Особенности общения заикающихся подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Волкова Г.А. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст является наиболее трудным, поскольку происходит физиологическая перестройка организма и изменения в психологической и эмоциональной сферах. Ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение, а главным мотивом — самоутверждение в значимой группе сверстников. По ряду причин общение может нарушаться, одной из них может быть заикание, возникающее в детском возрасте, когда еще не завершился процесс формирования личности. У подростков с затяжными формами заикания нарушена согласованность и синхронность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной), эмоциональной, интонационной, жестовой; способность самовыражения, передача и восприятие информации (Н.Н. Станишевская, 1984). Это ведет к отчуждению, ослаблению познания человека человеком.

Изменяется монологическое и диалогическое общение, и речь становится барьером, препятствующим интимно-личностному и функционально-ролевому общению. По словам М.Е. Хватцева (2002), заикающийся подросток одинок, начинает мучительно думать о своем недостатке. Переживания приводят к формированию чувства неполноценности, мнительности, агрессивности, раздражительности и других отрицательных черт. Для таких больных типична логофобия, которая чаще возникает в экстремальных ситуациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения (В.М. Шкловский, 1994). Е.Ю. Рау (1987) отмечает, что у заикающихся подростков имеются полюсные свойства в поведении: с одной стороны, неуверенность в себе, чувство малоценности, с другой — завышенная самооценка, излишняя самоуверенность. Было установлено, что чем интенсивнее эмоциональные реакции подростка на дефект, тем резче выражена судорожность. Формируется «порочный круг» или «порочная спираль» (В.Н. Мясищев, 1960). Неблагоприятный опыт прошлого формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых судорог, ожидание их в определенных ситуациях, что является для заикающихся характерным симптомом.
В эксперименте приняли участие подростки без заикания и заикающиеся в возрасте 12-15 лет. Использовались: методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В. Синявского и Б. Федоршина; «Оценка самоконтроля в общении М. Снайдера»; «Исследование межличностных отношений Рене Жиля»; «Лесенка» («Лестница») для изучения самооценки в сфере общения со сверстниками и понимания отношения сверстников к своему общению.
По состоянию коммуникативных и организаторских способностей выделено три группы заикающихся подростков: 1) подростки с высокой степенью развития этих качеств (25 %) — им свойственно стремление к общению, самостоятельному принятию решений. Они быстро находят друзей, не теряются в незнакомой обстановке, чувствуют себя свободно и раскованно в обществе малознакомых людей; 2) подростки со средней степенью развития коммуникативных способностей (30 %) — стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, но потенциал этих способностей неустойчив. Сталкиваясь с неудачами, непониманием, теряют веру в свои силы, замыкаются в себе. Общаются чаще с хорошо знакомыми людьми, зная, что не станут объектом насмешек и будут выслушаны до конца. Для этих подростков характерна избирательность в общении с окружающими людьми; 3) подростки с низкой степенью развития коммуникативных и организаторских способностей (45 %) — предпочитают проводить время наедине с собой, книгой, телевизором. Они не стремятся к общению с другими людьми, испытывают трудности в установлении контактов, не отстаивают свое мнение и тяжело переживают обиды. Особенности самоконтроля в процессе общения заикающихся подростков позволили выделить три группы: 1) подростки с высоким уровнем самоконтроля (35 %) — легко чувствуют себя в любой роли, гибко реагируют на изменение ситуации, способны предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих; 2) подростки со средним уровнем самоконтроля в общении (60 %) — искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, мобильны в общении с различными людьми, но в ситуациях, когда присутствует сильный эмоциональный компонент или когда ситуация является для подростка значимой, они теряют способность к самоконтролю; 3) подростки с низким уровнем самоконтроля 5 %) — с неустойчивым поведением, не считают нужным изменять поведение в связи с изменяющейся ситуацией, прямолинейны.
Анализ межличностных отношений показал, что 25 % заикающихся подростков имеют сильную привязанность к матери, что подтверждается большим количеством выборов (15-17) по шкале «отношение к матери». Они отмечают, что мать — единственный человек, которому они доверяют и который дослушивает их речь до конца, не перебивая. Эти подростки не выбирали отца, объясняя тем, что отец нетерпелив к их речи, бывает раздражен, слушая их. Малое количество выборов было сделано по шкале «отношение к другу или подруге», в беседе подростки заметили, что у них нет настоящих друзей, и в школе они общаются лишь с немногими одноклассниками. 10 % подростков сделали большое количество выборов по шкале «отношение к учителю или авторитетному лицу», объясняя тем, что учитель относится к ним так же, как и к другим и не считает их особенными. Эти подростки часто выбирали младших братьев или сестер, чувствуя себя с ними более уверенно. 65 % подростков крайне редко выбирали мать (5-0 выборов), аргументируя это непониманием матерью их запросов, ограничением ею их самостоятельности. Частыми являются конфликты с матерью, которая пытается их опекать, считает «маленькими». У 50 % подростков низкая общительность, доминантность и любознательность. Объяснением выборов подростков чаще является фраза: «Он (она) слушает меня до конца и не перебивает». Таким образом, заикающиеся подростки в общении с людьми ориентируются прежде всего на их отношение к дефекту речи.
Самооценка у заикающихся подростков различна. 45 % человек поставили себя на пятую или четвертую ступени, считая себя довольно общительными, способными устанавливать контакт с людьми. Однако низкие результаты, полученные по другим методикам, позволяют утверждать, что у этих подростков завышенная самооценка. Они предполагают, что и сверстники поставили бы их на пятую или четвертую ступени лестницы, отмечая их общительность. Остальные 55 % подростков с заиканием считают, что сверстники поставили бы их на более низкие ступени лестницы, чем они сами ставят себя. Причиной, по их мнению, является заикание.

Таким образом, по основному критерию — развитию коммуникативных способностей — заикающиеся подростки значительно различаются. Только 25 % подростков с тоноклонической и клонотонической формами заикания средней и легкой степени выраженности обладают достаточно высоким уровнем сформированности коммуникативных способностей, испытывают потребность в общении с людьми, легко устанавливают контакты, не ограничивают круг своих знакомств. Для них характерна непринужденность в поведении в новой обстановке. Они имеют высокий или средний уровень организаторских способностей, склонны к проявлению инициативы в общественной деятельности, в группе чаще являются лидерами и стремятся подчинить себе сверстников. Отличаются высоким или средним уровнем самоконтроля в общении. Легко чувствуют себя в любой роли, гибко реагируют на изменение ситуации и в общении с разными людьми ведут себя по-разному. Могут предвидеть то впечатление, которое они производят на окружающих. Самооценка отличается устойчивостью. Стремление к уединению, закрытости и отгороженности находятся на низком уровне, общительность, доминантность и любознательность — на высоком, реже — на среднем. В сфере межличностных отношений предпочтение отдавали родителям (чаще матери) или друзьям.
Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.