На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование образа психолога средствами массовой информации в обыденном сознании людей
Формирование образа психолога средствами массовой информации в обыденном сознании людей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Р. Е. Страмилов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Забайкальский государственный университе», Чита, Россия
Abstract. This article is considering a problem of a psychologist's public image constructing in everyday awareness. Described four groups of habitual stereotypes on base of papers of other researcher.
Keywords: stereotypes, psychologist's public image, image constructing, everyday awareness.
В современном мире мы можем наблюдать за активным развитием психологической отрасли. Востребованность в специалистах психологах растет во многих организациях. Например, в общеобразовательных школах, медицинских учреждениях, дошкольных учреждениях психолог является штатной единицей.

Так же психолог присутствует во многих производственных учреждениях. Сталкиваясь все чаще с профессией психолога, люди в обществе формируют свое представление об этой сфере человеческой деятельности. Кем в обыденном сознании представляется психолог? Не смотря на высокую актуальность этого вопроса и большую значимость фактора восприятия образа психолога, теоретически и экспериментально этот вопрос разработан не достаточно глубоко.
В настоящее время у большинства людей образ психолога не сформирован, он складывается из разнородной и несистемной информации, которая почерпывается, в основном, из средств массовой информации [4]. Каким они его представляют читателю или телезрителю таким люди его и видят. Таким образом, СМИ являются поставщиками контента из которого люди конструируют образ психолога. Проблема не в том, что образ психолога, созданный СМИ вытесняет корректный образ, а в том, что настоящего понимания роли и функций психолога нет. Настоящий образ психолога у людей не успевает сформироваться.
Вместо него в сознании людей появляются искаженные образы-химеры, например психолог, который с готовностью отвечает на сокровенные и откровенные вопросы. Такой психолог охотно даёт советы даже заочно, между тем как истинный психолог и в очной встрече поостережётся что-то советовать, ведь главная задача психолога – помочь человеку найти нужные ответы в себе самом [3, с. 29].
Другая проблема состоит в том, что образ психолога сильно стереотипизирован. Системы менеджмента качества активно поддерживают стереотип о не-ком всемогуществе психологов. Можно привести пример разнообразных ток-шоу, в котором участвуют психологи и психотерапевты выполняя при этом одну и туже функцию. В связи с этим большинство людей, которые мало знакомы с психологией, ассоциируют психолога с психиатром, из-за чего у людей сдвигается представление о функциях психолога в сторону медицины [1].
Важно отметить, что сам факт присутствия психолога выступает как символ престижа, тем самым повышает статус разнообразных телевизионных программ и ток-шоу, журналов, радиопередач и др. [5, с. 230] Так же у людей недостаточно сформирована культура общения с психологами. Возможности и реальные обязанности психолога известны лишь приблизительно, поэтому ему часто приходится самому объяснять окружающим свои функции и определять границы компетентности.
Какую роль играет психология сейчас и какую она будет играть в будущем, в большей мере зависит от характера ее востребованности в обществе. Но структура такой востребованности тесно связанна с образом психолога в сознании людей. Результаты немногочисленных исследований, которые проводились в контексте данной темы, были приблизительно одинаковыми. Так людей отвечающих на вопрос о том, кто такой психолог, можно разделить на четыре группы [2, с. 45]. Первая группа состоит из тех, кто воспринимает психолога как специалиста по психике и поведению людей. Вторая группа, воспринимает психолога как человека с определенными личностными качествами, «тонко чувствующий собеседника», «чувствует чужую натуру», владение определенными знаниями и помощник в решении проблем людей. Третья группа людей, воспринимает психолога как врача, с этим определением связано и предположение о том, что психологи работают в больницах. Также, большое количество людей указывают на отсутствие нужды в психологах на организациях или предприятиях. Четвертая группа, воспринимает психолога как «полу-мага-врача-чародея», как «целителя души» и наделяют личность психолога особой миссией.
Двусмысленные результаты показывают ответы на вопросы, которые были поставлены с целью, выявить при каких обстоятельствах респондент обратился бы за помощью к психологу [7, с. 137]. Так большинство считают, что обратились бы за помощью к психологу при сложной жизненной ситуации, кризиса, конфликта, когда не могут это сделать сами. Психологу как специалисту оказывают большое доверие, поскольку надеются на его помощь при разрешении самых сложных жизненных ситуациях. С этим пересекается и перечень поводов обращения за психологической помощью. Это такие поводы как сложная жизненная ситуация, «в крайнем случае» и в ситуации которую не могут обсудить с близкими. В то же время достаточно много людей, которые занимают позицию «никогда не обращусь, справлюсь самостоятельно». Все это показывает, что большое количество людей рассчитывают при разрешении психологических проблем на собственные силы. Обращаться к психологу будут в самой крайней ситуации.
Так же важно отметить, к какому именно психологу человек обратился бы за помощью. Результаты исследования О. Г. Ксенда показывают, что на первом месте люди оценивают интеллектуальность и образованность психолога. На этом же месте так же стоит рассмотрение таких качеств психолога, как рациональный самоконтроль, самоорганизованость и дисциплинированность. На втором месте, оценивается потенциальная энергия, нервная сила, выносливость и стремление к поставленной цели психолога. На третьем месте респонденты оценили такие качества как эмоциональный альтруизм, доброта и конформизм [6, с. 58].
Ответ на вопрос о том, как должен выглядеть психолог, мы можем найти в роботе О. О. Елисеевой «Образ психолога в современной России» [2, с. 109]. Так она отмечает, что мужчина-психолог, вызывающий доверие должен быть: форма лица – прямоугольное; габитус – среднее телосложение; костюм – деловой; прическа – стрижка, короткие волосы; жесты – открытые, приглашающее; мимика – улыбающееся лицо.
Женщина-психолог, вызывающая доверие должна быть: форма лица – овальное; габитус – среднее телосложение; костюм – деловой стиль; прическа – стрижка, средней длины волосы; жесты – открытые, приглашающие; мимика – улыбающееся лицо.
Таким образом, мы видим, что нет особых различий в особенностях профессионального имиджа психологов мужчины и женщины.
В данной работе мы рассмотрели несколько работ, результаты которых согласуются между собою. Приведенные результаты исследований нельзя экстраполировать на большую совокупность, чем та, что была рассмотрена в исследованиях. Тем не менее, повседневная практика так же подтверждает данные выводы. Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время у большого количества людей образ психолога не сформирован, а состоит из обрывочных сведений, почерпнутых из средствами массовой информации, который не отражает реальную сущность работы и функции психолога. Этот образ стереотипизирован, что в свою очередь мешает продуктивной практической работе психолога так и развитию психологической науки в целом. Вопрос о формировании образа психолога у населения требует дальнейшего изучения.

Литература
1. Бозаджиев, В. Л. Имидж психолога [Текст] / В. Л. Бозаджиев. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. – 219 с.
2. Елисеева, О. О. Образ психолога в современной России [Текст] / О. О. Елисеева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – № 2 – С. 103–113.
3. Журба, О. В. Роль экранного психолога в формировании представлений о нем российской аудитории [Текст] / О. В. Журба // Актуальные проблемы психологического знания. – Московский психолого-педагогический университет, Москва, 2010. – С. 29–49.
4. Пронина, Е. Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач [Текст]: автореф. дис… канд. психол. наук / Е. Е. Пронина. – М., 1987
5. Килошенко, М. И. Психология моды [Текст] / М. И. Килошенко. – М.: Изд. Оникс, 2006. – 320 с.
6. Ксенда, О. Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов [Текст] / О.Г. Ксенда // Психологический журнал. – 2010. – № 4. – С. 55–59.
7. Родин В. Б. Образ психолога в обыденном сознании [Текст] /
В. Б. Родин, С. В. Кузнецова, О. С. Сорокина // Проблемы современной психо
логии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-
практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры
психологии. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – С. 136–138.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.