На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании здорового ребёнка
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании здорового ребёнка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.Н.Малярчук, к.м.н., д.п.н., профессор Тюменского государственного университета
Н.В.Марьинских, педагог – психолог МБОУ СОШ д. Шугур Тюменской области

В условиях гуманизации образовательной среды, возрастает роль сохранения здоровья ребенка как одного из факторов эффективности процесса обучения, определяющая в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Но интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье подрастающего поколения России находится в катастрофическом состоянии. Анализ показателей состояния здоровья детей в за последнее время выявил следующие неблагоприятные тенденции: сократилось количество детей 1-ой группы здоровья с 15,6 до 5,7%, в тоже время возросла численность 3-й группы здоровья - с 11,8 до 26,9%. Среди заболеваний на первое место вышли отклонения со стороны костно-мышечной системы: нарушение осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% дошкольников. Второе место занимает кариес, который отмечается у 54-60% детей. Каждый второй ребенок (42-56%) имеет отклонения в сердечно – сосудистой системе, 30-40% - невротические реакции, 10-23% - аллергическую патологию. И с этой патологией ребенок уже приходит в школу.

 

Значит, что-то не так делают родители, или ничего не делают, чтобы ребенок был здоровым и мог успешно учиться.
В исследованиях, посвященных вопросам сохранения здоровья школьников, если и говорится о родителях, то обычно встречаются фразы о взаимодействие семьи и школы в вопросах обеспечения здоровья детей на уровне поддержки родителями здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива.
Специалисты, поднимая планку ответственности родителей за воспитание детей, всё чаще в последние годы стали писать о социальном партнёрстве в диаде «педагоги-родители» в сфере сохранения здоровья детей.
Понятие «партнёрство», как часто это сейчас бывает, заимствовано из зарубежного опыта социальной жизни экономически развитых государств. На первый взгляд очень удачный термин, но обратимся к словарю С.И. Ожегова, где написано, что «партнёр – участник игры с кем-нибудь (на сцене, в карты, в спорте), а также вообще какой-нибудь совместной деятельности» [4;483]. Таким образом, изначально базовое понятие предлагаемого термина – совместная деятельность, которая может иметь как нравственную, так и безнравственную направленность. Кроме того, в этой деятельности партнёры могут быть совершенно не заинтересованы, действовать по необходимости и обязанности.
Современными учёными понятие «партнёрство» содержательно дополняется и расширяется с учётом конкретной сферы применения термина. В частности, одно из определений звучит следующим образом: «Социальное партнёрство – это социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнёров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничеству, развитию всех субъектов данного процесса. Автор выделяет следующие принципы организации социального партнерства: добровольность, кооперативность, предполагающая равноправное включение субъектов в совместную деятельность, самостоятельность и ответственность в принятии решений, самодеятельность, выражающаяся в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем равняется успеху), сотворчество, стабильность, соучастие всех субъектов социального партнерства, открытость, гуманистическая направленность, которая выражается в учете и принятии индивидуальных особенностей субъектов партнерства [2].
Но какими же качествами должны обладать субъекты, чтобы отношения между ними развивались не как простое взаимодействие, а сотрудничество?
Психологами определены характеристики, развитие которых может способствовать формированию готовности и способности к выстраиванию конструктивных партнерских взаимоотношений [3]:
• когнитивные: умение ставить цели и ясное представление конечного результата своей деятельности; осмысление конструктивных способов решения ситуации; наличие установок на восприятие второй стороны как равной, обладающей равными правами; построение плана (алгоритма) собственных действий с учетом внешних условий ситуации; умение определять интересы потенциального партнера, относить собственные интересы с интересами другой стороны; умение переосмысления проблемы, соотнесения собственных целей с целями партнера;
• эмоциональные: терпимость, эмпатийность, доброжелательность, аффилиация;
• рефлексивные: умение разбираться в себе самом, адекватно оценивать свои достоинства и недостатки; понимание собственных потребностей и потребностей потенциального партнера; способность нивелирования предвзятого отношения к потенциальному партнеру, дифференцирования позитивных (личностных) качеств другой стороны и качеств, полезных для достижения общих целей деятельности; осознание степени личной ответственности за содержание и результаты совместно осуществляемой деятельности;
• волевые: планирование ситуации в соответствии с собственными целями; умение сохранять в течение длительного времени заинтересованность во взаимодействии с партнером; координация усилий других людей по разрешению ситуации; умение пойти на компромисс; способность попросить помощь и поддержку в субъективно сложной ситуации; способность такую поддержку оказать.
В общем, современные учёные выделяют личностные (структурные), динамические (ситуативные) и регулятивные (социально-психологические) качества, определяющие готовность человека к построению партнерских отношений.
В частности, среди личностных детерминант готовности человека к построению партнерских отношений исследователями называются: ответственность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, организованность, низкий уровень тревожности, коммуникабельность, толерантность, креативность, способность поиска и принятия неординарных решений. В качестве ведущей динамической детерминанты называются характер взаимоотношений с окружающими и социальная компетентность, наличие жизненного опыта эффективного социального взаимодействия. К регулятивными (социально-психологическими) факторам можно отнести степень готовности человека к построению взаимовыгодных целенаправленных отношений, наличие организационных и средовые ресурсов, обеспечивающих доступность каналов и способов установления партнерских взаимоотношений.
Итак, определим, какие качества должны быть присущи родителям и педагогам, чтобы отношения между ними носили действительно партнёрский характер.
Во-первых, с целью обеспечения позитивного психологического фона для построения и развития отношений педагогов и родителей друг с другом обязательны личностные ресурсы: позитивная Я-концепция, интернальный локус контроля, высокий уровень эмпатии и аффилиации (стремления человека быть в обществе других людей).
Во-вторых, для обеспечения сформированности восприятия социального взаимодействия как эффективной поведенческой стратегии и, как следствие, конструктивной активности по построению и развитию социальных отношений необходимо владение развитыми когнитивно-оценочными механизмами (самооценка, самоанализ, рефлексия и пр.).
В качестве необходимого условия для развития партнёрских отношений в диаде «педагоги-родители» требуются развитые средовые ресурсы, обеспечивающие наличие доступных каналов и способов установления партнерских взаимоотношений.
На наш взгляд, в период духовно-нравственного кризиса, в котором пребывает наша страна, педагогам и родителям необходимо объединяться в воспитании духовного здоровья подрастающего поколения, в сопротивлении разрушению традиционных российских ценностей, в борьбе с навязыванием потребительских ценностей западного мира и образа жизни.
У С.И. Ожегова в словаре под определением «сопротивляться силе, бороться» [5;560] написано слово «ратовать», поэтому мы предлагаем новый уровень взаимодействия родителей и педагогов – соратничество. У С.И.Ожегова «соратник – это испытанный надёжный товарищ по битвам, а также вообще по деятельности» [4;735].
Главный принцип, которым должны руководствоваться педагоги и родители – принцип единства ценностных ориентиров в семейных ценностях (семья, родители, дети, верность, послушание, ответственность за ближнего, забота), в гражданских ценностях (патриотизм, любовь к Родине, отечественная культура, историческое прошлое России), в эстетических ценностях (красота русского языка и природы и др.).
При организации взаимодействия педагогов и родителей на уровне соратничества необходимо руководствоваться и принципами сотрудничества образовательных учреждений и семьи [1]:
• принцип осознанности системного взаимодействия: участники такого взаимодействия (педагоги и родители) должны осознавать необходимость совместных действий для личностного развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала; идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов социализации ребенка;
• принцип согласованности усилий: совместные усилия педагогов и родителей должны быть согласованы как на уровне содержания транслируемых посланий и предъявляемых ребенку правил и образцов, так и на уровне экспертизы и оценки поведения ребенка в заданном нормативном пространстве;
• принцип дополнения: педагоги и родители должны дополнять усилия друг друга, так как специфичность вклада каждой из сторон определяется особенностями социальных ролей педагога и родителя, разницей в педагогическом и родительском самосознании: если родители в большей степени способны повлиять на аффективные компоненты социальной идентичности ребёнка, субъективное принятие правил (перевод во внутренний план), то педагоги объективизируют социальные нормы и способствуют переводу на поведенческий (внешний) уровень;
• принцип операциональной компетенции: педагоги должны владеть системой методических приемов взаимодействия с родителями (диагностических, организационных, коммуникативных), уметь отбирать и реализовывать адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно реагировать на запросы родителей;
• принцип паритетности: родители и педагоги являются партнерами в осуществлении поддержки процесса социализации ребенка, но организаторами взаимодействия являются педагоги, поэтому педагогический коллектив должен не только своевременно информировать родителей о качестве этого процесса, но и работать в режиме «on line», регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно корректировать свои педагогические воздействия на ребенка.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в сохранении и развитии здоровья школьников в условиях духовно-нравственного кризиса должно носить не просто характер партнёрских отношений, а выходить на уровень соратничества – объединения усилий педагогов и родителей обучающихся в воспитании духовного здоровья подрастающего поколения, в сопротивлении разрушению традиционных российских ценностей. Принципы соратничества: единства ценностных ориентиров, осознанности системного взаимодействия, согласованности усилий, дополнения, операциональной компетенции, паритетности.

Направления работы:

1. Изучение семей и условий семейного воспитания.
2. Организация клуба родителей, работа с родительским активом.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей (тематические конференции для родителей, родительские лектории, оформление стендов для родителей с разнообразной печатной продукцией).
4. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия);
5. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей в различных формах внеурочной деятельности).
6. Активизация и коррекция семейного воспитания через проведение психологических тренингов и практических семинаров для родителей.
7. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
8. Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям классными руководителями и педагогом-психологом.

Формы работы семьей:

1. Родительский клуб
2. родительские конференции (с приглашением узких специалистов);
3. родительские тематические собрания;
4. индивидуальные беседы;
5. мини-лектории;
6. «неделя семьи» (написание писем родителям, составление рассказа о своей семье, изучение семейной родословной).

Пример работы родительского клуба

Девиз клуба: «Нас много, я – ты, он, она, а вместе мы – семьЯ»
Цель клуба: Возрождение старых и создание новых традиций семенного воспитания с целью становления духовно-нравственного здоровья ребёнка.
Задачи клуба:
1. Сплочение родителей из разных семей с целью формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей в воспитании ребёнка.
2. Разрешение потребности ребёнка в понимающих родителях.
3. Разрешение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке.
4. Разрешение потребности общества в духовно-нравственной, здоровой и дружной семье.
Этапы организации работы клуба:
1. Подготовительный: определение потребностей родителей с помощью собеседования и анкетирования. Дифференцирование выявленных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом детей.
2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Разработка методического сопровождения: составление конспектов занятий, подборка стимульного и раздаточного материала.
3. Непосредственная работа «Родительского клуба».
Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о духовно-нравственных и психофизических закономерностях развития ребёнка, тем самым обогащая свой жизненный опыт. И, как следствие, они постепенно научаются всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребёнка, формируют адекватное представление о детских возможностях и потребностях, расширят личный арсенал средств взаимодействия с ребёнком, получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.

Формы работы клуба:
• обучающие занятия с элементами тренинговой работы;
• практические семинарские занятия;
• выездные мероприятия на природу;
• заседания-праздники (дни рождения участников клуба, семейные даты, «День семьи любви и верности»);
• спортивно-оздоровительные мероприятия.

Методы работы:
• дискуссия (способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком);
• игра (позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию);
• совместная деятельность родителей и детей (помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребёнка в процессе взаимодействия);
• обсуждение и разыгрывание ситуаций (помогает найти оптимальный способ взаимодействия);
• обучающий эксперимент (помогает родителям применить полученные знания на практике);
• анализ поступков детей и родителей (помогает вскрыть причины возникновения конфликта);
• анализ типов коммуникативных взаимоотношений (позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем);
• анализ ситуаций (помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка).
• анализ видео и аудиоматериала (позволяет со стороны увидеть или услышать способ взаимодействия с ребёнком, провести анализ и самоанализ).

Организация заседаний (1 раз в неделю) проводится в виде циклов занятий, тематика которых определена возрастными особенностями детей:
1. Цикл «Моя семья» – ранний возраст (1,5–2 года).
2. Цикл «Учусь быть родителем» – младший и средний возраст (3–4 года).
3. Цикл «Я – успешный родитель» – старший возраст (5–6 лет).
4. Цикл «Мой ребёнок – первоклассник» – младший школьный возраст (6-7 лет).
5. Цикл «Мой ребёнок – мой друг» – младший школьный возраст (8-11 лет).
6. Цикл «Мой ребёнок – пятиклассник» – младший подростковый возраст (11-12 лет).
7. Цикл «Особенное время» – подростковый возраст (12-15 лет).
8. Цикл «Пора любви и выбора детей» – старший подростковый и юношеский возраст (15-18лет).
9. Цикл «Основы семейной жизни для будущих родителей» – юношеский возраст (10-11 класс).
10. Цикл «Оздоровительная гимнастика» – возраст родителей не ограничен никакими рамками, кроме медицинских показаний.
Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учётом запроса родителей и особенностей структуры семей в целом.

Список литературы
1. Григорович Л.А. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи / Л.А. Григорович. Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (отечественный и зарубежный опыт): Сборник статей по материалам международной научной конференции, 17-19 марта 2009 года. СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2009. с. 153-156.
2. Голиков Н.А. Социальное партнёрство специалистов ДОУ как механизм повышения результативности их деятельности/ Социальное партнёрство в дошкольном учреждении: ресурс повышения эффективности деятельности специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.А. Голикова. Ханты-Мансийск, 2007. 187 .
3. Дубровина О.И., Селиванова О.А. Формирование навыков партнёрского поведения учащихся как социально-психологическая и социально-педагогическая проблема /Духовно-нравственные основы отечественного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (2-3 февраля, 2010 г.) Тюмень: Тюм НГУ, 2010. С. 111-113.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. 896 с.

Источник:Сохранение здоровья воспитанников младшего школьного возраста в семье. Учебно-методические материалы для педагогов по организации работы с семьёй. Тюмень, Департамент образования и науки Тюменской области, 2012 г. 50 с.
Авторы-составители:
Малярчук Наталья Николаевна, кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тюменского государственного университета
Марьинских Наталья Владимирована, педагог-психолог МБОУ СОШ д. Шугур, ХМАО, Кондинского района Тюменской области
Ответственный за выпуск:
Фирулёва Светлана Вячеславовна, главный специалист отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.