Проблема склонности к суицидальному поведению у акцентуированных подростков |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Измайлова А.В. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Опросник Г. Шмишека» и «Опросник суицидального риска». Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №4 Лесосибирска. Выборка исследования представлена подростками в количестве 60 человек (возраст 12–14 лет), из них – 29 девочек и 31 мальчик. С целью изучения акцентуаций характера у подростков мы использовали опросник Г. Шмишека, в результате интерпретации которого были получены следующие данные. Большинство подростков имеют гипертимический тип акцентуаций характера (40% испытуемых). Суицидальные проявления у них проявляются в склонности к риску, пренебрежении опасностью, которые сочетается также со стремлением к лидерству. Следующими по степени выраженности идут подростки с такими выраженными акцентуациями характера как эмотивная – 11,6% (7 человек), экзальтированная – 11,6% испытуемых (7 человек), возбудимая – 5% испытуемых (3 человека), циклотимная – 5% испытуемых (3 человека) и демонстративная – 3,3% испытуемых (2 человека). Суицидальные действия обычно совершаются подростками с циклотимным типом акцентуаций, так как в сложных жизненных ситуациях такие подростки чувствуют себя никчемными и неполноценными. Подросткам с демонстративным типом акцентуаций характера присущи демонстративные суицидальные действия. Никакого намеренного желания умереть у них нет. Они стремятся лишь произвести впечатление на окружающих. Подростки с тревожным и возбудимым типом акцентуаций чаще всего наносят себе порезы и ожоги. Меньше всего в нашем исследовании выявлено подростков с тревожным, дистимическим и педантичным типами акцентуаций характера – по 1,6% испытуемых (т.е. по 1 человеку). Исходя из полученных данных, подростков с застревающей акцентуацией выявлено не было. Испытуемых, у которых более одной акцентуации, – 18,3% (11 человек). Анализируя данные, полученные с помощью «Опросника суицидального риска», мы можем говорить, что из тех 11 человек испытуемых, у которых мы выявили более одной акцентуации – у 36,36% (4 человека) имеется склонность к суицидальному поведению. Наибольшие значения были получены по шкалам: «демонстративность» – 27,27% испытуемых (3 человека), «аффективность» – 27,27% испытуемых (3 человека) и «антисуицидальный фактор» – 27,27% испытуемых (3 человека). Для подростков с высокими показателями по шкале «демонстративность» характерно желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться от них сочувствия и понимания. Для подростков с высокими показателями по шкале «аффективность» характерно доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Подростки с высокими показателями по шкале «антисуицидальный фактор» характеризуются глубоким пониманием чувства ответственности за близких и выраженным чувством долга. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Исходя из полученных данных нашего экспериментального исследования, мы можем говорить о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и суицидальным поведением подростков. С целью профилактики суицидов необходима организация психолого-педагогической помощи подросткам, имеющим акцентуации характера. Источник: Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |