На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Внутриличностные факторы развития профессионального выгорания у педагогов
Внутриличностные факторы развития профессионального выгорания у педагогов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ф. Р. Малюкова
Внутриличностные факторы развития профессионального выгорания у педагогов
Профессиональное выгорание – сложное негативное психофизиологическое состояние, включающее в себя множество разнообразных симптомов, которые, в свою очередь, составляют три синдрома: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Проблеме развития данного негативного состояния в последнее время уделяется всё большее внимание, и исследователей интересуют не только механизмы его развития и коррекции, но и внутриличностные основания устойчивости работника к его появлению. В Международной классификации болезней синдром выгорания описывается как «состояние полного истощения» (Z.73.0) не случайно, так как у работников социальной сферы чаще развивается именно синдром эмоционального истощения, проявляющийся в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве «приглушенности, притупленности, опустошенности, исчерпанности» эмоций.

В исследовании, в котором приняли участие педагоги средней школы № 136 и педагоги дополнительного образования Центра внешкольной работы Калининского района (N = 40), мы хотели определить характер зависимости степени эмоционального истощения от показателей Эго-функций у респондентов с разнообразной организацией Эго, для чего провели регрессионный анализ.
Результаты анализа показали, что степень эмоционального истощения (ЭИ) у педагогов, принявших участие в исследовании, зависит от того, насколько выраженно в структуре Эго представлены деструктивность и дефицитарность внешней функции активности («агрессии»), деструктивность и дефицитарность функции определения опасности («тревоги»), деструктивность границ Эго от внешнего по отношению к личности воздействия (со стороны других людей – функция «внешнего Эго-отграничения») и внутреннего воздействия (со стороны инстинктивной, бессознательной части психики – функция «внутреннего Эго-отграничения»), дефицитарности принятия себя (функция «нарциссизма), деструктивности функции сек- суальности. Уравнение регрессионной зависимости выглядит следующим образом: ЭП = 2,7 + 0,29 деструктив агрессия (р = 0,006) + 0,31дефицитар агрессия(р = 0,00) + 0,09 деструктив тревога (р = 0,049) + 0,09 деструктив внешнее Эго-отграничение (р=0,009) + 0,07 деструктив внутреннее Эго- отграничение (р = 0,003) + 0,23 дефицитар нарциссизм (р = 0,015) + 0,69 деструктив сексуальность (р = 0,034). ЭП у педагогов с высокими показате- лями конструктивности Эго-функций тревоги, агрессии, внешнего Эго- отграничения и нарциссизма выражено ниже. Уравнение регрессионной зависимости: ЭП = 2,7 – 0,16 конструктивная тревога (р = 0,004) – 0,14 кон- структивная агрессия (р = 0,042) – 0,28 конструктивное внешнее Эго- отграничение (р = 0,003) – 0,53 конструктивный нарциссизм (р = 0,030).
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: чем больше у педагогов развиты внутрипсихическая способность к активной деятельной адаптации к внешнему миру на основании доброжелательного отношения к людям, способность устанавливать и сохранять продуктивные межличностные контакты несмотря на противоречия, способность формировать и отстаивать свои собственные цели и задачи, реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, инициативность, открытость, способность к конструктивному преодолению трудностей, коммуникабельность, целостность внутреннего опыта, адекватная оценка себя и своих действий, тем ниже эмоциональное истощение в условиях специфических профессиональных стрессов педагогической деятельности. Напротив, недоброжелательность, конфликтность, агрессивность, склонность к конфронтации, пассивная жизненная позиция, а также отчуждение собственных планов, интересов и потребностей, повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям, трудность в организации собственной активности, неумение гибко регулировать межличностные отношения, аффективная скованность, безучастность к трудностям и потребностям людей, неспособность адекватно воспринимать свои собственные чувства и потребности (что делает педагогов нечувствительными к потребностям других и неадекватной оценке себя и своих действий) приводят к более выраженному и интенсивному развитию синдрома эмоционального истощения. Вкратце можно сказать, что факторами риска развития интенсивного и выраженного синдрома профессионального выгорания у педагогов средней школы являются высокие показатели деструктивности Эго-функций, конструктивность же Эго-функций: агрессии, тревоги, внешнего Эго-отграничения, нарциссизма является ресурсом, обеспечивающим защиту от развития патологических психофизиологических состояний.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.