Н. Г. Пантелеева член-корреспондент МАНПО Московский городской педагогический университет Abstract: This article describes the peculiarities and difficulties of personality development in adolescence, revealed irregularities in the personal development of the age and identifies ways to overcome them. Keywords: adolescence, especially the development of personality, self-consciousness, and psychological support. Среди важнейших проблем психологии особо следует выделить проблему развития личности в подростковом возрасте (возраст 10-15 лет), который занимает особое положение в силу сложности происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости, продолжающий примерно 2-3 года.
Данный возраст характеризуется ускоренным физическим развитием, половым созреванием и социальным формированием -вхождением в мир взрослых. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к апатии. Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эьконина, А.В.Петровского, И.С.Кона и др. подтверждают трудность подросткового периода, обусловленные происходящими изменениями в психике подростка, поэтому подросток не всегда поддается влиянию взрослых. Трудности этого периода отражены в названиях – переходный, трудный, критический возраст. Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом плане, социальный статус мало чем отличается от детского. Подростки – это все еще школьники, их основная деятельность – учеба. Этот возраст относится к критическим периодам жизни подростка, т.к. возникает кризис его независимости с такими признаками: строптивость, упрямство, своеволие, отрицательное отношение к требованиям взрослых, ранее выполнявшиеся, протест и т.д. Одним из распространенных проявлений в данном возрасте является застенчивость. В психолого-педагогической литературе застенчивость характеризуется рядом отрицательных переживаний и особенностей: неловкостью, растерянностью, робостью, бестактностью, тревожностью, нерешительностью, невниманием, эгоизмом, чувством стыда, страха и др. Следовательно, застенчивость – психологический барьер, мешающий нормальному общению, комплекс социальной неполноценности, прежде всего, эмоционального характера, не позволяющая свободно жить и проявляется в разнообразных формах. Застенчивость – это и черта личности, которая определяет поведение человека в социуме, влияет на взаимоотношения людей и оказывает негативное влияние на личностное развитие, связана с внутренним миром подростка. В одних случаях дети становятся нервными, у них развиваются психические заболевания, в других – страдает нравственное формирование личности. Это чувство отверженности, изолированности от общества (обособленность в классе, одиночество в семье). За последние годы психоэмоциональное состояние детей заметно ухудшилось, возросло число детей с психологическими и социальными срывами, особо доминируют застенчивые подростки (80% в мире). Теоретический анализ исследований по проблеме показал, что психическое развитие подростка - это процесс управляемый, известный отечественный психолог Л.С.Выготский [2, с.243] выделил основное новообразование в сознании подростков – социальную ситуацию развития, это система общественных отношений между подростком и средой, составляет главное содержание переходного периода - формирование внутренней позиции. Воспитание современных подростков осложняется тем, что нынешние дети заметно отличаются от своих сверстников 10-летней, 20-летней давности и т.д. Современный ритм жизни, обилие информации, сложность человеческих отношений вызывают субъективные трудности, отражаясь на психике подростка несравнимо больше, чем в прошлые времена, поэтому так важна подросткам поддержка, чтобы не допустить возникновение нарушений. Практика показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если установить добрые отношения с подростком, построить их в форме сотрудничества и доверия, которые сближают их со взрослыми. Первое к чему стремиться подросток - это самоутвердиться, реализовать свое чувство взросления, независимости, а от взрослых ожидает понимания и признания. Формирование самосознания, обретение внутренней уверенности в себе подросток строит по образу взрослого человека. Примеры, которые подростки выбирают для себя, очень существенны: от литературного героя до человека, занимающего асоциальную позицию. Для некоторых подростков оказываются более значимыми внешние эталоны взрослости: сигареты, грубые слова, грим у девочек, излишества в одежде, что порождает несерьезность проявления взрослости. Внешний вид подростка – это показатель его внутренней культуры, поэтому эти проявления не должны выпадать из поля зрения взрослых. В переходном возрасте резкими оказываются перемены в самой личности, по-разному изменяются их психологические качества и в разное время, например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Нередки случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он подросток, а по чертам личности – ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности – в самоутверждении, общении – не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может понять, что именно с ним происходит. В жизни современных школьников есть моменты, тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением, отсутствие постоянных обязанностей по дому и т.д.) и взрослящие моменты (поток информации, акселерация физического развития и т.д.), что обусловлено разнообразием условий жизни и воспитания подростка. Неблагополучие в отношениях приводит к нежелательным последствиям: подростки, не принятые в учебном коллективе, ищут признания в других асоциальных группах. Задача психологической службы школ обеспечить психологическое здоровье подростков и возможности дальнейшей самореализации личности. На современном этапе застенчивость остается проблемой и ведет к серьезным упущениям в практике развития личности подростка. Нами было проведено экспериментальное исследование по проблеме застенчивости подростков, в эксперименте участвовало 50 детей (7 -8 классы, 13-14 лет). Работа опиралась на теоретические основы отечественных психологов (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) о том, что личность формируется в процессе общения и деятельности под влиянием социальной среды; учет возрастных особенностей подростка. Изучение проблемы застенчивости помогло обнаружить, что в школьной практике не достаточно учитываются психологические особенности и трудность переходного этапа в развитии подростков, основной акцент делается на учебу, психологическим проблемам не придается значение. Опрос родителей показал: одни с безразличием относятся к своим детям, не интересуются их делами и не занимаются воспитанием, считая обучение подростков делом школы. В то же время показателен факт исследования: семьи, где родители уделяют внимание детям -проводят с ними свободное время, увлекаются совместными делами, регулярно посещают школу и т.д., те подростки чувствуют себя уверенно, не испытывая кризиса подросткового возраста. Беседы и наблюдения за подростками показали, что им необходима поддержка и одобрение окружающих, не всегда следует бурно реагировать на плохие отметки. Также причинами проявления застенчивости является неумение подростков ясно выражать свои мысли и чувства, не развиты навыки общения и культура речи, что является барьером для установления положительных взаимоотношений. Анализ проведенной работы указали, что необходим комплекс мер, способствующий эмоционально-положительному взаимодействию подростков со сверстниками и взрослыми. Коррекция застенчивости предполагает раскрепостить подростка, повысить его самооценку, которая формируется на базе оценки окружающих, развить уверенность в себе, чувство собственного достоинства, умение высказать личное мнение и т.д. Так как застенчивость проявляется в разных формах, мы остановились на следующих разновидностях: преодоление неловкости в отношениях и общении, страха и боязни посторонних, воспитание уверенности в себе в различных ситуациях, развитие коммуникативных навыков общения. Наша работа осуществлялась по двум направлениям: -развитие эмоциональной сферы подростков, умение управлять своими переживаниями, снимать психологическое напряжение; направить их внимание к внешнему миру, стараясь пробудить отзывчивость к людям; -развить коммуникативные навыки общения, умение взаимодействовать и сотрудничать с другими, ориентироваться в социальной ситуации. Для оказания психологической помощи подросткам по проблеме мы совместно с психологом СОШ № 135 г.Можайска разработали коррекционно-развивающую программу «Победи застенчивость» , которая имела огромное значение и для нравственного воспитания. Мы предположили, что коррекция застенчивости может быть успешно устранена при создании определенных условий: -организации эмоционально-положительной среды общения и деятельности, опираясь на достоинства подростков, особого внимания к ним: доброжелательность, обогащение речи, развитие коммуникативных навыков; - эмоциональный фон проводимых мероприятий, использование разнообразного практического материала в обучении. На первое место выдвигали содержательное общение с подростками, имеющее огромное значение в формировании психики подростка и социальном становлении. На основе общения формируется базовое качество личности – общительность, коммуникабельных людей отличает повышенное внимание к другим, умение их слушать (люди тянутся к тем, кто умеет слушать), отзывчивость в отношениях и т.д. Умение общаться обеспечивает психологическую защищенность, помогает адаптироваться в мире взрослых, а умение устанавливать доброжелательные отношения свидетельствует о нравственной зрелости. Эмоциональная сфера, переживания подростков – важная и тонкая сторона психического развития; психологи доказали, что развитие эмоциональной сферы требует специально организованной работы. В школьной психологии разработаны основы такого обучения – это упражнения, тренинги, игры. Наша система обучения состояла из теоретического и практического материалов: беседы по психологии, серия игр, тренингов, упражнений, каждая часть занятия предусматривала работу в определенном направлении. Подросткам давались разнообразные задания на обогащение эмоциональной сферы, например: игры «Испорченный телефон» - подростки по цепочке передают различные переживания; «Угадай эмоцию» - показать пантомимой эмоцию, сначала ведущий, потом застенчивый подросток показывает мимикой эмоцию, остальные угадывают и повторяют; «Море волнуется» - проигрывание разнообразных состояний гнева, страха, радости, успеха, тревоги и др. Эмоции тесно связаны с речевым общением, использовали разнообразные творческие задания по обогащению речи, например: что было бы, если…; представьте себя через 5 лет и т.д. Для раскрепощения подростков применяли упражнения на невербальное общение, например: упражнения «Перевоплощение» - перевоплотиться в какой-либо объект; «Передай настроение» - инсценирование эмоционально окрашенных состояний без слов. Использовали воображаемые ситуации, задание «Через стекло» - представьте, что вы общаетесь через стекло и должны без слов передать сообщение; игра «Разговори застенчивого человека»; давали домашние задания типа: написать и презентовать хвалебную оду застенчивости или создать символ успеха и т.д. Для установления доверительных отношений с подростками применяли игры и упражнения в кругу: сидя, стоя, парами, общий круг, 2 круга – внешний и внутренний и др. построения; например: круг уверенности – продолжите фразу «Я уверен в себе, если…» и др. Вначале задания вызывали страх, боязнь и др. проявления, но в процессе обучения подростки привыкли к необычным играм и легко справлялись. Ребята учились согласовывать свои действия и позиции, оказывать помощь друг другу, находить пути преодоления препятствий в разных ситуациях, высказывали личное мнение, рассуждали. В конце занятия организовывали обсуждение: легко ли было разыграть ситуацию без слов, понятно ли, что показывали другие участники, какие чувства испытывали, выполняя упражнение и др.; подводили итоги - что нового узнали, как может пригодиться в жизни. Эксперимент подтвердил, что добиться эффективности можно, изменив отношение к подросткам и формы работы с ними. В результате мы смогли добиться позитивных сдвигов в поведении подростков: они стали активнее, самостоятельнее и общительнее; произошли изменения в развитии личных их качеств – уверенности в себе, уважении к другим. Опыт проведенной работы подтвердил необходимость психологической работы в подростковом возрасте, способствующей не только развитию их личностных качеств, но и нравственному формированию.
Литература 1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1990. 2. Выготский Л.С. Избр. пс. иссл. – М.: Педагогика, 1992. 3. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1982. 4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. 5. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана. |