На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Исследование тревожности и стрессустойчивости у студентов в период адаптации
Исследование тревожности и стрессустойчивости у студентов в период адаптации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. Задорожная, А. Чусовитина, Л.А. Новикова (Зейское муниципальное медицинское училище, г. Благовещенск)
Аннотация и ключевые слова
Данная работа является описанием психологического исследования стрессоустойчивости и уровня тревожности у студентов Зейского муниципального медицинского училища за период 2000 - 2003 годов, проведенное членами кружка «Азы психологии» под руководством преподавателя психологии ЗММУ Л. А. Новиковой.
Цель исследования: изучение уровня тревожности и стрессоустойчивости у студентов медицинского училища.
Актуальность данной темы определяется тем фактом, что на личность в настоящее время оказывает очень сильное воздействие нестабильность окружающей жизни - отсутствие четко выраженной государственной идеи, постоянный рост цен, неустойчивое положение экономики по большому счету и множество личных проблем, забот и тревог в обычной жизни.

Действие этих факторов накладывается на индивидуально - психические качества личности и с течением времени приводит к формированию устойчивого эмоционального состояния - тревожности. Факторы, способствующие повышению тревожности, усугубляются в школе (негативные или безличные оценки учителей, излишняя требовательность, учебная нагрузка, отсутствие положительных стимулов в учебе) и в конечном итоге приводят к тому, что у подростков и молодых людей развивается повышенная или высокая тревожность. В этом возрасте они определяются с будущей профессией, сдают выпускные экзамены, поступают учиться в учебные заведения. Такие эмоциональные перегрузки отрицательно сказываются на организме и, приходя учиться в учебные заведения, вчерашние абитуриенты в большинстве своем имеют повышенный уровень тревожности, что затрудняет адаптацию к условиям обучения в учебных заведениях.
Текст доклада
Актуальность данной темы определяется тем фактом, что на личность в настоящее время оказывает очень сильное воздействие нестабильность окружающей жизни - отсутствие четко выраженной государственной идеи, постоянный рост цен, неустойчивое положение экономики по большому счету и множество личных проблем, забот и тревог в обычной жизни. Действие этих факторов накладывается на индивидуально - психические качества личности и с течением времени приводит к формированию устойчивого эмоционального состояния - тревожности. Факторы, способствующие повышению тревожности, усугубляются в школе (негативные или безличные оценки учителей, излишняя требовательность, учебная нагрузка, отсутствие положительных стимулов в учебе) и в конечном итоге приводят к тому, что у подростков и молодых людей развивается повышенная или высокая тревожность. Актуальность данной темы определяется тем фактом, что на личность в настоящее время оказывает очень сильное воздействие нестабильность окружающей жизни - отсутствие четко выраженной государственной идеи, постоянный рост цен, неустойчивое положение экономики по большому счету и множество личных проблем, забот и тревог в обычной жизни. Действие этих факторов накладывается на индивидуально - психические качества личности и с течением времени приводит к формированию устойчивого эмоционального состояния - тревожности. Факторы, способствующие повышению тревожности, усугубляются в школе (негативные или безличные оценки учителей, излишняя требовательность, учебная нагрузка, отсутствие положительных стимулов в учебе) и в конечном итоге приводят к тому, что у подростков и молодых людей развивается повышенная или высокая тревожность. В этом возрасте они определяются с будущей профессией, сдают выпускные экзамены, поступают учиться в учебные заведения. Такие эмоциональные перегрузки отрицательно сказываются на организме и, приходя учиться в учебные заведения, вчерашние абитуриенты в большинстве своем имеют повышенный уровень тревожности, что затрудняет адаптацию к условиям обучения в учебных заведениях.
В том, что и студентам и преподавателям необходима психологическая помощь для преодоления стрессовых ситуаций, указывается в журналах «Специалист» и «Среднее профессиональное образование».
Объект исследования: личность студента в возрасте 18-20 лет.
Методологическая основа - тестирование студентов на определение уровня тревожности (шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), тест на определение стрессоустойчивости Бостонского университета.

Методы исследования:
1) тестирование;
2) психологическое консультирование.
Теоретическая часть
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные арактеристики которых к этому не предрасполагают.
Выделяют два вида тревожности - ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность - показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям. Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Личностная тревожность - готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность - это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги».
Наиболее показателен уровень тревоги у студентов высших учебных и средних специальных учебных заведений, а также выпускников школ. Повышенная тревожность у них - распространенное явление. Профессиональная или ученическая жизнь молодежи также бывает источником стресса. По данным журнала «Специалист», «чрезмерный стресс снижает эффективность учебного процесса и благополучие индивидуума» К причинам, вызывающим стресс у студентов, можно отнести следующие.
1. «Адаптационный синдром» абитуриента - при переходе от школьной системы обучения к системе обучения в ВУЗе или среднем специальном учебном заведении многие бывшие школьники с трудом перестраиваются на новый ритм деятельности, не могут установить контроль над своей учебой (ведь сессия только 2 раза в год).
2. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. При перегрузке возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Студенты без учебной нагрузки, соответствующей их возможностям, обычно чувствуют неудовлетворенность.
2. Конфликт ролей. Возникает тогда, когда появляются противоречия между двумя преподавателями внутри одной группы. Два преподавателя могут предъявить им противоречивые требования, что приведет к возникновению стрессовой ситуации.

Описание исследования
1. Результаты мониторинга уровня тревожности у студентов ЗММУ.
У студентов медучилища в течение нескольких лет проводится мониторинг психологических качеств личности, в том и числе и тревожности. В исследовании применялся опросник самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Выборочно сравнивались данные 27 человек разных возрастов. При анализе учитывалось, что результатами тревожности являются показатели:
1) до 30 - низкая тревожность;
2)31-45 - умеренная тревожность;
3) 46 и более - высокая тревожность.
Получены следующие данные.
2001-2002 г.:
1) реактивная тревожность - 35;
2) личностная тревожность - 44. 2002-2003 г.:

1) реактивная тревожность - 32;
2) личностная тревожность - 50. 2003-2004 г.:

1) реактивная тревожность - 29;
2) личностная тревожность - 43.
Данные исследования показали, что уровень тревожности практически одинаковый на протяжении всего периода (приложение №1) Показатели реактивной тревожности находятся в пределах умеренных значений. Незначительные колебания реактивной тревожности студентов связаны с особенностями привыкания к процессу обучения, особенно в первые месяцы пребывания в училище, когда происходит адаптация первокурсников к условиям обучения в училище.
Показатели личностной тревожности превышают значения реактивной тревожности, хотя и остаются в пределах умеренных значений, что можно объяснить индивидуальными особенностями. Наиболее высокое значение личностной тревожности (50) проявилось в 2002-2003 учебном году.
Таким образом, при сравнении данных уровня тревожности у студентов ЗММУ с данными, приводимыми в периодической печати, мы сделали вывод, что у студентов тревожность находится на уровне средних значений, но на границе с высокими показателями. Это связано с большими эмоциональными и психологическими нагрузками, особенно в начале обучения, когда личность испытывает «адаптационный синдром».
2. Сравнение уровня стрессоустойчивости студентов ЗММУ с данными, при
водимыми в периодической печати.
На основе данных, которые проводились в Нижегородском медицинском колледже, было проведено обследование на определение студентов на стрессоустой-чивость по тесту, разработанному учеными-психологами университета г. Бостона.
Шкала оценки:
1) до 30 баллов - высокая стрессоустойчивость;
2) 30-50 баллов - средняя стрессоустойчивость;
3) свыше 50 баллов - низкая стрессоустойчивость.
Из 127 студентов Нижегородского медколледжа у 83 (65%) стрессовая ситуация оказывает немалое влияние на их жизнь, 24 (19%) очень уязвимы для стресса, и лишь 15(12%) устойчивы к стрессовым ситуациям. Подобное исследование проведено и в нашем училище, получены следующие результаты:
Из 76 студентов Зейского медучилища 34 (45%) имеют низкую стрессоустойчивость, 33 (44%) со средней стрессоустойчивостью, и всего 9 (12%) с высокой устойчивостью к стрессу (приложение №2).
Можно сделать вывод, что у зейских студентов доля опрошенных с средней стрессоустойчивостью в 2 раза меньше, чем у студентов Нижнего Новгорода, количество студентов с низкой стрессоустойчивостью больше, чем в Нижнем Новгороде. Показатели высокой стрессоустойчивости находятся приблизительно на одном уровне.
3. Рекомендации по повышению стрессоустойчивости и преодолению тревожности.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большая часть студентов подвержена частым стрессам. По материалам периодической печати можно предложить следующие рекомендации для студентов:
- попытаться разработать систему приоритетов в своей работе и оценить ее следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе», «сделать, когда будет время»;
- попытаться выяснить непонятную для себя информацию или противоречивые требования преподавателя;
- сообщить преподавателю, когда вы чувствуете, что ожидания или оценка результатов при выполнении ваших практических навыков не ясны.
В случае высокого уровня тревожности необходимо пересмотреть значимость данной ситуации и найти для себя обоснования, уменьшающие её субъективную значимость, кроме того, следует перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Одним из направлений в составлении рекомендаций для данного случая может стать поиск упражнений для саморегуляции, создание психологической поддержки для формирования чувства уверенности в успехе. Также хорошо снимает тревогу и повышает стрессоустойчивость физическая активность, при которой избыток адреналина и ноадреналина тратится во время мускульных усилий и не влияет на работу внутренних органов.
В отличие от высокой тревожности, низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Им можно предложить участие в тренингах, связанных с созданием острой ситуации, принятия непростого решения. Также можно рекомендовать участие в дискуссиях по темам «Стресс и учеба», «Как учиться без тревоги».

Литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992.
2. Коломинский Л. Я. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986.
3. Обозов Н. Н. Психодиагностика личности. - СПб.: АППиМ, 1998.
4. Обозов Н. Н. Словарь практического психолога. - СПб.: АППиМ, 1998.
5. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.
Контактная информация
Анна Задорожная, Анастасия Чусовитина, студенты 3 курса отделения «Лечебное дело»

Источник: Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.