Л. С. Рычкова, 3. А. Ростова, Е. Ю. Алексеева, Н. А. Малышева (Южно-Уральский государственный университет, Челябинская областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1, г. Челябинск) Текст доклада В последние годы во всем мире, включая нашу страну, наблюдается рост распространенности нарушений поведения, в том числе расстройств адаптации в различных контингентах детского и подросткового населения. Это наносит значительный ущерб психическому здоровью общества, общественному порядку, трудовым ресурсам. В связи с этим разработка практических мер профилактики расстройств поведения является актуальной проблемой как в медико-психологическом, так и в социально-педагогическом отношении.
Определенную практическую значимость представляет изучение указанных проблем у детей на фоне легких резидуально-органических поражений головного мозга, сочетающихся с когнитивными и эмоционально-волевыми нарушениями. Профилактика расстройств адаптации у данного контингента имеет особое значение в связи с выраженностью и стойкостью этих нарушений, которые легко возникают в структуре состояний пограничной интеллектуальной недостаточности, что затрудняет их социализацию. Профилактика состояний дезадаптации у детей с пограничными нервно-психическими расстройствами, в том числе с состояниями нарушенного психологического развития требует разработки новых моделей адаптивной школы, которая могла бы обеспечить психологическую комфортность пребывания ребенка в учебном заведении. Это особенно важно для детей с интеллектуальными затруднениями, часто осложненными депривационными факторами в виде дефектов воспитания, в частности, гипоопекой, безнадзорностью. В настоящем исследовании приводится вариант модели адаптивной школы, который был разработан на базе МОУ СОШ №105, являющейся опытно-экспериментальной площадкой Городского комитета по делам образования г. Челябинска по внедрению интегрированного типа обучения. Под адаптивной школой в условиях интегрированного обучения следует понимать такую систему, которая предполагает прежде всего перестройку отношений между учителями и учениками, обеспечивает учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Особая роль при создании системы профилактики дезадаптационных состояний принадлежит службам сопровождения образования, при этом особая роль может принадлежать школьному медико-психолого-педагогическому консилиуму (МППК). Консилиум, который был создан и является постоянно действующим в условиях МОУ СОШ №105, имеет четко очерченный регламент деятельности и состав участников. Консилиум может рассматриваться как самостоятельная организационная форма методической работы для широкого круга всех специалистов, участвующих в воспитательном процессе, имеет специфический круг диагностико-воспитательных задач. Консилиум можно рассматривать в качестве важнейшей службы комплексного сопровождения ребенка. Одна из задач консилиума заключается в интеграции психологических, медицинских и педагогических знаний о ребенке. Каждая выявленная особенность личности должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития ребенка, и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру. С позиции этого принципа комплексная медико-психологическая диагностика на консилиуме имеет пусковое значение, а педагогические рекомендации - итоговое значение. Этическую позицию участников консилиума составляет главный принцип, широко используемый не только в медицине, но и в педагогике «не навреди».На консилиуме, прежде всего, осуществляется информационный обмен между его участниками, они получают возможность увидеть ребенка во всем разнообразии его поведения, понять причины его проблем. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-первых, построить действительно системное, «объемное» сопровождение ребенка; во-вторых, обеспечить ему всю необходимую помощь и поддержку; в-третьих, обладает большим психологическим развивающим эффектом. Следующая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения, - это разработка стратегии сопровождения каждого ребенка с умственной отсталостью. Прежде всего, участники определяют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется ребенку, каким конкретным содержанием желательно наполнить коррекционную работу с ним, какие личностные и психолого-медико-педагогические особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Важным шагом является обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую - педагоги, а что можно сделать с помощью специалистов вне учреждения. В план работы школьного психолого-педагогического консилиума включаются различные виды его проведения с соответствующими целями. В начале учебного года, в сентябре, проводится первичный консилиум, который предполагает моделирование программы сопровождающей деятельности для учащихся 1 классов. Выявляются интересы, наклонности каждого ребенка. Педагоги отслеживают посещение воспитанниками занятий в кружках, включение их в досуговую деятельность, в групповые и общешкольные мероприятия. Все случаи нарушения правил внутреннего распорядка школы-интерната и проявления расстройств поведения в виде уходов, склонности к бродяжничеству либо других состояний дезадаптации анализируются на малых педагогических советах. Осуществляется мониторинг вредных привычек: выявляются дети, склонные к употреблению токсических, алкогольных веществ и табакокурению. В октябре осуществляется диагностический консилиум с целью определения причин школьной неуспеваемости и расстройств поведения. Следующим этапом является аналитический консилиум, который определяет характер индивидуальных и общешкольных проблем и их ранжирование для выработки стратегических алгоритмов и путей разрешения проблемных ситуаций. В ноябре, как правило, проходит консультативное заседание в соответствии с имеющимися запросами для формирования активно-положительной позиции участников учебно-воспитательного процесса и эмоционально-положительного фона в детском коллективе. В декабре проводится сопровождающий консилиум с целью наполнения индивидуальных учебных комплексных программ. Кроме того, ежемесячно проходит контрольно-корректировочный консилиум для анализа промежуточных результатов, сопровождающей деятельности с целью оптимизации программ обеспечения психолого-педагогического развития и осуществления контроля за исполнением индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ. В мае традиционно проводится итоговый психолого-педагогический консилиум с целью анализа эффективности сопровождающей деятельности и разработки планов на следующий учебный год. В результате целенаправленной деятельности психолого-медико-педагогического консилиума путем мониторингового отслеживания удалось установить положительную динамику в состоянии дезадаптивных форм поведения. Внутришкольный медико-психолого-педагогический консилиум, являющийся одним из важных элементов современной модели адаптивной школы интегрированного обучения дает возможность объединить усилия всех участников воспитательного процесса по профилактике дезадаптивных форм поведения. На основе комплексной диагностики и коррекции удается осуществить оптимистическое прогнозирование, выстроить перспективу и программу действий по реализации не только ближайших, но и отодвинутых во времени медицинских, педагогических и психологических задач личностного развития каждого, отдельно взятого ребенка с учетом уровня и формы нарушенного психологического развития, проблем школьной и социальной дезадаптации и общего состояния здоровья. Все это в последующем позволяет детям с легкими когнитивными нарушениями адаптироваться к реалиям современной жизни, сохраняя оптимальный уровень нервно-психического здоровья. Источник: Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с. |