На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема прогнозирования в психологическом исследовании
Проблема прогнозирования в психологическом исследовании
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Жолобов Е.В.
ПРОБЛЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Стремление прогнозировать поведение других людей на основе определенного знания занимает человека на протяжении всей его жизни. Идея предсказания привлекает различными заманчивыми возможностями: контроль (я знаю, как он будет себя вести в этой ситуации), безопасность (он не опасен для меня, так как я знаю, как он будет себя вести), власть (я могу управлять им, если знаю, как он будет себя вести) и т.д. Однако в некоторых видах деятельности прогнозирование во многом является необходимостью, например, в психологии.

 

Прогнозированию могут подлежать самые различные стороны жизни человека, будь то его поведение, переживания, черты характера, особенности прошлого опыта и т.д. И основная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в истинности психологического прогноза.
Возникает ряд вопросов:
• Допустимы ли прогнозы в психологии?
• Сбываются ли они?
• Соответствуют ли они реальному положению вещей?
• Не является ли прогноз отдельно взятого человека набором его проекций?
• Могут ли математические методы обработки данных обеспечить истинность прогнозирования?
• Если могут, то какие из них делают это лучше?
Согласно словарю, прогноз – это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования. Соответственно, появляется критерий вероятности. Но возможно ли рассчитать вероятность определенного поведения или проявлений внутренней жизни человека? Мы попытались реализовать принципы прогнозирования в проведенном нами психологическом исследовании. Изучались особенности использования механизмов психологической защиты и копинг- стратегий у представителей субъектной и объектной ориентаций личности. Нас интересовало, каковы взаимосвязи между указанными конструктами и можно ли при наличии данных одной методики прогнозировать показатели другой. Если еще ýже – возможно ли на основе отнесения человека в субъектной или объектной ориентации предполагать использование тех или иных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. Выборка составила 30 человек: 20 лиц женского и 10 лиц мужского пола; средний возраст – 25 лет. С помощью психодиагностических методик изучались механизмы психологической защиты, копинг-стратегии и смысложизненные ориентации личности. Использовались следующие методики: опросник Life Style Index Р. Плутчика, копинг-тест Р. Лазаруса, опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой. На основе результатов психодиагностики с помощью программы SPSS был проведен корреляционный анализ между показателями методик. Статистически достоверные положительные и отрицательные связи мы относили к субъектной или объектной ориентациям личности. Получены следующие данные. К субъектной ориентации отнесены копинги «самоконтроль», «принятие ответственности», «дистанцирование», а также механизмы психологической защиты «интеллектуализация» и «компенсация». К объектной ориентации отнесены копинг «бегство», а также механизмы психологической защиты «отрицание», «регрессия», «проекция», «замещение» и «реактивные образования». Психопрактическая деятельность и дальнейшая диагностическая проверка, в ходе которой можно будет проверить истинность сделанного нами прогноза, покажет, насколько такое соотнесение психологических конструктов соответствует реальности.

Источник: Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.