Развивающая работа – одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В модели психологического сопровождения школьников деятельность педагога и психолога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается как приоритетная.
Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми.
Развивающая работа – это совместная деятельность ребёнка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное, ценностно окрашенное взаимодействие, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставятся маяки на следующий час, год, жизнь. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются как собственно коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития умственной и личностной сфер, так и профилактика нежелательных негативных тенденции умственного и личностного развития. В зависимости от форм организации коррекционно-психологической помощи, выделяют три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную (в форме индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы). В системе развития мотивации к учебной и воспитательной работе в школе проводятся еженедельные линейки в начальной школе после первого урока, в среднем и старшем звене — после второго урока. На линейках дети рассказывают, что произошло в их классах на прошедшей неделе. Я как психолог объявляю «Звезд недели», фамилии которых можно увидеть в еженедельной общешкольной газете «Социально- психологический вестник». «Звездами недели» становятся не только за успешную учебу, но и за то, что школьник – лучший помощник классного руководителя, что он организовал в классе какое-то мероприятие, выпустил газету, ухаживал за цветами, что-то сделал для класса совместно с родителями, если отлично подежурил и т. д. Всегда найдется за что похвалить ребенка. А если это делается при всей школе, это дополнительный стимул к совершенствованию. В конце учебного года директор школы организовывает для «звезд» бесплатную экскурсию по городам Беларуси и вручает им грамоты за активное участие в жизни школы и класса. Раньше такие грамоты выдавались только за успехи в учебе, а теперь их могут получить учащиеся, которые не менее 10 раз побывали в «Звездах недели». Собственно коррекционно-развивающая работа в нашей школе осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, учителей с группой учащихся, или индивидуально с ребенком. Такая работа является основным направлением в профилактике преступлений и правонарушений в нашей школе. Занятия по психологии проводятся в 1-х, 2-х, 4–8-х классах один раз в неделю. Такая работа требует значительных усилий, материальных и организаторских затрат, применения специальных методов, методик, техник и процедур, но является наиболее результативной и перспективной. В нашей школе разработана система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников, среди которых много учащихся с проблемами, к переходу в основную школу, которая предусматривает следующие мероприятия. 1) Проведение коррекционно-развивающих занятий в классах по программам: - Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся с 6-ти летнего возраста; - Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. «Профессия — школьник» 2-й класс. Занятия 1 раз в неделю. - Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. 4-е классы. Занятия 1 раз в неделю. - Программа развития отвлеченных форм мыслительной деятельности «Уроки психологического развития в средней школе. 5–6-е классы». Занятия 1 раз в неделю. - Программа личностного роста подростков «Я и МЫ». 7-8-е классы Занятия 1 раз в неделю. 2) Просвещение и консультации учителей. 3) Просвещение и консультации родителей. 4) Просвещение и консультации учащихся. 5) Диагностика обученности и обучаемости, межличностных отношений в классе, интересов, темперамента, отношения к школе. 6) Психологические адаптационные игры в 4-х классах. 7) Индивидуальные коррекционные занятия с дезадаптивными учащимися с проблемами в обучении. 8) Выпуск (1 раз в две недели) социально-психологического вестника, где размещены материалы и задания по развитию познавательной и личностной сфер учащихся. На каждого учащегося из опекунской семьи и состоящих на учёте в ИДН составлен план работы по месяцам, заведены карты сопровождения. В настоящее время два опекаемых учащихся учатся в 9-х классах, 4 человека с «проблемами» в 9-х и 2 человека в 11 классе, поэтому основное направление работы — это профориентация и подготовка к экзаменам. Проведено тестирование индивидуально с каждым учащимся, а также 37 часов групповых обследований в классах, где находятся учащиеся с «проблемами», группы риска, опекаемые. • Диагностика отношения к школе: 1-е классы (шесть раз) в начале учебного года (октябрь, ноябрь). • Диагностика изучения адаптации учащихся к школе 1-го класса (в феврале) – рассматривалась учебная активность, усвоение программного материала, поведение на уроке, отношение к учителю, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками. • Диагностика отношения к школе учащихся 2-го класса (октябрь). • Исследование работоспособности учащихся 5-х классов. • Диагностика уровня обученности и обучаемости во 2-м классе (декабрь), в 4-х классах (декабрь), в 6-х классах (декабрь), в 10,11 классах (январь), остальные классы запланированы на апрель – май. • Диагностика отношения учащихся 5-го класса к предметам и преподавателям (ноябрь) – повторная, после развивающей работы в классе – конец марта. • Диагностика межличностных отношений в классе: 4-е классы, 5-й класс, 6-е классы (ноябрь, декабрь); повторная диагностика после проведения коррекционно-развивающих занятий, 5-й класс – конец марта, 4-е и 6-е классы – конец апреля. • Диагностика темперамента – тест Айзенка, 8-е классы (сентябрь). • Изучение интересов и профессионального типа личности учащихся 7-х, 8-х, 9-х, 11-х классов: тест Голланда, карта интересов Голомштока, опросник Кабардовой (январь, февраль). • Изучение позитивного и негативного отношения к миру, школе; 6-е, 7-е, 8-е, 9-е, 10 классы (январь). • Изучение мнений учащихся по образу идеального ученика и учителя, 5-7-е классы (февраль). Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые консультации учащихся по результатам диагностики. Прошло 2 занятия в 8-х классах и 8 часов в 9-х, 11-х кл. по профессиональному самоопределению учащихся Сделано микроисследование в 7-м классе по выявлению профильных интересов учащихся. Состоялось 2 занятия в 9-х классах по теме «Мужское достоинство и благородство». Проходят еженедельные беседы с девушками 10 – 11-х классов о своем здоровье, способах избавления от вредных привычек. Совместно с 8-ми классами подготовлено выступление с агитбригадой «Хмель не вода – человеку беда» (в школе перед выступлением – беседа о вредных привычках). Участие в работе Совета профилактики. Каждому ребёнку оказывается психологическая помощь в реализации его основных потребностей: в любви, безопасности, внимании (консультации, коррекционно-развивающие занятия, профилактические беседы). Проводятся мероприятия по созданию благополучного микроклимата детей в классном коллективе. Проведена большая психологическая игра «Необыкновенный аквариум» (январь) по созданию благоприятного климата в классном коллективе. Учащиеся группы риска и один опекаемый ребёнок посещают психологический клуб «Зеркало». Учащиеся, состоящие на учёте в ИДН, проходили индивидуальное тестирование и получали консультации, выпустили 4 спецвыпуска социально-психологического вестника, присутствовали на беседах в классах, принимали участие в общественной жизни школы (день самоуправления, день Святого Валентина, Масленица). Осуществляется диспетчерская работа (связь с медицинскими учреждениями, предприятиями, общественными; организациями, правоохранительными органами, коррекционным центром и др.). Так, состоялся консилиум по одному ребенку (ноябрь), где обсуждался вопрос по поводу индивидуального обучения, и в декабре ребенок уже обучался на дому. Совместно с социальным педагогом оформлена общая документация, где фиксируется весь спектр работы с семьей и учащимися: контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков, наблюдения в учебной и внеурочной деятельностью, рекомендации, характеристики, итоги диагностики и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, обучающихся с 6-летнего возраста
Месяцы
|
Содержание работы
|
Май–август
|
Приём заявлений, характеристик детей. Беседы с родителями. Формирование классов. Родительское собрание по готовности к школе. Консультирование учителей по целям и задачам курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство с программой «Здравствуй, цветочный город»
|
Сентябрь
|
Выборочная диагностика по запросу. Консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики, особенностям развития и адаптации детей. Социально-психологический тренинг «Давайте познакомимся» (для родителей совместно с учителем). Взятие на контроль детей, обучающихся на дому, гиперактивных учащихся, детей, имеющих тяжёлые заболевания, опекаемых, с повышенной тревожностью, неуверенных в себе
|
Октябрь
|
Диагностика межличностных отношений, адаптации к школе. Нейропсихологическое обследование. Индивидуальное консультирование родителей и учителей по результатам диагностики и запросам. Проведение развивающих занятий по адаптации учащихся к школе (с привлечением учащихся среднего звена – членов клуба «Зеркало»)
|
Ноябрь
|
Психолого-педагогический консилиум по адаптации учащихся к школе. Разработка коррекционной и развивающей программы для дезадаптивных учащихся. Консультации родителей и педагогов по итогам консилиума и запросам. Приглашение учащихся 1-х классов, обучающихся в школе, на общешкольные линейки
|
Декабрь
|
Коррекционно-развивающие занятия с дезадаптивными учащимися. Оказание детям и их родителям помощи в учебной самоорганизации
|
Январь
|
Изучение семенных отношений по проективным методикам. Психологическая игра «Волшебная поляна» (продолжение изучения особенностей адаптации). Заполнение карт адаптации учителями. Психологический лекторий для родителей «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»
|
Февраль
|
Психологические игры с ленью (коррекция трудностей волевой сферы). Продолжение работы с детьми группы риска, привлечение по необходимости других специалистов
|
Март
|
Психологическая игра «Приключения весёлых человечков» (развитие коммуникативных навыков). Консультирование родителей по запросам. Диагностика интеллекта
|
Апрель
|
Участие первоклассников в «Неделе психологии». Совещание при завуче « Итоги адаптации первых классов к школе». Участие в проведении родительского собрания «Учёт психофизических и нейропсихологических особенностей ребёнка в обучении и воспитании»
|
Май
|
Диагностика учащихся после индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Подведение итогов годичного обучения (адаптации). Перевод учащихся во второй класс (рекомендации)
|
Схема работы СПС СШ №5 г. Полоцка по предупреждению правонарушений и преступлений
Схема работы СПС СШ №5 г. Полоцка по взаимодействию школы с семьей и профилактике семейного неблагополучия
С.Ф.Медведская, педагог-психолог СШ №5 г. Полоцка
Источник: Психологическое сопровождение как одно из условий качества образования: учебно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – 52 с. |