Саттарова А.Е. CАМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ На современном этапе социально-экономического развития главным свойством организации является возможность постоянно приспосабливаться к динамичной окружающей среде, быстро осваивать и применять современные знания и технологии, культурные новшества, новые формы работы с персоналом и информацией. Вследствие этого одними из основных признаков эффективной организации должны быть гибкость и адаптивность. Основной трудностью при внедрении инноваций является не столько освоение новых ролевых требований и ожиданий, сколько принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы и условия деятельности полезны, безопасны и значимы для достижения целей в данной ситуации.
Недостатки в восприятии организационных изменений сотрудниками приводит к ухудшению социально-психологического климата, возникновению психологических проблем, конфликтов, барьеров в общении. В итоге работник начинает воспринимать организацию как нечто, угрожающее его психологическому комфорту, вызывающее в основном негативные эмоции (Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002. 560 с.) Внедрение нововведений, преодоление сопротивления часто сопровождается усилением стрессовых состояний индивида, приводит к групповому стрессу, когда организация попадает в полосу затяжного кризиса и становится неэффективной по многим параметрам (ЛатфуллинГ.Р., ГромоваО.Н. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2007. 432 с.). В настоящее время для управления стрессом и создания комфортного психологического климата в организации применяются тренинги и психотерапевтические курсы, включающие обучение различным методикам саморегуляции состояний. Эмоциональная регуляция может быть связана как с внешним воздействием (звук, цвет, другой человек, картинка), так и с саморегуляцией. В частности, используются следующие способы саморегуляции эмоциональных состояний: аутогенная тренировка И. Шульца и ее разные модификации, прогрессивная релаксация Э. Дже-кобсона, психорегулирующая тренировка А.В. Алексеева; медитация; десенсибилизация Ф. Шапиро; дыхательные упражнения по В.Л. Марищуку, Р. Деметеру, О.А. Черниковой, Г.Д. Горбунову, Л. Персивалю; «защитные механизмы» по З. Фрейду; тренинг самоинструкций Мейхенбаума; изменение направленности сознания; актуализация эмоциональной памяти (Писаренко); визуализация. (ИльинЕ.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. 412 с.) К. Изард выделяет три основных вида регуляций эмоций: 1)по-средством другой эмоции (сознательная активация другой эмоции); 2) когнитивная регуляция (переключение сознания на положительно эмоционально окрашенные события и деятельность, используя внимание и мышление); 3)моторная регуляция (использование физической активности для разрядки сильного эмоционального напряжения) (ИзардК.Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009). Наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением в рамках когнитивного подхода к регуляции эмоциональных состояний является использование феномена внимания. Это объясняется его глубинным характером и опорой на возможность ресурсного перераспределения информационных потоков. В работах, связанных с эмоциональной регуляцией практически нет попыток целевого использования феномена внимания. В связи с этим предлагается методика саморегуляции эмоциональных состояний по маркерам поведенческих изменений. В основу маркерной методики легли результаты исследований в психологии эмоций К. Изарда и модель экспериментального формирования внимания П.Я. Гальперина. В предлагаемой нами методике управление вниманием является основным процессом и направлено на осознание состояния субъектом.
В исследованиях П.Я. Гальперина доказано, что для формирования навыков самоконтроля необходимо формирование внимания как функции контроля. Когда контроль становится автоматическим, он превращается во внимание к объекту самоконтроля, благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью «предваряющего образца». (1 ГальперинП.Я.,КабыльницкаяС.Л.Экспериментальное формирование внимания. Изд. Московского унив., 1974.) Наличие «предваряющего образа» актуализирует в субъекте процессы самоконтроля и саморегуляции состояния. Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Эмоциональное напряжение начинает убывать, если внимание субъекта переключается с эмоциогенных обстоятельств, на собственные ощущения и изменения в поведении – маркеры состояния. Маркеры эмоционального состояния – это субъективная локализация более или менее осознаваемых признаков проявления психического состояния. Н.Д. Левитов считает, что психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом ( Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.). Проведенные нами исследования по маркерной методике показали: чем продолжительней процесс контроля, а именно фокусировка внимания на маркерах наблюдаемого состояния, тем ниже эмоциональное напряжение. Проявление эмоции осознанно снижается до «точки тишины», находясь в которой субъект пребывает в состоянии осознанности, что делает возможным понимание причины состояния, сознательного выбора и активного участия в происходящем вокруг. Саморегуляция психического состояния, по-видимому, происходит осознанно, потому что каждое контролируемое действие сопровождается осознанием. Осознанность – это умышленное совершенствование сознания. Маркерная методика апробирована на двух группах испытуемых по 12 человек в возрасте от 20 до 45 лет, разного социального статуса и уровня образования, из них 7 – сотрудники одной организации, 2 руководителя. Методы исследования: опрос, включенное наблюдение, групповая беседа, дневники самонаблюдения. Формат проводимой эмпирической работы с группой: пятидневный обучающий модуль, состоящий из теоретической и практической частей. При сравнительном анализе, проведенном в начале и конце обучения, количество контролируемых маркеров различных состояний уменьшилось, что указывает на решение задачи управления, так как снизилось количество центров, нуждающихся в контроле. С помощью контент-анализа письменного опроса, проведенного в группах, получены следующие результаты (табл.2):
Таблица 2
№
|
Приобретенные навыки
|
Кол-во, чел.
|
1.
|
Отслеживают свои состояния и определяют их маркеры
|
24
|
2.
|
Осознают возможность управления эмоцией, а не ее подавление
|
20
|
3.
|
Регулируют силу проявления эмоций
|
16
|
4.
|
Входят в состояние «точка тишины»
|
12
|
5.
|
Развили навыки саморефлексии
|
12
|
6.
|
Отмечают снижение уровня конфликтности при общении
|
12
|
7.
|
Применяют навыки саморегуляции в деловой коммуникации
|
10
|
8.
|
Развили навыки эмпатийного слушания
|
8
|
9.
|
Проявили желание дальнейшей работы над собой
|
8
|
10.
|
Отслеживают первые признаки возникновения деструктивного эмоционального состояния и не входят в это состояние
|
5
|
11.
|
Применяют технику саморегуляции для управления в организации
|
2
|
Результаты исследования показали, что владение данной методикой позволяет субъекту контролировать свое состояние и, в перспективе управлять коммуникативным процессом. Поэтому данную методику можно рассматривать как одно из средств управления в организационной психологии. В дальнейшем можно говорить о создании технологии по подготовке персонала к организационным изменениям. Научный руководитель: к. псх. н., доцент Пантелеев А.Ф.
Источник: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ЭКСПЕРИМЕНТ Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года
|