Л. С. Рычкова (Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск) Текст доклада В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих различные нервно-психические нарушения: задержки психического развития, легкие формы умственной отсталости, сенсорные расстройства, а также сложные комбинированные дефекты. Данный контингент составляет группу риска по возникновению расстройств адаптации и нарушенных форм поведения. В связи с этим они нуждаются в специальной организации их образования, создании для них специальной коррекционно-образовательной среды, в формировании особого образовательного пространства, которое обеспечит им адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для обучения и оптимальной реализации своих потенциальных жизненных возможностей.
Работа с данной категорией детей требует специальных знаний. Осуществление коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса и целенаправленная работа с детьми, имеющими нарушения психофизического развития становится одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогики. Адекватное решение вопросов социально-психологической реабилитации, адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от участия в этих процессах квалифицированных специалистов. Особенно важную роль в этой работе призваны решить специальные психологи. Основные задачи специальной психологии заключаются в изучении закономерностей психического развития; формировании личности у разных категорий детей под воздействием специального воспитания и обучения; разработке психолого-педагогических рекомендаций, способствующих совершенствованию содержания и методов учебно-воспитательной работы в различных школах и дошкольных учреждениях для детей с аномалиями развития. Сферами деятельности специального психолога являются: социально-педагогическая сфера; научно-методическая; культурно-просветительская; диагностико-аналитическая; консультирование; рефлексивно-развивающая; коррекционно-развивающая. В целом, специальная психология как наука представляет собой раздел психологии, который изучает психологические особенности детей с различными отклонениями в развитии, если нарушения в развитии связаны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Специальная психология входит в состав комплексной научной дисциплины коррекционной педагогики (дефектологии). Следует заметить, что новые реальности социальной жизни, изменения, происходящие в системе образования, оказывают заметное влияние на терминологию и понятийный аппарат дефектологии. В специальной психологии вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания аномальных детей разрабатываются с учетом достижения смежных наук: клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции нарушений психофизического развития ребенка. Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание. Клинико-генетическое изучение направлено на раскрытие этиопатогенеза аномального развития. Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения центральной нервной системы, исследованию структуры дефекта. Данные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значение для классификации нарушений психофизического развития, выделение генетических синдромальных форм с целью медицинской коррекции, прогноза и социальной адаптации детей. Безусловно, все научные дисциплины, изучающие развитие ребенка в норме, также используются при разработке теории и практики специальной психологии. В организации лечебно-оздоровительной работы специальная школа опирается на положения, разработанные педиатрией. Это позволяет оказать помощь ребенку в оздоровлении его нервной системы, улучшить его физическое состояние, научно обосновать организацию режима. Современная специальная психология изучает особенности и закономерности развития аномальных детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает психолого-педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и диференцированного подхода к различным типам аномальных детей, принципы и методы их воспитания. Специалист этой области должен владеть: - системой знаний об этиологии, механизмах и путях коррекции различных нарушений психофизического и сенсорного развития; - современными психологическими методиками и технологиями воспитания и обучения детей с проблемами в развитии; - умениями разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные программы для индивидуальных и групповых форм работы; - приемами психопрофилактики и психолого.педагогической коррекции; - технологиями и приемами психологической диагностики и консультирования; - умением выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений детей с другими людьми. Специальная психология объединяет ряд самостоятельных направлений: это сурдопсихология, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопсихология - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопсихология - вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия - особенности детей с недостатками речи. Специальному психологу необходимо учитывать понятия «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии; владеть современными психолого-педагогическими теориями и системами воспитания, обучения и психологической коррекции лиц с ограниченными возможностями; необходимо иметь представление о системе различных социальных институтов для оказания помощи детям, подросткам, молодежи, а также о принципах оказания консультационно-психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи. Участие психологов в работе психолого-медико-педагогических консультаций позволит разрешить очень многие, существующие на сегодняшний день вопросы и оптимизировать процесс адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития в общество. Источник: Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
|