На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии «Профессиональное самоутверждение личности»: направления анализа понятия
«Профессиональное самоутверждение личности»: направления анализа понятия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. А. Ожегина
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
г. Киров, Россия
Abstract. This article discusses two areas of analysis the concept of «professional self-affirmation» – subjective-personal and professional develop. They allow us to consider various aspects of the psychological phenomenon.
Keywords: Self-affirmation, professional self-affirmation, analysis.
Для современной психологии является новым выделение и изучение феномена профессионального самоутверждения. Исследователи по-разному пытаются объяснить сущность профессионального самоутверждения личности. Во многих исследованиях отсутствует его прямое изучение, данный феномен присутствует, но присутствует имплицитно.

Анализ сущностной характеристики понятия «профессиональное самоутверждение», согласно А.В. Буран, необходимо проводить в двух направлениях: субъективно-личностном и профессионально-развивающем [3]. Рассмотрение этого понятия с позиций системогенетического подхода В. Д. Шадрикова предполагает анализ этого психического явления: «как формы профессиональной активности»; «как одного из ведущих механизмов профессионального развития личности»; «как отражения процессов формирования внутреннего мира личности»; «как системы психологической деятельности» [8]. Попытаемся сопоставить аспекты рассмотрения профессионального самоутверждения с направлениями анализа данного феномена.
Субъективно-личностное направление анализирует профессиональное самоутверждение личности посредством таких категорий как личность, субъект-ность, активность. Соответственно в рамках этого вектора, нам представляется возможным рассмотрение двух аспектов профессионального самоутверждения: как формы профессиональной активности и как отражения процессов формирования внутреннего мира личности.
Понимание профессионального самоутверждения как формы профессиональной активности исходит из следующих положений. Личность, которая профессионально самоутверждается, выступает субъектом профессиональной деятельности, а значит, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, являясь субъектом, она «моделирует деятельность, общение и поведение, устанавливая соотношение необходимого и желательного, необходимого и достаточного, «обеспечивает» деятельность (способностями, умениями и т.д.), определяет её контур, структурирует личностное пространство по принятым ею координатам, критериям, параметрам» [1]. Следовательно, положение о том, что профессионально самоутверждающийся субъект является активным (это активная личность), принимается как аксиома. «Самоутверждающаяся личность выступает активным субъектом, познающим и преобразующим мир и самого себя, обладающим сознанием и волей, способным действовать целенаправленно» [2].
Рассмотрение профессионального самоутверждения как отражения процессов формирования внутреннего мира личности исходит из понимания того, что профессионально утвердившийся человек – это человек, который обладает стабильным внутренним миром. Внутренний мир представляет собой «потреб-ностно-эмоционально-информационную субстанция», которая складывается на основе индивидуальных качеств и свойств личности. Согласно В.Д. Шадрикову, люди, которые профессионально самоутвердились обладают определённой стабильностью внутренней жизни, которая проявляется в том, что они «получают определённый жизненный стержень, в их жизни проявляется смысл, они могут реализовать себя в профессии и через профессию» [8].
Важно провести анализ профессионального самоутверждения и по второму направлению – профессионально-развивающему вектору, который включает рассмотрение этого феномена в качестве системы психологической деятельности и одного из ведущих механизмов профессионального развития личности.
Согласно взглядам психологов (А.В. Буран, А.Д. Глоточкин, Е.А. Климов, Г.И. Корчагина, С.А. Лебедев, В.Г. Маралов, А.К. Маркова, О.В. Москаленко, Ю.П. Поварёнков и др.) одним из механизмов, который во многом определяет профессиональное развитие человек, является профессиональное самоутверждение. Профессиональное самоутверждение становится объяснительным принципом профессионального развития, поскольку профессиональное самоутверждение связано с высоким уровнем профессиональной продуктивности: оно «запускает процессы самоактуализации личности» [5]; через профессиональное самоутверждение личность способна осознанно регулировать свою активность, тем самым эффективно достигать поставленных профессиональных целей; профессиональное самоутверждение позволяет личности создать систему представлений о себе как профессионале (сформировать профессиональный образ «Я») и «расширить границы своего профессионального Я» за счёт овладения новыми знаниями, умениями, навыками [6], «неразрывно связано с самовыражением и самораскрытием» [7]. Следовательно, профессиональное самоутверждение необходимо рассматривать и как один из ведущих механизмов профессионального развития личности.
С позиции концепции психологической системы профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова профессиональное самоутверждение является психологической системой деятельности. Основываясь на положениях концепции В.Д. Шадрикова, любая форма профессиональной активности, а профессиональное самоутверждение это тоже форма профессиональной активности, имеет единую функциональную структуру, которая представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: мотивы, цели, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решений, подсистемы профессионально важных качества. Корректное применение системного подхода к изучению профессионального самоутверждения, позволяет рассматривать профессиональное самоутверждение как явление, которое имеет определённую «функциональную архитектуру», построенную из таких функциональных блоков как: цели профессионального самоутверждения, мотивы профессионального самоутверждения, принятие решения о профессиональном самоутверждении, выбор средств (программы) профессионального самоутверждения, информационная основа деятельности по профессиональному самоутверждению, качества субъекта профессионального самоутверждения [4]. Данные компоненты побуждают, направляют и регулируют активность субъекта в процессе его профессионального становления и реализации.
Таким образом, при анализе понятия «профессиональное самоутверждение» целесообразно руководствоваться методологической базой и положениями, которые были сформулированы в рамках представленных направлений, поскольку они дополняют, конкретизируют друг друга и позволяют комплексно рассмотреть данный психологический феномен – «профессиональное самоутверждение».

Литература
1. Абульханова, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности [Текст] / К.А. Абульханова // Психология личности в социалистическом обществе. – 1989. – С. 117–123.
2. Байрамкулова, Т.Д. Педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности [Текст]: дис. … к. пед. наук / Т. Д. Байрам-кулова. – Карачаевск, 2004. – 180 с.
3. Буран, А.В. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления [Текст]: дис. … к. психол. наук / А.В. Буран. – М., 2004. – 257 с.
4. Корчагина, Г.И. Профессиональное самоутверждение личности: системогенетический подход [Текст] / Г.И. Корчагина, Ю.П. Поварёнков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – 130 с.
5. Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека [Текст] / О.В. Москаленко // Мир психологии. – 2004. – №4. – С. 168– 178.
6. Наседкин, С.Б. Психологические особенности военно-профессионального самоутверждения офицеров полкового звена Сухопутных войск
[Текст]: дис. … к. психол. наук / С.Б. Наседкин. – М., 1997. – 243 с.
7. Рейнвальд, Н.И. Психология личности [Текст] / Н.И. Рейнвальд. – М.: Изд-во УДН, 1987. – С. 79–87.
8. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков; репр. воспр. текста издания 1982 г. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.