Самооценка телесности в юности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бызова В.М., Шестопал О.В.
САМООЦЕНКА ТЕЛЕСНОСТИ В ЮНОСТИ
В настоящее время выделяют «недовольство собственным телом» как самостоятельный оценочный конструкт, причем высокая степень недовольства стала широко распространенным явлением среди юношества. Представления о своем теле и отношение к нему по мере формирования личности встраиваются во внутренний психический образ человека и служат основой для самоидентификации и становления обобщенной телесной «Я-концепции». В рамках нашего исследования самооценки телесности среди юношества использовался методический прием «Мое реальное тело и идеальное тело».

В инструкции респондентов просили подобрать оценочные ассоциации к своему реальному телу, а также подчеркнуть характеристики к идеальному телу. В дальнейшем предлагалось придумать ассоциации к каждой из уже указанных. Второй круг ассоциаций был необходим для уточнения эмоциональных оттенков характеристик из первого круга ассоциаций. После выполнения задания респондентам предлагалось сформулировать комментарии по поводу собственной телесности. В исследовании приняли участие 11 юношей и 62 девушки в возрасте 18 – 20 лет, средний возраст респондентов – 19,5 лет.
Результаты исследования. В выборке девушек 53% подчеркивали, прежде всего, собственные недостатки: «сутулое, кривое, неудачное, слабое, ранимое, толстое, рыхлое, несовершенное, худое, нервное, вызывает отвращение и т.п.». В целом 40% респондентов отмечали, что подобрать определение к понятию «идеальное тело» было значительно проще, чем для реального тела; 30% респондентов указывали на близость характеристик реального и идеального тела, поэтому ассоциации к этим двум понятиям совпадали в значительной мере. Была выделена группа, для которой идеальное тело – это либо собственное тело, либо очень близкое к нему. Для данной группы характерна удовлетворенность собственным телом, оно воспринималось как помогающее, функциональное (30% респондентов), ассоциации имели позитивный характер («активное», «атлетичное», «сильное», «теплое»). Выделилась и другая группа респондентов, для которой собственное тело было близко к идеальному, но требовало доработки через собственную активность («недостаточно пластично», «требует физической активности» и т.д.). Ключевым моментом в данной группе является осознание необходимости активной позиции по отношению к своему телу (40% от всей выборки). В третьей группе респонденты выражали полную неудовлетворенность своим телом: собственное тело – это полная противоположность идеальному. Общий эмоциональный тон – крайне отрицательный, дискомфортный («болезненное», «слабое», «неудобное»). В качестве основных определений 20% респондентов использовали те, которые отражают некоторые свойства и возможности своего тела (гибкость, энергичность, пластичность, «грация», «пластика», «изящество»). Практически все респонденты указывали, что «идеальное» тело обязательно характеризуются красотой, внешней привлекательностью. Среди девушек одной из часто встречающихся ассоциаций была «модель», то есть эталоном для многих являлись абстрактные модельные данные. К сожалению, понятие о модельной внешности так плотно вошло в современную культуру, что не нуждается в дополнительном уточнении и является для многих вполне реальным образцом. Этот феномен можно рассматривать как сверхзавышенные требования в среднем у 10% девушек. Следует отметить, что для многих респондентов «идеальное» тело обязательно должно быть здоровым. Данная тенденция является благоприятной и может свидетельствовать о том что, многие респонденты уже ощутили на себе ценность здоровья.

Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.