На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Стереотипные представления обыденного сознания о профессии психолога
Стереотипные представления обыденного сознания о профессии психолога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. М. Харитонова
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
г. Волгоград, Россия
Abstract. Describes the basic stereotypes about the profession of psychologist among people with different levels of education. A study of students-psychologists to find stereotypes. Analysis of the results of the study are stereotyped concepts of the psychological profession students.
Keywords: stereotype, the dependence of stereotypes from education, stereotypes about psychologists of students-psychologists.
Для начала нам необходимо определить само понятие стереотипа. Впервые оно было введено в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания.

У. Липпман обосновал концепцию стереотипного мышления и поведения, в своей работе «Общественное мнение» (1922). Он утверждал, что стереотипы – это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [3].
В своей работе У. Липпман выделил две важные причины, оказывающие большое влияние на формирование стереотипов. Одной из них является защита групповых ценностей, которые стоят над личностными, в определенных условиях подавляя возможность личностного представления о чем-либо. Второй причиной является использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления. Оно выражается в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а подводят их под уже имеющиеся категории [3]. Стоит заметить, что это существенно экономит время при оценивании человеком ситуации, определении собственного взгляда на происходящее. Однако негативный аспект такого поведения кроется в том, что человек не создаёт в своём сознании новые конструкты, позволившие бы ему не только посмотреть на происходящее «с другой стороны», но и развить своё абстрактное мышление.
В 2011 г. группа психологов Минского Института Управления (МИУ) провела ряд исследований, с целью выявить основные стереотипы в представлениях о профессии психолога рядовых граждан, а также, выяснить, зависят ли эти ошибочные представления от уровня образования респондентов [1].
При помощи опроса работающих психологов, а также свободного интервьюирования случайно выбранных ста человек, работникам МИУ удалось выявить наиболее распространенные стереотипы представлений о психологах, а именно:
- психолог – это врач, который лечит психику;
- психолог учит, как поступать в конкретном случае, дает советы, как жить;
- психолог, только взглянув на человека, уже может многое рассказать о нем: «видит насквозь»;
- психолог знает ответы на все вопросы;
- психолог занимается тем же, что и психиатр;
- психолог не имеет личных проблем;
- психолог никогда не откажет в помощи;
- психолога нельзя обмануть;
- все психологи владеют техникой гипноза.
В дальнейшем исследователи провели дифференцировку испытуемых по
уровню образования и установили, что люди, получившие высшее образование, менее склонны к стереотипированию профессии психолога, чем, к примеру, респонденты, получившие среднее специальное образование. Стоит отметить, что связано это, скорее всего, с тем, что в высших учебных заведениях дают более углубленные знания о психологии как науке, а значит и о психологе-профессионале.
Кроме того, 10% опрошенных респондентов указали, что ранее обращались к психологу, половину из этого количества составляют люди с высшим образованием, 33% со средним специальным и 17% со средним профессиональным образованием, что также может свидетельствовать о том, что более высокий уровень образования способствует сокращению стереотипов и облегчению общения с психологом.
Однако не стоит забывать и о том слое населения, которое еще не успело получить образование, а именно о подростках – будущих студентах. Они находятся в тесном контакте с социальной средой, а значит, и с мифами, представлениями и образом психолога, устоявшимися в данном средовом окружении. И тогда мы сталкиваемся с дополнительным парадоксом: с одной стороны, если человек принял решение о выборе профессии, то он должен иметь хорошее представление о ней, а с другой стороны профессия психолога, если можно так выразиться, относится к «не оправдывающим ожидания» – представления о ней почти всегда крайне разнятся с действительностью. Мы полагаем, что причиной этого является, прежде всего, то, что основным источником информации о профессиях и профессионалах в настоящее время являются средства массовой информации, Интернет и кинематограф. Будет логичным предположить, что если образы, диктуемые данными средствами донесения информации, не имеют крайне противоречащих друг другу качеств, то в общественном сознании формируется некоторый стереотипный образ психолога, более или менее устойчивый, понятный и не требующий специальной критики и рефлексии.
Однако, приступая к углубленному изучению специальности, и сталкиваясь с реальными психологами, студенты довольно быстро меняют свое мнение о профессии, а точнее, переориентируют его.
Довольно интересное исследование на эту тему провела в 2010 году О.Г. Ксенда [2], кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, изучив образ психолога в представлении самих студентов-психологов. Она применила к исследованию Тезаурус личностных черт А.Г. Шмелева – представив студентам 350 слов, значение которых распределялось по полюсам 15 наиболее значимых факторов, описывающих личность, предложив им отметить сначала 20 наиболее важных черт идеального психолога, а после – 20 черт психолога реального, представляющего собой некое олицетворение большинства существующих и работающих в данное время психологов. Данное исследование определило, что показатель сходства профилей «Идеального психолога» и «Реального психолога» составляет 99,5%. При этом в качестве наиболее важных факторов студенты выделили интеллектуальность, и абстрактную логику; рациональный самоконтроль и дисциплинированность; потенциальную энергию и выносливость; эмоциональный альтруизм и конформизм; умиротворенность и устойчивость; а также новаторскую деловитость и заинтересованность.
Полученные данные могут расцениваться нами двояко.
С одной стороны, они могут говорить о том, что вместе с обучением по специальности студент получает реальные представления о том, специалистом какого качества он станет, после окончания учебы и с каким багажом выйдет к непосредственному исполнению своих рабочих обязанностей.
С другой стороны, полученные данные могут говорить о том, что современные студенты имеют тенденцию к идеализации реального психолога и его профессиональных качеств.
И если первая перспектива воспринимается нами, как радужная, то вторая заставляет вспомнить ошибочное представление некоторых людей о том, что психолог – это своего рода бесчувственная машина, не имеющая права на недостатки и слабости, присущие по своей природе абсолютно всем людям
Проведенное исследование напоминает нам о том, что не все мифологические представления о профессии психолога развенчаны даже в сознании людей, обучающихся на этой специальности.

Литература
1. Кавецкий, И.Т. Стереотипы в представлениях о профессиональной деятельности психологов [Текст] / И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев, И.А. Коверзнева // Инновационные образовательные технологии – 2011. – №4.
2. Ксенда, О.Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов [Текст] / О.Г. Ксенда // Психологический журнал – 2010. – №3.
3. Липпман, У. Общественное мнение [Текст] / У. Липпман / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.