На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога
Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Развивающая работа – одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В модели психологического сопровождения школьников деятельность педагога и психолога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается как приоритетная.

Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Развивающая работа – это совместная деятельность ребёнка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное, ценностно окрашенное взаимодействие, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставятся маяки на следующий час, год, жизнь.
Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются как собственно коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития умственной и личностной сфер, так и профилактика нежелательных негативных тенденции умственного и личностного развития. В зависимости от форм организации коррекционно-психологической помощи, выделяют три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную (в форме индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы).
В системе развития мотивации к учебной и воспитательной работе в школе проводятся еженедельные линейки в начальной школе после первого урока, в среднем и старшем звене — после второго урока. На линейках дети рассказывают, что произошло в их классах на прошедшей неделе. Я как психолог объявляю «Звезд недели», фамилии которых можно увидеть в еженедельной общешкольной газете «Социально- психологический вестник».
«Звездами недели» становятся не только за успешную учебу, но и за то, что школьник – лучший помощник классного руководителя, что он организовал в классе какое-то мероприятие, выпустил газету, ухаживал за цветами, что-то сделал для класса совместно с родителями, если отлично подежурил и т. д. Всегда найдется за что похвалить ребенка. А если это делается при всей школе, это дополнительный стимул к совершенствованию. В конце учебного года директор школы организовывает для «звезд» бесплатную экскурсию по городам Беларуси и вручает им грамоты за активное участие в жизни школы и класса. Раньше такие грамоты выдавались только за успехи в учебе, а теперь их могут получить учащиеся, которые не менее 10 раз побывали в «Звездах недели».
Собственно коррекционно-развивающая работа в нашей школе осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, учителей с группой учащихся, или индивидуально с ребенком. Такая работа является основным направлением в профилактике преступлений и правонарушений в нашей школе. Занятия по психологии проводятся в 1-х, 2-х, 4–8-х классах один раз в неделю. Такая работа требует значительных усилий, материальных и организаторских затрат, применения специальных методов, методик, техник и процедур, но является наиболее результативной и перспективной.
В нашей школе разработана система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников, среди которых много учащихся с проблемами, к переходу в основную школу, которая предусматривает следующие мероприятия.
1) Проведение коррекционно-развивающих занятий в классах по программам:
- Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся с 6-ти летнего возраста;
- Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. «Профессия — школьник» 2-й класс. Занятия 1 раз в неделю.
- Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. 4-е классы. Занятия 1 раз в неделю.
- Программа развития отвлеченных форм мыслительной деятельности «Уроки психологического развития в средней школе. 5–6-е классы». Занятия 1 раз в неделю.
- Программа личностного роста подростков «Я и МЫ». 7-8-е классы Занятия 1 раз в неделю.
2) Просвещение и консультации учителей.
3) Просвещение и консультации родителей.
4) Просвещение и консультации учащихся.
5) Диагностика обученности и обучаемости, межличностных отношений в классе, интересов, темперамента, отношения к школе.
6) Психологические адаптационные игры в 4-х классах.
7) Индивидуальные коррекционные занятия с дезадаптивными учащимися с проблемами в обучении.
8) Выпуск (1 раз в две недели) социально-психологического вестника, где размещены материалы и задания по развитию познавательной и личностной сфер учащихся.
На каждого учащегося из опекунской семьи и состоящих на учёте в ИДН составлен план работы по месяцам, заведены карты сопровождения. В настоящее время два опекаемых учащихся учатся в 9-х классах, 4 человека с «проблемами» в 9-х и 2 человека в 11 классе, поэтому основное направление работы — это профориентация и подготовка к экзаменам.
Проведено тестирование индивидуально с каждым учащимся, а также 37 часов групповых обследований в классах, где находятся учащиеся с «проблемами», группы риска, опекаемые.
• Диагностика отношения к школе: 1-е классы (шесть раз) в начале учебного года (октябрь, ноябрь).
• Диагностика изучения адаптации учащихся к школе 1-го класса (в феврале) – рассматривалась учебная активность, усвоение программного материала, поведение на уроке, отношение к учителю, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками.
• Диагностика отношения к школе учащихся 2-го класса (октябрь).
• Исследование работоспособности учащихся 5-х классов.
• Диагностика уровня обученности и обучаемости во 2-м классе (декабрь), в 4-х классах (декабрь), в 6-х классах (декабрь), в 10,11 классах (январь), остальные классы запланированы на апрель – май.
• Диагностика отношения учащихся 5-го класса к предметам и преподавателям (ноябрь) – повторная, после развивающей работы в классе – конец марта.
• Диагностика межличностных отношений в классе: 4-е классы, 5-й класс, 6-е классы (ноябрь, декабрь); повторная диагностика после проведения коррекционно-развивающих занятий, 5-й класс – конец марта, 4-е и 6-е классы – конец апреля.
• Диагностика темперамента – тест Айзенка, 8-е классы (сентябрь).
• Изучение интересов и профессионального типа личности учащихся 7-х, 8-х, 9-х, 11-х классов: тест Голланда, карта интересов Голомштока, опросник Кабардовой (январь, февраль).
• Изучение позитивного и негативного отношения к миру, школе; 6-е, 7-е, 8-е, 9-е, 10 классы (январь).
• Изучение мнений учащихся по образу идеального ученика и учителя, 5-7-е классы (февраль).
Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые консультации учащихся по результатам диагностики. Прошло 2 занятия в 8-х классах и 8 часов в 9-х, 11-х кл. по профессиональному самоопределению учащихся  Сделано микроисследование в 7-м классе по выявлению профильных интересов учащихся. Состоялось 2 занятия в 9-х классах по теме «Мужское достоинство и благородство». Проходят еженедельные беседы с девушками 10 – 11-х классов о своем здоровье, способах избавления от вредных привычек. Совместно с 8-ми классами подготовлено выступление с агитбригадой «Хмель не вода – человеку беда» (в школе перед выступлением – беседа о вредных привычках).
Участие в работе Совета профилактики.
Каждому ребёнку оказывается психологическая помощь в реализации его основных потребностей: в любви, безопасности, внимании (консультации, коррекционно-развивающие занятия, профилактические беседы). Проводятся мероприятия по созданию благополучного микроклимата детей в классном коллективе. Проведена большая психологическая игра «Необыкновенный аквариум» (январь) по созданию благоприятного климата в классном коллективе. Учащиеся группы риска и один опекаемый ребёнок посещают психологический клуб «Зеркало». Учащиеся, состоящие на учёте в ИДН, проходили индивидуальное тестирование и получали консультации, выпустили 4 спецвыпуска социально-психологического вестника, присутствовали на беседах в классах, принимали участие в общественной жизни школы (день самоуправления, день Святого Валентина, Масленица).
Осуществляется диспетчерская работа (связь с медицинскими учреждениями, предприятиями, общественными; организациями, правоохранительными органами, коррекционным центром и др.). Так, состоялся консилиум по одному ребенку (ноябрь), где обсуждался вопрос по поводу индивидуального обучения, и в декабре ребенок уже обучался на дому.
Совместно с социальным педагогом оформлена общая документация, где фиксируется весь спектр работы с семьей и учащимися: контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков, наблюдения в учебной и внеурочной деятельностью, рекомендации, характеристики, итоги диагностики и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, обучающихся с 6-летнего возраста

Месяцы

Содержание работы

Май–август

Приём заявлений, характеристик детей. Беседы с родителями. Формирование классов. Родительское собрание по готовности к школе. Консультирование учителей по целям и задачам курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство с программой «Здравствуй, цветочный город»

Сентябрь

Выборочная диагностика по запросу. Консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики, особенностям развития и адаптации детей. Социально-психологический тренинг «Давайте познакомимся» (для родителей совместно с учителем). Взятие на контроль детей, обучающихся на дому, гиперактивных учащихся, детей, имеющих тяжёлые заболевания, опекаемых, с повышенной тревожностью, неуверенных в себе

Октябрь

Диагностика межличностных отношений, адаптации к школе. Нейропсихологическое обследование. Индивидуальное консультирование родителей и учителей по результатам диагностики и запросам. Проведение развивающих занятий по адаптации учащихся к школе (с привлечением учащихся среднего звена – членов клуба «Зеркало»)

Ноябрь

Психолого-педагогический консилиум по адаптации учащихся к школе. Разработка коррекционной и развивающей программы для дезадаптивных учащихся. Консультации родителей и педагогов по итогам консилиума и запросам. Приглашение учащихся 1-х классов, обучающихся в школе, на общешкольные линейки

Декабрь

Коррекционно-развивающие занятия с дезадаптивными учащимися. Оказание детям и их родителям помощи в учебной самоорганизации

Январь

Изучение семенных отношений по проективным методикам. Психологическая игра «Волшебная поляна» (продолжение изучения особенностей адаптации). Заполнение карт адаптации учителями. Психологический лекторий для родителей «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»

Февраль

Психологические игры с ленью (коррекция трудностей волевой сферы). Продолжение работы с детьми группы риска, привлечение по необходимости других специалистов

Март

Психологическая игра «Приключения весёлых человечков» (развитие коммуникативных навыков). Консультирование родителей по запросам. Диагностика интеллекта

Апрель

Участие первоклассников в «Неделе психологии».
Совещание при завуче « Итоги адаптации первых классов к школе». Участие в проведении родительского собрания «Учёт психофизических и нейропсихологических особенностей ребёнка в обучении и воспитании»

Май

Диагностика учащихся после индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Подведение итогов годичного обучения (адаптации). Перевод учащихся во второй класс (рекомендации)

 

Схема работы СПС СШ №5 г. Полоцка
по предупреждению правонарушений и преступлений

предупреждение правонарушений

Схема работы СПС СШ №5 г. Полоцка по взаимодействию школы с семьей и профилактике семейного неблагополучия

предупреждение правонарушений2

С.Ф.Медведская, педагог-психолог СШ №5 г. Полоцка

Источник: Психологическое сопровождение как одно из условий качества образования: учебно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.