На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности ценностных ориентаций студентов-психологов
Особенности ценностных ориентаций студентов-психологов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н. М. Гресь
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия
Abstract. Values of the personality is one of the most important scientific problems investigated currently on philosophical, sociological, pedagogical, individual psychological and socio-psychological levels. Its importance is determined by the fact that values of that function as regulators of conduct, directing, coordinating efforts, manage the integrity of conduct and all kinds of human activity.
Keywords: values, value orientations, terminal values, personality, accessibility, availability, students, psychologists.
Ценностные ориентации личности – одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях.

 

«Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [1]. В этом определении наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их характер, функции и значение в жизни человека, в развитии его личности.
Одним из основных этапов в формировании ценностной системы личности является период студенчества, соединяющий в себе юность и раннюю взрослость. С целью анализа ценностных ориентаций в период студенчества нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология» в возрасте от 19 до 21 года. Всего в исследовании приняло участие 30 человек.
Для решения поставленных задач использовалась методика Е.Б. Фантало-вой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Данная методика предназначена для распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между "ценностью" (Ц) и "доступностью" (Д) в одной или нескольких жизненно важных сферах [2].
На основе полученных результатов нами составлен рейтинг наиболее и наименее значимых ценностей студентов-психологов.
На первом месте у студентов-психологов располагается ценность «Здоровье», её оценили как высокозначимую сферу 82% опрошенных. Высокий рейтинг здоровья объясним несколькими причинами: ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, активное обсуждение вопросов здоровья и активное привлечение к здоровому образу жизни в средствах массовой информации.
Второе и третье места в рейтинге занимают ценности «Счастливая семейная жизнь» и «Любовь», как очень значимые их оценили, соответственно, 81 и 65% испытуемых. В таком выборе находят своё отражение особенности юношеского возраста, актуальность проблемы близких взаимоотношений с противоположным полом. Свою роль здесь также играет разъединение с родительской семьей, многие студенты приезжают учиться из других населённых пунктов.
Высокая значимость ценности «Наличие хороших и верных друзей» у 41% студентов также объяснима причинами возрастного и социального характера.
«Материально-обеспеченная жизнь» и «Свобода как независимость в поступках и действиях» имеют одинаково высокую ценность для 35% исследуемых, т.е. для студентов-психологов одинаково важны материальные ценности и собственная независимость.
В рейтинге непопулярных сфер на первом месте «Красота природы и искусства», наибольшее количество студентов (82%) оценивают эту ценность для себя как непривлекательную. Скорее всего, это определяется тем, что в настоящее время больше ценятся вещи, приносящие выгоду и пользу, а эстетической красоте и эстетическому воспитанию в обществе не придаётся значение.
На втором месте по непопулярности располагается ценность «Активная, деятельная жизнь». Незначительность этой ценности для 70 % студентов отражает их неготовность к самостоятельной жизни, нежелание активно в ней участвовать, возможно, это бессознательное вытеснение актуальной и болезненной темы скорого вступления в самостоятельную жизнь.
Третье место среди непопулярных ценностей занимает «Творчество», 53% студентов считают эту область жизни незначимой. Для современных студентов понятие творчества во многом утратило свое значение, так как в настоящее время в обществе значительно снизился престиж науки, искусства и культуры.
Четвёртое место рейтинга незначимых ценностей для студентов – ценность «Интересная работа», что может свидетельствовать об их неготовности к профессиональной деятельности.
Понятие «ценности» как высшей цели человеческого достижения предполагает и другое необходимое понятие, связанное с условиями этого достижения, а именно, понятие «доступности». Анализируя показатель «доступность» мы оценивали, насколько каждая ценность воспринимается как доступная, легко достижимая, не требующая длительного времени и больших усилий для её достижения.
По данным проведённого исследования наиболее доступными сферами среди студентов-психологов являются «Творчество» (58%), «Уверенность в себе» (53%) и «Познание» (53%); наименьшей доступностью обладают ценности «Материально-обеспеченная жизнь» (58%) и «Счастливая семейная жизнь» (35%).
В ходе исследования нами были установлены сферы наибольшего расхождения между предпочитаемыми и достигаемыми ценностями (Ц - Д).
Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц > Д, установлено в отношении ценностей «Здоровье» (65%) и «Счастливая семейная жизнь» (53%), «Любовь» (41%) и «Материально-обеспеченная жизнь» (41%), именно в этих сферах у большинства студентов-психологов высокая значимость ценности в сочетании с её недосягаемостью порождают внутренний конфликт – это состояние разрыва между потребностью в достижении значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности. Обратное соотношение, когда Д > Ц, напротив, означает состояние «внутреннего вакуума» – душевной пустоты и отсутствия побуждений. Данное состояние выявлено в отношении таких ценностей как «Активная деятельная жизнь» (47%), «Красота природы и искусства» (47%), «Познание» (29%) и «Творчество» (29%).
Таким образом, можно констатировать, что наиболее ценными в жизни студентов-психологов являются такие ценности, как здоровье, любовь и семья. Значение этих ценностей настолько велико, что достигает зоны внутреннего конфликта. Такие ценности, как природа, познание, творчество, не имеют для студентов в их возрасте серьезного значения и отходят на задний план в зону внутреннего вакуума.
Равновесие ценного и доступного отмечается в таких сферах как «Интересная работа», «Наличие хороших и верных друзей», «Уверенность в себе», «Свобода как независимость в поступках и действиях». Эти ценности входят в «нейтральную зону».
На основании результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что ценностные ориентации выступают в качестве системы, образующей личность, а особенности ценностной сферы в студенческом возрасте связаны именно с развитием, преодолением зависимости и формированием автономной личности.
Для студентов-психологов задача развития и становления личности является особенно актуальной, поскольку их будущая работа носит особый характер, где основное орудие – не методики, приёмы и техники, а собственно личность, поэтому человек, обладающий согласованными ценностями, испытывает меньше колебаний и более эффективен в контакте с другими людьми.

Литература
1. Здравомыслов, А.Г. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 485 с.
2. Фанталова, Е.Б. Диагностика и терапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б. Фанталова. – М.: Бахрах-М, 2001. – 128 с.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.