Образ психолога в обыденном сознании
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Родин В.Б., Кузнецова С.В., Сорокина О.С.
ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
Темой нашего исследования стало изучение образа психолога в обыденном сознании. Целью исследования, было – установить каким образом атрибутируется профессия психолога в современном российском обществе, с какими видами деятельности и ожидаемого поведения она ассоциируется в обыденном сознании людей. Актуальность данного исследования обусловлена, на наш взгляд, интенсивным развитием в настоящее время психологической отрасли и психологических служб. Все большее их количество мы видим в различных организациях. Все более возрастает значимость и востребованность психологов – специалистов. Психолог в составе школьного и медицинского учреждения давно стал обычным явлением. Зачастую, на прохождении собеседования при устройстве на работу можно столкнуться с психологическим тестированием.

Но как воспринимаются эти нововведения, ставшие частью нашей жизни, людьми. Кем в обыденном сознании представляется психолог, какими функциями его наделяют, какое место отводят, каково, вообще, общественное принятие этих специалистов. Нам представляется необходимым узнать, доверяют ли психологам люди. Будут ли обращаться к ним за профессиональной помощью, и в каких случаях. Наш интерес особенно понятен, учитывая, что психология станет нашей профессиональной деятельностью.
Мы попытались выявить образ психолога сложившийся в обыденном сознании людей. Поскольку именно оно, являясь результатом повседневной практической жизни человека, зачастую детерминирует его поведение в определенных ситуациях.
Безусловно, проведенное нами исследование не дает полной картины заинтересовавшего нас явления. Оно призвано лишь, помочь уточнить основные аспекты проблемы, для более полного и всестороннего исследования ее в дальнейшем. Помочь, более корректно поставить в будущем задачи и обосновать гипотезы в новых исследованиях по данной тематике.
Итак, нами было проведено пробное исследование. В частности такая его разновидность как поисковое или разведывательное (Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.; ИНФРА-М, 2004. С.37.). Исследование носило качественный характер, вопросы были открытыми. Нами было опрошено путем анкетирования 35 человек, мужчин и женщин в возраст от 18 до 58 лет. Мы опрашивали респондентов разного образовательного уровня, с целью выявления влияния этого фактора на восприятия психологов и отношение к психологической помощи вообще. Нами были заданы вопросы о том, кто такой психолог, где он может работать, полезен ли данный специалист, нужен ли психолог в организации, чем он может помочь и в какой ситуации опрашиваемый мог бы обратиться за психологической помощью.
В результате исследования нами были получены следующие результаты.
На вопрос, о том кто такой психолог, по мнению респондентов, имеются следующие категории ответов. Самая большая их них – это определение психолога как специалиста по психике и поведению людей. Вторая близкая ей по количеству ответов. В этом случае психолог описывается, как человек с определенными качествами, «тонко чувствующий собеседника», «чувствующий чужую натуру», владеет определенными знаниями или помогает решать чужие проблемы. В третьей, психолог называется врачом. С этим определением связано и предположение о больнице, как о месте его работы, а также отсутствие в нем нужды в организации на предприятии. И, наконец, последняя группа ответов, наделяющая психолога особым статусом или миссией. Здесь он – «полу-врач, маг, чародей, помощник», «врач для души», «целитель души», «лечит израненные души». Интересно, что пять респондентов не ответили на этот вопрос вообще, поставив прочерк или «затрудняюсь с ответом».
Все остальные вопросы, призванные конкретизировать выше указанный и более детально обрисовать образ психолога дают следующую картину. Местом работы психолога, по мнению большинства респондентов, являются учреждения образования, здравоохранения, полиция, специальные центры, а также предприятия и организации. Необходимость присутствия психолога в штате последних отмечается большинством, однако, в ряде случаев это ставится в зависимость от численности работающих там людей и сложности производственного процесса. Интересным является тот факт, что среди женщин с высшим образованием обязательность психолога в организации отметили все респонденты, а среди мужчин без высшего образования большинство не считают его присутствие необходимым. Кроме того, есть существенная разница в ответах у данных категорий по вопросу о чтении психологической литературы. Так, в нашей выборке, большинство мужчин ответили, что не читают ее. Однако, наше исследование, ввиду ограниченного его характера, не позволяет предположить, с чем связаны данные особенности ответов на вопросы с образовательным уровнем, возрастной или гендерной принадлежностью респондентов.
В качестве обязанностей психолога в организации участники опроса назвали, разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в коллективе, помощь в подборе и адаптации персонала.
Одними из самых интересных и показательных, нам кажутся, ответы респондентов на вопросы о том, чем может помочь психолог и в какой ситуации они обратились бы за психологической помощью.
Так большинство из них считают, что психолог может помочь в сложной жизненной ситуации, ситуации кризиса, конфликта, когда « собственный ресурс исчерпан». Тем самым психологу как специалисту оказывается большое доверие, поскольку от него ожидают помощи в самых сложных ситуациях.
С этим перекликается и перечень поводов обращения за психологической помощью, здесь имеют место такие ответы как в « сложной жизненной ситуации», в «крайней», в случае каких-либо проблем, в ситуации «которую, не могу обсудить с близкими». Надо отметить, что достаточную часть занимают ответы категории «никогда не обращусь, справлюсь самостоятельно» (семь ответов данного типа ) или ответ, вообще, отсутствует (четыре анкеты). Есть указания, на то, что к психологу можно обратиться в любой ситуации, которая причиняет дискомфорт. Отсюда видно, что достаточное количество людей рассчитывают в решении своих психологических проблем, прежде всего на собственные силы. К психологу же, обращаться будут только в самой крайней ситуации. И это, на наш взгляд, говорит о высоком уровне доверия к данным специалистам, потому что на их знание и умение полагаются в крайней, затруднительной ситуации. На это же указывает и определение психологов как врачей, данное рядом респондентов. Все выше описанное, позволяет нам, предположить, психолог представляется достаточно многим людям носителем особых, сакральных знаний. И называя психолога специалистом по поведению и психики людей, помощи от него ждут как от врача для души. Такое отношение имеет неоднозначный характер, поскольку может породить завышенное ожидание, которое не может быть удовлетворено психологическими методами. И это же отношение, требует от психологов быть более ответственными в своей работе, учитывая степень оказываемого им доверия. Но, не следует забывать и о том, что характер нашего исследования не позволяет нам экстраполировать наши результаты на большую совокупность, чем была нами изучена, и выяснение вопроса о роли и месте психолога в обыденной жизни людей, гендерных различий в его восприятии и много другого требует дальнейшего изучения.
Научный руководитель: д. псх. н. Л.Н. Аксеновская



Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.