. основы
психол. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
4. Педагогический словарь: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. И. Каирова и др. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 767 с.

Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.