На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Адаптационные возможности подростков в зависимости от типов семейных представлений родителей
Адаптационные возможности подростков в зависимости от типов семейных представлений родителей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. С. Рычкова, Н. В. Смирнова, Н. А. Малышева, А. В. Подседова (Южно-Уральский государственный университет, Челябинская областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1, г. Челябинск)
Текст доклада
Роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением и адаптацией подростка является чрезвычайно важной. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации, характеризующуюся различными формами нарушенного поведения или патохарактерологическими формированиями личности. Известно, что подростковый период является этапом интенсивного овладения социальными ролями, в том числе, моделью поведения взрослого человека. Метаморфозы пубертатного периода сопровождаются бурными физиологическими, психологическими и социальными переменами, происходящими в организме и структуре личности подростка.

Поэтому в этот период подросток в большей степени, чем когда-либо нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи. Зависимость подростка от влияния семьи трудно переоценить. Именно в семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, особенно необходимость в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Неудовлетворение базовых компонентов развития личности, которые должны найти поддержку в семье, влечет за собой возникновение у подростка напряжения, тревоги.
Целью настоящего исследования явилось определение влияния семейных представлений родителей, характера межличностной коммуникации и ролевой структуры семьи на формирование личности подростков с нарушенными формами поведения С помощью клинико-психопатологического и экспериментально-психологического методов, включающих опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990) обследовано 22 подростка мужского и женского пола от 14 до 18 лет (5 девушек и 17 юношей), наблюдающихся участковым подростковым психиатром Центра психического здоровья ЧОКСПНБ №1 по поводу тех или иных проблем нарушенного поведения.
В связи с небольшим количеством исследуемого контингента клинико-статистические методы, включая процентное соотношение среди групп испытуемых, не проводились. Осуществлялся преимущественно качественный клинико-психологический анализ полученных результатов. Изученный контингент подростков в соответствии с нозологическими формами распределился следующим образом. Основную группу обследованных (п=18) составили пациенты с патохарак-терологическими формирования личности (ПФЛ). Из них большая часть (п=7) представлена ПФЛ по неустойчивому типу, по шизоидно-эпилептоидному типу -5, по истеро-возбудимому и психастеническому также по 3, психопатоподобное поведение в структуре резидуально-органического психосиндрома отмечено у 4.
В настоящем исследовании уделялось внимание нарушениям, обусловленным неблагоприятным влиянием семьи при ее кажущемся благополучии. Целенаправленно изучались как у подростков, так и у родителей имеющиеся нарушения семейных представлений, межличностной коммуникации и ролевой структуры в семье.
Из общего числа родителей обследованы 22 матери и только 3 отца, в связи с тем, что 8 из них с семьёй не живут, так как родители находятся в разводе; 11 отказались от участия в исследовании, на приём с подростком никогда не являлись. С помощью экспериментально-психологического обследования выявлялись семейные представления родителей в сопоставлении с клинико-психологически установленным, реализуемым ими в действительности стилем воспитания.
В 12 семьях установлено, что наиболее частым источником психотравмирующей ситуации оказалась модель взаимоотношений родителей с подростками, которую можно обозначить как «недальновидную, близорукую» позицию. Для этого типа взаимодействия присущи такие признаки, как склонность родителей учитывать только особенности сиюминутной реакции, непосредственные эффекты своих поступков по отношению к подростку, не задумываясь над более отдалёнными результатами. Следует отметить, что при этой модели взаимоотношений на вербальном уровне родители зачастую декларируют правильные, социально одобряемые установки, которые наиболее ярко проявляются в публичных высказываниях (например, в беседах с врачом, психологом), а не те, которыми они руководствуются в повседневной жизни. Особо хочется отметить, что 2 матери из этой группы имели педагогическое образование, т.е. казалось бы должны были обладать достаточными теоретическими знаниями в области психологии подросткового возраста и владеть адекватными приемами воспитательных подходов. Выявленный тип взаимодействия достаточно часто провоцировал неадекватное воспитание в виде гипопротекции, потворствующей гиперпротекции, эмоционального отвержения. В качестве ответной реакции на данную позицию родителей у подростков отмечался «эффект самоусиления нарушения» в виде возрастания патоха-рактерологических реакций и агрессивных проявлений. Так, например, подростки, имеющие ПФЛ по шизо-эпилептоидному типу (п=5), а также с психопатопо-добным вариантом резидуально-органического психосиндрома, сталкиваясь с невозможностью осуществить свои притязания, отвечали на возникшую ситуацию подобным образом и побуждали членов семьи изменить, смягчить требования, предъявляемые к ним. При истеро-возбудимом типе патоформирования личности (п=2) в аналогичных ситуациях у подростков усиливалась демонстративность поведения в сочетании с аффективными вспышками. Подростки с неустойчивым радикалом личности (п=3) на попытки контроля, которые не имели последовательной системы требований со стороны родителей, отвечали полным уходом из-под их влияния и контроля.
Нарушение семейных представлений, выявленное у 4 матерей, можно было характеризовать как расширение сферы родительских чувств. Данный тип взаимодействия внутри семьи приводил к нарушению воспитания в виде гиперпротекции, потворствующей либо доминирующей. Это было характерно для семей с дисгармоничными супружескими отношениями (в двух семьях родители находились в разводе, в двух - матери занимали жесткую, авторитарную позицию по отношению не только к ребенку, но и к супругу). В этих случаях матери, скорее на бессознательном уровне стремились к тому, чтобы подросток удовлетворял их потребность во взаимной, исключительной привязанности. У матерей отмечался страх перед самостоятельностью подростка, в связи с этим возникало стремление удержать его с помощью приемов потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Подростки, с такой дисгармонией в семейных взаимоотношениях по нозологическим формам распределились следующим образом: психастенический тип патоформирования личности составили 2 чел., неустойчивый тип - также 2 чел.
Нарушения механизмов интеграции семьи в виде неразвитости родительских чувств выявлены у двух матерей. У подростков из этих семей диагностировано социализированное расстройство личности. Нарушения воспитания при этом типе взаимодействия проявлялись в виде гипопротекции, эмоционального отвержения, жестокого обращения, поверхностном интересе к делам подростка.
Следующий тип нарушения во взаимоотношениях с подростком арактеризовался воспитательной неуверенностью родителей, что выявлено у трёх матерей. При этом нарушение воспитания проявлялось в виде потворствующей гиперпротекции либо имел место низкий уровень требований к подростку. При этом родители часто не могут оказать противодействия ребенку, проявляя тем самым свою педагогическую несостоятельность. По нозологическим формам подростки из этих семей распределились следующим образом: ПФЛ по неустойчивому типу -2, по истеро-возбудимому типу - 1.
Следует иметь в виду, что выявление нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями может послужить начальным этапом семейной психотерапии. При этом родителей следует информировать о результатах проведенного клини-ко-психологического исследования в корректной форме. Выявленные типы нарушенных взаимоотношений и обнаруженные неадекватные семейные представления вызывали различную реакцию, чаще всего в виде интереса, желания изменить и улучшить семейные взаимоотношения. С родителями были проведены беседы в русле рациональной психотерапии, даны рекомендации по выработке адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростками. Результаты психотерапевтического воздействия отразились в том, что у каждого из 22 обследованных подростков отмечалась некоторая положительная динамика, которая проявлялась купированием различных нарушений поведения. В частности, у 20 подростков отношения с родителями стали носить более гармоничный характер, у 7 снизилась частота аффективных вспышек, раздражительность и конфликтность, у 13 -уменьшились проявления школьной дезадаптации.
Важным фактором для возникновения нарушенных форм поведения в подростковом возрасте являются дисгармоничные отношения в семье, неадекватные семейные представления, нарушения межличностной коммуникации и ролевой структуры семьи. Родительская семья представляется наиболее важным уровнем проработки проблем ребенка. В семье формируется настоящая и будущая жизненная стратегия. Исходным моментом построения этой стратегии может служить формирование адекватных внутрисемейных отношений, что становится возможным благодаря своевременному выявлению нарушенных форм взаимоотношений между родителями и подростками, с всесторонним анализом и последующей психотерапевтической коррекцией, способствующей оптимальной социальной адаптации и интеграции ребенка его в социум.
Источник: Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.