На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности проявления синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Особенности проявления синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кошанская А.Г., Казначевская Е.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» У ПЕДАГОГОВ
Профессиональный труд школьного учителя отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия школьников, повышенные требования к поддержанию профессионального уровня, недостаточно высокая общественная оценка социального статуса. Эти факторы, как следствие, снижают профессиональную продуктивность и негативно влияют на их психологическое состояние. В настоящее время изучение феномена профессионального выгорания личности педагога приобретает все большую актуальность, так как данный синдром обусловлен ярко выраженными отрицательными последствиями, которые приводят к снижению внутриличностных ресурсов специалиста и развитию психосоматических нарушений.

С целью изучения профессионального выгорания в педагогической сфере нами были обследованы 35 педагогов лицея №5 Майкопа (Республика Адыгея) с использованием опросника «ОРПВ» («Отношение к работе и профессиональное выгорание»; Винокур В.А., 2009.). Согласно полученным результатам, самые высокие показатели интегративного индекса профессионального выгорания (ИППВ) у 46% испытуемых, низкий уровень – у 4% респондентов. Из всей выборки 26,6% учителей обеспокоены возможностью формирования у них профессионального выгорания. Анализируя проявление синдромов «выгорания» по каждой шкале, выявлено, что у большинства испытуемых средний уровень по показателям шкал «профессиональный перфекционизм», «самооценка качества работы» и «общая самооценка». Данный факт свидетельствует о критическом отношении педагогов к качеству своей работы и стремлении соответствовать различным представлениям и объективным критериям, по которым работа в данной профессии должна оцениваться как успешная и качественная. Высоко оценили свою профессиональную компетентность 41% педагогов. Согласно их мнению, они чувствуют себя достаточно компетентными и успешными в сфере межличностных взаимоотношений в работе с другими людьми; личностные ресурсы вполне соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к данному виду работы. Вместе с тем 48% педагогов отмечают, что часто испытывают усталость и эмоциональное истощение, связанное с работой. Результаты трудовой деятельности вызывают чувство разочарования и неудовлетворенности. Сложности в работе сопровождаются чувствами волнения, беспокойства и вины, что негативно влияет на состояние здоровья. 40% специалистов отмечают, что даже продолжительный опыт работы, помощь и поддержка со стороны коллег не помогают успешно справляться с рабочей нагрузкой и со стрессовыми ситуациями в ней. Интенсивность рабочей нагрузки не позволяют педагогам реализовать полностью свою инициативу, знания и другие потенциалы. Следует заметить, что к профессиональному развитию стремятся только 38% опрошенных педагогов. В целом проведенное исследование показало, что характерной особенностью профессионального выгорания у педагогов является высокий уровень развития системы социальной регуляции в провоцирующих ситуациях. Чрезмерный самоконтроль и собранность выступают своеобразными механизмами накапливания негативных эмоций, что проявляется в состоянии нервного напряжения, созданного повышенной ответственностью и дестабилизирующей обстановкой. Необходимы современная диагностика профессионального выгорания и разработка методов его коррекции. Профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков профессионального выгорания у педагогов необходимо обратить внимание на улучшение условий их труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Источник: Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.