На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние компьютерных игр на формирование «виртуальной аддикции» у подростков
Влияние компьютерных игр на формирование «виртуальной аддикции» у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Канитаева С.С.
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ «ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИИ» У ПОДРОСТКОВ
Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С усложнением компьютерных технологий совершенствовались и игры. В обществе сформировался целый класс людей – фанатов компьютерных игр. Очень часто мы слышим, что дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Человек оказался «привязанным к компьютеру», источнику множества заболеваний, связанных с позвоночником, органами дыхания, зрением и др.

Можно говорить о значимости на сегодняшний день изучения влияния компьютерных игр на воображение и фантазию подростков. Персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее частью. Дети воспринимают компьютер как обыденную вещь, как «то, что есть у всех». И дети будут интересоваться ПК, так как у них существует важная человеческая потребность – соответствовать технологическому уровню своей эпохи.
Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно. С одной стороны создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками, например, счета, чтения географических карт, с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. С другой стороны – существует множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру: трудности в общении со сверстниками и взрослыми, нечувствительность к эмоциям других людей, перенапряжение глаз, ожирение и т.д. Самая главная проблема, которая пугает – это уход ребенка в виртуальный мир, т.е. замена реальной жизни виртуальной, вследствие чего возникает «виртуальная аддикция».
Далеко не для всех детей и подростков ПК и Интернет служат способом ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. «Компьютерная зависимость» возникает у тех детей, которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить отношения с другими людьми, «уходят в мир фантазий».
Целью нашего исследования является изучение влияния компьютерных игр на уровень развития воображения и фантазии подростков.
Для того, чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на подростка, было проведено исследование, позволившее нам определить, насколько развита у ребенка фантазия, и как он сам относится к различным видам компьютерных игр, как относятся к этому его родители.
Исследование проводилось по двум методикам:
1. Опросник, состоящий из 6 вопросов.
2. Проективная методика «Несуществующее животное». Основные задачи нашего исследования заключались в том, чтобы
определить внутреннее психическое состояние ребенка, масштаб его фантазии, влияние компьютерных игр на его фантазию и воображение.
В исследовании приняли участие 20 подростков 12-13 лет, которые были разделены на 2 подгруппы. В первую группу вошли дети, часто играющие в компьютерные игры, во вторую группу вошли дети, реже играющие в компьютерные игры. Перед нами стоял ряд вопросов, на которые мы должны были ответить:
а. Насколько подросток увлечен компьютерными играми?
б. Зависит ли его агрессивность от проведенного за компьютером времени?
в. Отношение его родителей к компьютерным играм и др.
Проанализировав полученные данные по опроснику, мы узнали,
что практически все дети имеют дома компьютер и с интересом играют в компьютерные игры. Большинство из них не проявляет самоконтроля, при этом родители также не ставят для детей временных рамок. Это свидетельствует о том, что ребенка предоставлен самому себе. Можно говорить о том, что с одной стороны ребенку дают самостоятельность, а с другой – бесконтрольная игра в компьютер приводит к развитию компьютерной аддикции.
Также в исследовании нами выявлялась подростковая агрессия, умение выражать свое «Я», способность к неординарному мышлению. Для этого мы использовали проективную методику «Несуществующее животное».
Методика тестирования, основанная на проективных рисунках, помогает отвлечься подростку от своих личных интересов и посмотреть на себя со стороны. В своих рисунках при помощи символов выражается психическое содержание.
Также нужно отметить, что в данной проективной методике осуществляется анализ индивидуального человеческого опыта. Любая часть тела может иметь для подростка особое, индивидуальное значение или выражать его эмоции. Чаще всего, по мнению Хоментаускаса (Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка», 2006), это проявляется у людей с физическими дефектами или невротическими состояниями.
На рисунках детей из 1 группы, часто играющих в компьютерные игры, можно увидеть сразу несколько признаков агрессии. По рисункам детей из 2 группы, менее привязанных к компьютерным играм, можно сказать, что они менее агрессивны, чем дети из 1 группы.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют в пользу нашего предположения о том, что компьютерные игры способствуют развитию агрессии у подростков.
Рисунки детей, играющих в компьютерные игры, показали, что в них много скрытых страхов, закрытости от окружающего мира. Подростки получают новую информацию в большинстве случаев посредством Интернета, нежели из книг или общения со сверстниками. Во многом именно компьютерные игры порождают в ребенке агрессию, неадекватное поведение в окружающем, реальном мире. Главная проблема заключается в том, что подростку иногда очень трудно абстрагироваться от виртуального к реальному.
Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать, что компьютеры прочно закрепились в нашей жизни. Взрослым необходимо задуматься о будущем своих детей. И как бы далеко не ушел вперед прогресс, иногда необходимо читать книги, потому что именно в книгах перед подростком будет не готовая, красочная картинка, а его собственная фантазия.
Научный руководитель: к. псх. н., доцент А.Ф. Пантелеев

Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.