На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Личностные особенности ребенка, воспитанного в неполной семье
Личностные особенности ребенка, воспитанного в неполной семье
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кудельтна Н.С., студентка гр.1341 СамГУ
Личностные особенности ребенка, воспитанного в неполной семье
Настоящая работа посвящена анализу специфических личностных особенностей ребенка, воспитанного в неполной семье. Анализ литературы показывает, что на современном этапе отсутствуют концепции , связывающие особенности родительско-детских и супружеских отношений в неполной семье (мы имеем в виду следующее: отсутствующий супруг сохраняет свою индивидуальную представленность и, вследствие этого, продолжает оставаться субъектом семейных взаимоотношений [Петровский В.А.]).
Мы рассматриваем изменение родительско-детских взаимоотношений в процессе развода, причем наряду с понятием юридического развода, нами вводится термин "психологический развод". Это длительный процесс разрыва эмоциональных взаимоотношений супругов. Вовремя своего протекания он характеризуется высоко эмоциональным отношением к бывшему супругу: любовь, ненависть, гнев, обида, и т.д. Процесс психологического может так и не завершится. Фактором его "консервации" является известный механизм симбиоза, отождествления или взаимозависимости.

Субъекты, вступающие во взаимозависимые семейные отношения характеризуются:
- незрелым "Я"( низкой степенью сформированного);
- потребностью в поощрении со стороны других, конформизмом;
- высокой степенью зависимости от состояния Значимого Другого;
- высокой конфликтностью, причем конфликты носят невротический характер ( имеется ввиду то, что конфликт является проекцией неразрешенной личностной проблемы, вследствие чего он характеризуется однотипностью, цикличностью возникновения. Такой конфликт ничего не меняет во взаимоотношениях: не переводит их на новый уровень и даже не разрушает).
Исследование выявило, что причиной подобных особенностей является не завершенность процесса сепарации от родителей [Малер М.]. В следствие этого супруги оказываются не способными к установлению истиной близости [Берн Э ], при этом манипулятивные паттерны как бы "врастают" в  сформированное Эго. При разводе данные паттерны воспроизводятся в родительско-детских отношениях, которые, в силу этого, формируют такую же симбиотическую личность ребенка. К тому же, при не завершившемся психологическом разводе родителей ребенок втягивается в конфликт лояльности, то есть вынужден выбирать между родителями.
Таким образом, основными особенностями личности ребенка, воспитанного в неполной семье, являются:
- Несформированность границ Эго;
- Страх перед отвержением или страх слияния при одновременно присутствующем стремлении к близости,
- "Разделенная" самооценка ( мы имеем ввиду зависимость самооценки личности от наличия рядом Значимого Другого. Одиночество переживается как собственная ничтожность.);
- Неадекватность реакций как результат неспособности осознавать собственные чувства (личность начинает переживать себя как расщепленную на разум / тело, при отождествлении с разумом. Внутреннее "Я" приобретает черты фантомности" [Лэнг Р.Д.], т. к. живет только ментально, изолируется, не проявляясь в поведении. Тело и связанные с ним поведенческие реакции личности переживаются как бы из вне ( с позиции стороннего наблюдателя ), как проявления ложного "Я" Вместе с ощущением жизненности и субстанциональности собственного тела, утрачивается ощущение жизненности собственного "Я" (онтологическая неуверенность). Это обуславливает восприятие мира как изначально опасного, а жизни как бессмысленной, ложной. Такая личность вынуждена постоянно доказывать существование собственного "Я" себе и враждебному миру. Кроме того подобная личность становится неспособной осознавать и отреагировать собственные телесные состояния, что приводит накоплению напряжения в теле, которое не находит путей разрядки ( возможно это является одним из важнейших факторов наркотизации личноста);
- "экстремальное" мышление (преобладают крайние суждения)
- пассивность, экстернальность
- склонность к самообвинению, повышенное чувство вины.
Средой в которой формируется описанный тип личности, может является не только неполная семья, но так же и любая другая, если в ней устанавливаются родительско-детские взаимоотношения по симбиотическому типу.

Источник: Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии»
Научные редакторы: О.В. Лаврова, С.В. Березин
Набор: Е.А. Павлова, О.А. Смирнова Компьютерная верстка, макет: Т.Н. Посадская

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.