На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Саморегуляция эмоциональных состояний как фактор поддержки организационных изменений
Саморегуляция эмоциональных состояний как фактор поддержки организационных изменений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Саттарова А.Е.
CАМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
На современном этапе социально-экономического развития главным свойством организации является возможность постоянно приспосабливаться к динамичной окружающей среде, быстро осваивать и применять современные знания и технологии, культурные новшества, новые формы работы с персоналом и информацией. Вследствие этого одними из основных признаков эффективной организации должны быть гибкость и адаптивность.
Основной трудностью при внедрении инноваций является не столько освоение новых ролевых требований и ожиданий, сколько принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы и условия деятельности полезны, безопасны и значимы для достижения целей в данной ситуации.

Недостатки в восприятии организационных изменений сотрудниками приводит к ухудшению социально-психологического климата, возникновению психологических проблем, конфликтов, барьеров в общении. В итоге работник начинает воспринимать организацию как нечто, угрожающее его психологическому комфорту, вызывающее в основном негативные эмоции (Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002. 560 с.)
Внедрение нововведений, преодоление сопротивления часто сопровождается усилением стрессовых состояний индивида, приводит к групповому стрессу, когда организация попадает в полосу затяжного кризиса и становится неэффективной по многим параметрам (ЛатфуллинГ.Р., ГромоваО.Н. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2007. 432 с.).
В настоящее время для управления стрессом и создания комфортного психологического климата в организации применяются тренинги и психотерапевтические курсы, включающие обучение различным методикам саморегуляции состояний. Эмоциональная регуляция может быть связана как с внешним воздействием (звук, цвет, другой человек, картинка), так и с саморегуляцией. В частности, используются следующие способы саморегуляции эмоциональных состояний: аутогенная тренировка И. Шульца и ее разные модификации, прогрессивная релаксация Э. Дже-кобсона, психорегулирующая тренировка А.В. Алексеева; медитация; десенсибилизация Ф. Шапиро; дыхательные упражнения по В.Л. Марищуку, Р. Деметеру, О.А. Черниковой, Г.Д. Горбунову, Л. Персивалю; «защитные механизмы» по З. Фрейду; тренинг самоинструкций Мейхенбаума; изменение направленности сознания; актуализация эмоциональной памяти (Писаренко); визуализация. (ИльинЕ.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. 412 с.)
К. Изард выделяет три основных вида регуляций эмоций: 1)по-средством другой эмоции (сознательная активация другой эмоции); 2) когнитивная регуляция (переключение сознания на положительно эмоционально окрашенные события и деятельность, используя внимание и мышление); 3)моторная регуляция (использование физической активности для разрядки сильного эмоционального напряжения) (ИзардК.Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009).
Наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением в рамках когнитивного подхода к регуляции эмоциональных состояний является использование феномена внимания. Это объясняется его глубинным характером и опорой на возможность ресурсного перераспределения информационных потоков. В работах, связанных с эмоциональной регуляцией практически нет попыток целевого использования феномена внимания. В связи с этим предлагается методика саморегуляции эмоциональных состояний по маркерам поведенческих изменений. В основу маркерной методики легли результаты исследований в психологии эмоций К. Изарда и модель экспериментального формирования внимания П.Я. Гальперина. В предлагаемой нами методике управление вниманием является основным процессом и направлено на осознание состояния субъектом.

В исследованиях П.Я. Гальперина доказано, что для формирования навыков самоконтроля необходимо формирование внимания как функции контроля. Когда контроль становится автоматическим, он превращается во внимание к объекту самоконтроля, благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью «предваряющего образца». (1 ГальперинП.Я.,КабыльницкаяС.Л.Экспериментальное формирование внимания. Изд. Московского унив., 1974.) Наличие «предваряющего образа» актуализирует в субъекте процессы самоконтроля и саморегуляции состояния. Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Эмоциональное напряжение начинает убывать, если внимание субъекта переключается с эмоциогенных обстоятельств, на собственные ощущения и изменения в поведении – маркеры состояния. Маркеры эмоционального состояния – это субъективная локализация более или менее осознаваемых признаков проявления психического состояния.
Н.Д. Левитов считает, что психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом ( Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.).
Проведенные нами исследования по маркерной методике показали: чем продолжительней процесс контроля, а именно фокусировка внимания на маркерах наблюдаемого состояния, тем ниже эмоциональное напряжение. Проявление эмоции осознанно снижается до «точки тишины», находясь в которой субъект пребывает в состоянии осознанности, что делает возможным понимание причины состояния, сознательного выбора и активного участия в происходящем вокруг.
Саморегуляция психического состояния, по-видимому, происходит осознанно, потому что каждое контролируемое действие сопровождается осознанием. Осознанность – это умышленное совершенствование сознания.
Маркерная методика апробирована на двух группах испытуемых по 12 человек в возрасте от 20 до 45 лет, разного социального статуса и уровня образования, из них 7 – сотрудники одной организации, 2 руководителя. Методы исследования: опрос, включенное наблюдение, групповая беседа, дневники самонаблюдения. Формат проводимой эмпирической работы с группой: пятидневный обучающий модуль, состоящий из теоретической и практической частей.
При сравнительном анализе, проведенном в начале и конце обучения, количество контролируемых маркеров различных состояний уменьшилось, что указывает на решение задачи управления, так как снизилось количество центров, нуждающихся в контроле. С помощью контент-анализа письменного опроса, проведенного в группах, получены следующие результаты (табл.2):

Таблица 2

Приобретенные навыки

Кол-во, чел.

1.

Отслеживают свои состояния и определяют их маркеры

24

2.

Осознают возможность управления эмоцией, а не ее подавление

20

3.

Регулируют силу проявления эмоций

16

4.

Входят в состояние «точка тишины»

12

5.

Развили навыки саморефлексии

12

6.

Отмечают снижение уровня конфликтности при общении

12

7.

Применяют навыки саморегуляции в деловой коммуникации

10

8.

Развили навыки эмпатийного слушания

8

9.

Проявили желание дальнейшей работы над собой

8

10.

Отслеживают первые признаки возникновения деструктивного эмоционального состояния и не входят в это состояние

5

11.

Применяют технику саморегуляции для управления в организации

2

 

Результаты исследования показали, что владение данной методикой позволяет субъекту контролировать свое состояние и, в перспективе управлять коммуникативным процессом. Поэтому данную методику можно рассматривать как одно из средств управления в организационной психологии. В дальнейшем можно говорить о создании технологии по подготовке персонала к организационным изменениям.
Научный руководитель: к. псх. н., доцент Пантелеев А.Ф.

Источник: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ЭКСПЕРИМЕНТ
Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии)
24 декабря 2011 года

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.